В этом разделе мы с удовольствием почитаем и обсудим Ваши железнодорожные путешествия. Расскажите нам, пожалуйста, не только о каком-либо поезде, а путешествие в целом, с рассказами о посещённых городах, работе вокзалов, порядке пересадок, организации ночного отдыха и т.д. Пишите о том, что может пригодиться путешественнику по железной дороге.
#117957 Альберт К 16 сен 2011, 08:47
Немного об истории дороги начинающейся на станции Чум

"В 1944 году в докладе Арктического НИИ была отмечена необходимость скорейшего создания в одном из районов полярного побережья Сибири крупной промежуточной базы (порта), опирающейся на сеть действующих железнодорожных сообщений.
Другой причиной начала строительства были пиратские рейды подводного флота фашистской Германии в Карском море и в районе Обской губы в 1942-1943 r.r., показавшие незащищенность арктического побережья Сибири.
Новый порт, который имел бы стратегическое значение, предполагалось даже использовать его и для размещения основных сил Северного военно-морского флота
4 февраля 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление № 228-104-сс «О производстве проектно-изыскательских работ по выбору места для строительства порта, судоремонтного завода в районе Обской губы и железной дороги от Северо-Печорской магистрали до порта.»
Место для порта было выбрано в районе мыса Каменный на Обской губе, были созданы опорные базы в Воркуте и Салехарде
Для производства работ 28 апреля 1947 г. приказом министра внутренних дел СССР С. Н. Круглова было создано Северное управление, Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) и строительство №501, которому подчинялось строительство №502, ГУЛЖДС МВД СССР, ведавшее строительством порта.
Планировалось построить железную дорогу от ст. Чум до морского порта в Мысу Каменном, протяженностью 500 км. и соорудить там порт, судоремонтный завод и жилой поселок.
13 мая начались земляные работы от ст. Чум на Восток. 2 августа 1947 г. был сдан в эксплуатацию первый мост "501-ой" через р. Воркута.
К 5 декабря 1947 г. было открыто рабочее движение поездов на участке "Чум - Собь", протяженностью 118 км. Последние 31 км этого участка проходили уже по территории Тюменской области. Через Полярный Урал дорога была проложена по Собь - Елецкой долине, прорезавшей его насквозь. По этому проходу в горах с незапамятных времен проходила "ворга" - тропа оленеводов. Станция Елецкая была расположена на территории Коми АССР, а разъезд Собь, к которому подошла магистраль к декабрю 1947 г. находился уже на территории Приуральского района Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области.
К концу 1947 г. выяснилось, что для возведения порта потребуется огромное количество строительных материалов, отсутствовавших поблизости. Гидрографические исследования акватории будущего порта и подходов к нему со стороны Карского моря показали, что потребуются большие работы по углублению дна, которые не обеспечат все же глубин, достаточных для крупных океанских кораблей. Первый лихтер, прибывший к Мысу Каменному с открытием навигации в 1947 г., из-за мелководья не смог подойти к берегу ближе, чем на 2-3 километра. И все же, к концу июля на Мысу возник первый строительный городок и развернулась подготовка к приему следующих эшелонов строительных подразделений и техники.
К концу 1947 г. проектировщики пришли к выводу о необходимости строительства в первую очередь железной дороги к устью Оби, в районе пос. Лабытнанги, и, расположенного на противоположном берегу Салехарда. Это открывало беспрепятственный транспортный выход в северную часть Обь - Иртышского бассейна. Строительство морского порта на Мысу Каменном предлагалось осуществить на следующем этапе, опираясь на подготовленную в районе Салехард - Лабытнанги строительно-техническую базу.
Окончательно отказались от строительства порта на Мысе Каменный и проведения железной дороги к нему в 1949 году. Именно в этом году "502-я" стройка прервала возведение секретного объекта
В 1948-1949 г.г. центр тяжести железнодорожного строительства в Сибири был окончательно перенесен на сооружение линии "Чум - Лабытнанги" На 1948 г. МВД СССР поставило СУЛЖДС задачу: уложить главный путь от разъезда Собь до станции Обская протяженностью 68 км., с веткой до Лабытнанги - 14 километров. Кроме того, предстояло привести железнодорожные пути "Чум-Собь" в состояние, обеспечивающее непрерывное движение поездов и построить крупные и средние мосты через реки Уса, Воркута, Лек-Елец, Монита-Шор.
Основные силы изыскателей передислоцировались из района Мыс Каменный в новый район работ. Изыскания развернулись по всей длине дороги "Чум-Лабытнанги"
Первый этап строительства дороги, учитывая экстремальные природно-климатические условия, до предела сжатый период проектно- изыскательских работ и организационной подготовки, учитывая то, что в условиях сибирского Заполярья такой объект возводили впервые, был выполнен в чрезвычайно короткие сроки. Итогом всех усилий было завершение 196-километровой ветки" Чум-Лабытнанги" к 5 декабря 1948 года. В этот день на левый берег Оби в поселок Лабытнанги пришел первый состав. Из 196 км трассы - 109 км проходили по территории Ямало-Ненецкого национального округа. Начали было освоение трассы от ст. Обская на Яр-Сале, но вскоре от этой идеи вынуждены были отказаться. Чем дальше, тем больше убеждались в нецелесообразности развития за полярной железнодорожной линии по направлению к Обской губе."


Но в дальнейшем дорога всё-таки получила продолжение в несколько ином направлении, к нефтегазоносным месторождениям полуострова Ямал , это нынешняя ветка на Бованенково о которой я уже говорил.

"Однако, от самой идеи создания заполярного порта на трассе Севморпути не отказались. Над поиском нового места для строительства порта и судоремонтного завода работала целая комиссия. Было выдвину-то предложение перенести строительство порта на Енисей в район Игарки."

Но об этом в другой части повествования о городе Салехарде. :;-):
#117965 Альберт К 16 сен 2011, 10:24
Даю подсказку по месту где должен был быть построен порт на Обской губе в районе Мыс Каменный, по ссылке на объект внутри снимка можно найти подробную информацию о нём

http://wikimapia.org/#lat=68.4869772&lo ... 0%BB%D0%B5
#118003 Kol 16 сен 2011, 13:47
Я самостоятельно нашел ::-):
Вообще очень интересно.
Хотя порт и построен в Игарке - жд к нему нету до сих пор.
А так, конечно, обидно, что сейчас очень мало инфраструктурных объектов строится. И с сильным опозданием от того, когда требовалось это делать.
#118040 Альберт К 16 сен 2011, 17:28
По станции Чум, где всего лишь три пути, разъезжаемся с грузо-пассажирским Воркута – Лабытнанги под красным тапком, в составе 2 багажных, 1 купейный ,1 плацка, оба в режиме общего. Непонятно, забегая вперёд скажу, что от Лабытнанг до Воркуты нас бессменно тянул двух секционник депо Печора.
Итак едем по Трансполярной магистрали.
Из-за отдаленности и экстремальных климатических условий здесь до сих пор используется устаревшая электрожезловая система Трегера, не позволяющая увеличить пропускную способность железнодорожной линии.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0% ... 0%BC%D0%B0


линии на Воркуту и Лабытнанги, расходятся не сразу после станции Чум, а через 5,5 километров после, место это я Вам показал выше, будут ещё фотографии на обратного пути.
Сразу после расхождения дорог севернее рядом с путём несколько небольших озёр, складывается впечатление, что они карстовые, обратите внимание какие берега.



Местность, ягельная тундра абсолютно без древесной растительности




Спрашиваю у местного соседе, а где же оленьи стада? Он отвечает, что летом их отгоняют на север ближе к морю, что бы полчища гнуса не донимали олешек.
Местность абсолютно не заселённая кроме станций ничего нет. Переезжаем по мосту реку Воркута впадающую в Усу,



которая по прежнему рядом, справа, а точнее с Юга



Прибываем на станцию Никита, которой нет ни на одной карте, в том числе и на Викимапии и на карте железных дорог России.



В расписании она значится как пост 29 километр, в чём здесь дело я не знаю, стоим здесь 12 минут, разъезжаясь со встречным из № 210Лабытнанги-Москва, в котором вагоны по хуже чем в нашей Полярной Стреле. Видно, что когда-то здесь было четыре пути, а сейчас только два может быть поэтому 29 километр? Все-таки попадается одна деревушка чуть дальше станции с таким же названием в излучине Усы



Викимапия дает число жителей 3 человека, городской округ Воркута, аккурат на каждого по три дома, живи не хочу.
Справа по борту многочисленные заливные озера, протекающей рядом Усы



Впервые и очень часто появляются деревянная защита от переметания снегом в виде щитов-заборов



А погодка меж тем становится веселей, да и бережок Усы покрывается небольшим леском



Уса по прежнему рядом



Не доехав до станции Елецкая, опять же на берегу Усы фотографирую деревню Елец, ошибиться невозможно, потому, как других поселений здесь нет



Два жителя, городской округ Воркута.
И вот с этого момента я начинаю видеть очертания Полярного Урала в левой части снимка посередине, того что сверху.
Ну и наконец то пересекаем Усу по мосту



Сразу же виден мост через другую реку, которую я так и не определил, точнее я вижу её на карте и снимках из космоса, но названия найти не могу. На этом снимке уже видна станция Елецкая и горы вдалеке



Переезжаем реку икс



Коллеги кому интересно можете помочь, вот вид из космоса, железка пересекает более широкую Усу, а потом её.

http://wikimapia.org/#lat=67.0577662&lo ... 1%82%D0%B0

Подъезжаем к Елецкой справа какая-то строительная техника



И сооружения бывшего депо со снегоочистителями



Вот какую технику используют местные жители для передвижения



Останавливаемся на станции, стоянка 11 минут, разъезжаемся с грузо-пассажиром Лабытнанги – Воркута. С такой же схемой как и у его брата встреченного в Чуме.
Стрелки на станции естественно ручные, по отправлению справа отличный вид на реку Елец и Уральские горы



А с левой стороны идет обещанная ЛЭП, но быстро кончается, остаются лишь столбы без проводов



Как я понял постепенно выполняются обещания СЖД о подготовке к созданию на дороге постов ЭЦ и переходе на автоблокировку (если что поправьте в терминологии).
Виды становятся все интересней погода лучше, видать боятся тучи Урала.



С севера опять брошенное относительно новое здание, даже не рискну предположить, что это было



Справа же карьер, где похоже добывают камень



Узкое место, где берега реки Елец, крутые и оба сложены из камня



Противоположный берег



Ещё несколько пейзажных снимков с рекой Елец и Уральскими горами





Местность очень красивая въезжаем в большую долину между гор по которой течёт Елец и по которой в древние времена да и сейчас гоняли стада оленеводы, да и для людей в средние века она была самым известным путем в Сибирь через Камень (Уральские Горы)
Фотографий очень много, но боюсь перегружать страницу
И справа и слева снегозащитные сооружения и в большом количестве



Останавливаемся на станции Полярный Урал, которую тоже нигде не нахожу на карте.



Рядышком есть старый вокзал, который покажу позже. Совершенно случайно снимаю пограничный столб «Европа – Азия» в восточной горловине станции, я его не ждал.



Теперь мы в Азии в Ямал-Ненецком автономном округе России, вот так начинается Азия

#118112 Альберт К 17 сен 2011, 10:09
Условная граница частей света совпадает с границей регионов и проходит, в основном, по главному водоразделу хребта, который разделяет бассейны Печоры и Оби.
До неё все реки текут в основном на запад после неё на восток. Горы невысокие около 800-1200 метров с отдельными вершинами до 1500 метров (гора Пайер). Характерная особенность рельефа северной части Полярного Урала, незначительная высота перевалов через главный водораздел (200—250 метров). По самой обширной из таких долин, долине реки Собь, мы сейчас с Вами едем по Трансполярной магистрали



Климат здесь очень суров на западных склонах выпадает огромное количество снега, снег в горах, в основном, сходит к концу июня, а уже в начале сентября выпадает вновь.
Наблюдать заснеженные вершины зимой из окна поезда, по мнению соседа по купе, не менее интересно, чем летние пейзажи.
Несмотря на суровый климат, Полярный Урал (в особенности, его южная часть) достаточно популярен среди любителей пешеходного, лыжного, водного и спортивного туризма. Популярность района связана, в том числе, с его хорошей транспортной доступностью наличием, той же Трансполярной магистрали.
Вот с такого небольшого ручейка начинается река Собь левый приток Оби.





Я не отхожу от окна и не переставая снимаю захватывающие виды этих суровых мест

Проезжаем заброшенный посёлок Полярный



Когда-то здесь были молибденовые рудники, а в 80-ые годы здесь тренировалась сборная СССР по горным лыжам, посёлок ликвидирован в 2004 году, но похоже, что сейчас здесь снова кто-то живёт, возможно какие-то геологические партии.
Постепенно Собь набирает силу и превращается и ручейка в настоящую реку




С другой стороны возвышаются Уральские вершины северной части долины




Перед станцией Собь переезжаем по мосту реку Х, мост виден задолго до его приближения



Останавливаемся на станции Собь, такой же жёлтенький вокзал, как и на всей линии и рядом с ним старый.



После станции горы и с севера и с юга долины становятся значительно выше



С северной стороны совсем рядом с путями замечаю несколько достаточно крупных озёр



А с южной мы приближаемся к очень живописному месту скальным отвесам горного массива Рай-Из, не знаю, что означает это название, но аналогия с переводом с английского напрашивается



К сожалению отвесы строго с Юга снять в лоб никак не получается, но не беда мы их хорошо рассмотрим на обратном пути когда будем проезжать здесь утром.
Народ готовится к выходу, даже бедная спаниэлька Лора из соседнего купе, которая всю дорогу находилась в стрессовом состоянии так, как ехала первый раз, немного повеселела и стала смотреть в окно



Останавливаемся на станции Харп (Харп Северное Сияние)



с очень большим посёлком с пятиэтажками и церковью



В посёлке Подгоренское месторождение природного камня, строится большой дробильно-размольный комплекс, продукция которого очень востребована в динамично развивающемся ЯНАО, где подобных ископаемых на особенно на другой стороне Оби, практически не встретишь, зато нефти и газа в изобилии.
В посёлке огромная зона, именно здесь по началу сидели Ходорковский и Лебедев.
Отсюда до Лабытнанг по автодороге быстрее и ближе, поэтому вышли почти все в том числе и мой сосед, почти всех встречали уже на платформе можно было слышать зазывы местных бомбил «Кому в Салехард?»
Наш поезд на станции Харп



Я тем временем договариваюсь с проводничками о ночлеге на своём месте в купе, предложенная ими сума до смешного мала и я даже накинул две сотни сверху.
Постепенно удаляемся от гор



Проезжая по заболоченной равнине, дорога делает три небольших петли, последнюю завершающуюся мостом снимаю в окно



Прибываем в Обскую, где стоим две минуты, станция большая с промышленной зоной нефте газового направления



После отправления снимаю ответвление на Бованенково


Хочется всё-таки разобраться с перспективами этой линии, как я понял дорога от Обской до Бованенково построена, на какой станции она заканчивается мне непонятно. Викимапия показывает разрыв после моста через реку Юрибей, вместе с тем далее после разрыва показана дорога от Бованенково до Карской, стало быть до Карской.
В сентябре 2009 года Алексей Миллер высказал готовность продать дорогу ОАО «Российские железные дороги» за 130 млрд рублей. В ОАО «РЖД» считают, что Обская – Бованенково, которая строилась как технологическая линия, в принципе не может окупиться, даже если её отдадут даром.
На 190 километре дороги находится станция Паюта, от которой планируется вести путь в восточном направлении,на Новый порт на западном побережье Обской Губы, где находится нефтегазоносные месторождения и даже заложена стрелка на это направление. Да и от самой Карской планировалось продолжение на Харасавэй на западном побережье полуострова Ямал на берегу Карского моря с опять же нефтегазоносной мотивацией.
Есть проект Урал Полярный – Урал Промышленный, предусмотрена реализация трех проектов в области железнодорожной инфраструктуры:
строительство линии Полуночная — Обская — Салехард, которая является базовой для развития железнодорожной сети на севере Урала;
строительство линии Салехард — Надым;
строительство мостового перехода через р. Обь в районе г. Салехарда
По заявлению заместителя гендиректора корпорации «Урал Промышленный — Урал Полярный» Бориса Кириллова строительство начнется в феврале 2011 года.
В реальности осуществления хотя бы одного из этих проектов в ближайшее десятилетие, слабо верится.
От Обской до Лабытков (такое название здесь тоже имеет место) около 14 километров, точно по расписанию прибываем на ультрасовременный вокзал станции Лабытнанги.

#118197 Альберт К 18 сен 2011, 08:50
ЧАСТЬ 4

Лабытнанги

Итак, Лабытнанги!
Если кто-то думает, что город с таким названием редкостное захолустье, то он глубоко заблуждается. Название в переводе с хантыйского языка означает семь лиственниц.
В городе, который получил этот статус в 1975 году, проживает почти 30 000 жителей, в начале века здесь было сельское поселение охотников, рыболовов и оленеводов в 1948 году сюда пришла железная дорога, одно время посёлок был подчинён сначала Приуральскому району ЯНАО, потом городскому совету Салехарда, сейчас это город окружного подчинения.
Город является перевалочной базой для освоения газоконденсатных месторождений полуострова Ямал и столицей строительной индустрии ЯНАО.
Выходя из поезда, сразу поражаешься своеобразной архитектурой железнодорожного вокзала, приведу пару фотографий с иного ракурса нежели опубликованная выше




Сразу скажу, что вокзал очень удобен, несмотря на большие размеры функциональные помещения, предназначенные для пассажиров достаточно скромны по величине. Имеется три кассы, небольшой зал ожидания, на удивление дешёвый буфет и комнаты отдыха. Вся остальная громада здания отдана для служб станции.
Мне нужно было решить небольшой служебный вопрос, и я решил это сделать сразу, для этого нужно было пересечь весь город с юго-востока на северо-запад. Я убил двух зайцев сделал дела и прошёл весь город пешком за 2 часа. Маршруток в Лабытнангах предостаточно, но я принципиально шёл пешком. Кварталы возле вокзала состоят в основном из частных домов, но довольно часто попадаются и многоквартирные бараки, часть из которых имеет первозданный вид



А часть обшита сайдингом весёлых цветов, что сразу и не разберёшь, что это по сути тот же барак.
Вместе с тем очень много новых кварталов с красивыми жилыми домами, построенными на сваях, как и во всех городах стоящих на вечной мерзлоте



И это не единичные здания, а целый микрорайон, есть отдельно стоящие очень приличные каменные дома



Много новых общественных зданий, вот это например Детский Сад, опять же здесь борются с дефицитом цвета делая дома подобной раскраски, их много



Удивился тому, что в городе есть Ледовый Дворец,



вообще хоккей в ЯНАО популярен это доказал мне и Салехард.
Рядом с Ледовой Ареной городской Дворец Культуры Победа



Ну и куда же денешься без городской Администрации, здание которой здесь абсолютно новое и очень серьёзное.



Обратите внимание на клумбу с цветами и так не только у Администрации, но и во многих местах в центре, что там за холодоустойчивые виды я не знаю.
В центре присутствуют и старые кирпичные здания, но большинство из них так же облагорожены и имеет весьма презентабельный вид



Памятник погибшим в Великой Отечественной войне.



Зайдя в один из многочисленных магазинов, что бы пополнить запасы продовольствия перед ночёвкой в своём купе, встретил кого бы Вы думали? Соседа по купе, с которым ехал сюда, вот такой большой город Лабытнанги. Маленьких магазинчиков в городе предостаточно, даже пожалуй, что очень много, цены на продукты процентов на 25 выше, чем в центральной России.
И ещё я обратил внимание, что половина мясной и почти вся молочная продукция производства Кировской области, видать такая здесь схема снабжения. Продуктов из республики Коми не заметил.
Возвращаясь назад на вокзал наткнулся на молельный дом



Не первый раз замечаю обилие религиозных сект, в слабо населённых частях страны на Дальнем Востоке и Севере.
Забавный метод транспортировки легковой Волги со сломанной передней полуосью, это только у нас, возможно такое увидеть ::-D:



Вернулся к себе в купе, как будто никуда не уходил, девочки открыли дверь, предупредив о посещении туалета в ночное время только на вокзале. Состав был населён и достаточно густо, правда в основном плацкартные вагоны, специально зашёл в КО и убедился , что свободные места есть. Постояльцев в моём купейном вагона вместе со мной было двое, я и ещё один мужчина. Очень долго не наступала ночь, всё-таки Заполярье, потом стал накрапывать дождь, я перекусив в купе лёг спать, мне завтра рано вставать и ехать в столицу ЯНАО, под утро было немного прохладно, но под шерстяным одеялом, очень даже комфортно, таблонное электр на вокзале показывало 8 градусов выше Цельсия.
#118203 Slon 18 сен 2011, 11:34
Альберт К:довольно часто попадаются и многоквартирные бараки, часть из которых имеет первозданный вид.
Причем местами даже с пластиковыми окнами! ::-):
предупредив о посещении туалета в ночное время только на вокзале.
Прохлопал - а разве в вашем вагоне баков не было?
#118223 Альберт К 18 сен 2011, 15:52
Slon:Прохлопал - а разве в вашем вагоне баков не было?
Увы ::-(: !
Я думаю что по дороге их просто негде откачивать.
#118224 Slon 18 сен 2011, 15:58
Да, кажется, что-то об этом говорили. Я-то исходил из вагона - насколько я помню, эта серия шла таки с баками. Ну, не смертельно ::-D:
#118288 nataly-m 18 сен 2011, 23:48
Обратите внимание на клумбу с цветами и так не только у Администрации, но и во многих местах в центре, что там за холодоустойчивые виды я не знаю.
А зачем им быть хладоустойчивыми?.. Наверняка растения однолетние, высаживают на клумбу каждый каждый год, да еще и меняют несколько раз в летний сезон (как в Москве ::-D: )
Хотя.. Вы тундру цветущую видели?.. Какое разнообразие цветов, красок и оттенков!!! Могли и местные виды высадить. им уж точно ничего не страшно :;-):
#118290 Kol 19 сен 2011, 06:37
Альберт К:Переезжаем реку икс

Коллеги кому интересно можете помочь, вот вид из космоса, железка пересекает более широкую Усу, а потом её.
http://wikimapia.org/#lat=67.0577662&lo ... 1%82%D0%B0
Река Шервож
http://maps.navitel.su/
#118291 Альберт К 19 сен 2011, 07:31
Уважаемый kol!
Большое "сенька бери мяч" ::-):


Встал я в 6.00 Москвы для меня это совсем не проблема, когда я остаюсь один без семьи, я ложусь в 21.00 просыпаюсь в пять утра. Поэтому когда на форуме начинают плакать по поводу ранних отправлений и прибытий поездов, следует помнить о том, что таких как я 15 процентов и ещё 35 близких по склонностям встать раньше, нежели позже семи утра, отправление Сапсана в 6.45 для меня отличный вариант. В данном случае ранний подъём был ещё условием, которое поставили проводнички.
Город Лабытнанги расположен на небольшом взгорке, Приобская низина начинается за железной дорогой и тянется на пять с половиной километров до берега Оби, на таком же расстоянии находится паромная переправа на Салехард. Салехард отлично видно от вокзала, только надо смотреть выше по реке на Юго-Восток. До переправы ходят маршрутки за 30 рублей, прямых до Салехарда нет. Мужички стоящие на остановке посоветовали ехать автостопом за бесплатно и я быстро тормознул УАЗ-452, который согласился доставить меня непосредственно в столицу ЯНАО, правда попросил за это 300 рублей, я согласился. Рядом с автомобильной дорогой идут подъездные пути Лабытнангского порта, который ещё дальше и ниже по реке до него от города около семи километров



На переправе работает пять толкачей с баржами, один из которых на посменном отдыхе



Ждать долго не придётся, периодичность примерно раз в 20 минут, а может и чаще, переправа бесплатная, за исключением большегрузных автомобилей, не знаю, кто сделал такой подарок.
Ширина Оби в этом месте 2,2 километра.
Вот так выглядит причал, которого нет, а есть просто насыпь, что значительно удобней для паромов такого типа, не надо чалиться и крепиться канатами.



Если поглядеть на причал на другом берегу, то увидишь следующую картинку



Клиентура у паромов постоянная, такой вывод напрашивается после наблюдения за заездом на паром, две минуты для КАМАЗА с прицепом, причём заезжают задом, про легковые вообще промолчу. На барже есть пассажирский отсек, будочка в которой можно спрятаться от дождя.
Один паром ушёл без нас



Вот так выглядит порт в Лабытнангах с парома



А это с середины реки



Если глядеть вниз по течению, то бишь на Север увидишь следующую картину



А вверх по течению на Юг такую



При всём при этом, ближайшая подпруда находится в Новосибирске, почти тысячу километров южнее

для сравнения Волга в Астрахани



Хотя конечно Великая русская река растерзана плотинами ГЭС, но Обь явно полноводней.
Уже можно разглядеть причал на Салехардском берегу



А мимо нас проходят встречные паромы



Какой из всего этого вывод?
Мост нужен, его надо строить, когда это начнётся непонятно, обещали в 2010 году, у меня есть данные, что это должно произойти в 2013 году, мост должен быть совмещённым с автодорогой, а железка должна уйти в сторону Надыма.

http://ura.ru/content/yamal/11-05-2011/ ... 28739.html
#118298 Альберт К 19 сен 2011, 11:35
ЧАСТЬ 5

Салехард

Уже с парома отлично видно один из символов города мамонта, которого создал пермский художник



Мой доставщик даже остановился, что бы я мог его получше сфотографировать и сфотографировал меня на его фоне



От переправы до аэропорта Салехарда 5,2 километра до окраинных районов 6 километров и до центра 12 километров, дорога очень хороша, я попросил высадить меня у памятника участниками стройки № 501



Вот что написано на памятном камне перед ним



Сразу скажу, что никаких следов железной дороги и вокзала в Салехарде я не нашёл, да и собственно такой цели не ставил перед собой. В Интернете, кроме того что вокзал и пути были в городе, больше никакой конкретной информации по месту где они были нет, местные тоже ничего не могли сказать.
Город и без того оказался очень интересным

"Постановлением Совета Министров СССР №384-135-сс от 29 января 1949 г. место строительства порта было перенесено в Игарку, что и вызвало новое направление дороги: "Салехард-Игарка". Видимо, 29 января 1949 г. можно считать началом второго этапа возведения железной дороги "Чум-Салехард-Игарка" т.к. дорога приняла иное, отличное от первоначального замысла направление.
СУЛЖДС было разукрупнено, в его составе было образовано строительство №501, ГУЛЖДС МВД СССР и строительство №503, ГУЛЖДС МВД СССР "501-ое" строительство отвечало за западное крыло трассы: "Чум - Салехард - р. Пур", длиной 900 км, а "503-е" - за восточное крыло: Пур - Таз - Ермаково - Ягарка" длиной 600 километров. Строительства должны были двигаться навстречу друг другу и соединиться на р. Пур. СУЛЖДС строительство №503 перебазировались поначалу (в марте 1949 г.) в Игарку, а затем в октябре 1949 г. обосновались в поселке Ермаково (оба населенных пункта располагались на территории Красноярского края.). Не сразу подобрали место для базирования "501-го" строительства. Рассматривалась возможность перебраться на ст. Обская, был и Воркутинский вариант. Но окончательно был выбран Салехард.
Главные учреждения строительства №501 обосновались в районе рыбокомбината. Затем Управление строительством переместилось в район железнодорожной станции, где построило свой городок
Общее руководство строительством с января 1949 г. по весну 1951 г. продолжал осуществлять В.А. Барабанов.
Как и предыдущее строительство, новое началось с проектно- изыскательских работ. Весь комплекс таких работ для сооружения железной дороги "Салехард - Игарка" был возложен на Объединенную Северную экспедицию. В ее составе были: Обская, Надымская, Енисейская проектно-изыскательские экспедиции, а также экспедиции по изысканиям лесных и строительных материалов, аэросъемочная и авиаотряд. Кроме того, Северная экспедиция должна была закончить проектно-изыскательские работы на участке "Чум -Обская" и к марту 1952 г. представить технический проект линии" Чум - Салехард - Игарка" (около 1500 км.). Енисейская экспедиция вела работы на восточном участке - от перехода р. Таз до морского порта в Игарке (400 км), Обская на западном участке - от Салехарда до р. Надым (360 км). "Средний - самый недоступный участок от Р. Надым до р. Таз (500 км) достался Надымской экспедиции.
Большую помощь изыскателям оказали авиаторы. Перед ними была поставлена цель: установить воздушный путь в 1200 км. по совершенно необжитым местам. По оси будущей дороги было всего четыре небольших поселка: Янги - Юган, Надым, Уренгой и Янов Стан. В каждом по 5-10 домов. Плотность населения 0,05 человека на квадратный километр. Авиаторы перевозили грузы, людей, осваивая посадки на совершенно незнакомых площадках. А в 1949 г. они провели аэрофотосъемку той местности, по которой должна была пройти стройка. Этим летчики сильно выручили изыскателей, которые не имели даже точных карт, т.к. их еще не существовало. Проект на втором этапе строительства, также как и на первом, создавался одновременно со строительством и был представлен на утверждение в 1952 г., когда значительную часть дороги уже провели.
Общая длина дороги "Салехард - Игарка" должна была составить 1263 километров. Три четверти ее проходило по территории Приуральского, Надымского, Пуровского и Красноселькупского районов Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области. Как и участок "Чум - Лабытнанги", новая дорога предполагалась пионерного типа, с 28 станциями через каждые 40-60 км. и 106 разъездами через каждые 9-14 километров. Для переправы через Обь и Енисей Северным путем были доставлены 2 железнодорожных парома.
Основные депо было намечено соорудить на станциях Салехард, Надым, Пур, Таз, Ермаково, Игарка. Оборотные - на станциях Ярудей, Катарань, Турухан, Енисейская. Пропускная способность ожидалась по участкам 10-30 пар поездов в сутки, средняя скорость движения планировалась 40 км в час. Открыть сквозное движение поездов по трассе планировалось в 1952 г., а сроком сдачи дороги в постоянную эксплуатацию был определен 1955 год.
До начала строительных работ было выбрано лишь общее направление трассы. Первым делом рядом с будущей магистралью к концу 1949 г. проложили телефонную линию "Салехард - Игарка", она, кстати, надежно связала Москву с Таймыром.
В 1949 г. на восточном участке строительства было уложено лишь 16 км главного пути (80 % плана). На западном участке дела шли успешнее к 30 октября 1949 г. уложили сверх плана 31 км пути, открыв в 1949 г. рабочее движение на участке в 100 километров. 1949 г. памятен и тем, что зимой по специально построенной ледовой переправе (временная паромная переправа была построена лишь летом 1951 г.) на правый берег Оби из Лабытнаног были доставлены паровозы и вагоны. А в августе 1949 г. ко Дню железнодорожника, торжественно открылся вокзал в Салехарде, и первый паровоз, украшенный портретом Сталина, подошел к нему по рельсам от мыса Корчаги.
В 1950 г. строители восточного участока уложили 138,8 км. пути из 150 км по плану. Не выполнил план западный участок вместо 250 км. по плану здесь было возведено 210 км. пути.
Начиная с 1951 г. отношение к строительству "Чум - Салехард - Игарка" в высших сферах стало меняться. Недобрым знаком стал перевод весной 1951 г. В.А. Барабанова на новое место службы. Тогда форсиро-вались работы по завершению строительства Волго-Донского канала.
Только в 1951 г. ГУЛАГ забрал на другие важнейшие объекты с "501-ой" стройки 860 лучших специалистов. Сильно увеличилась текучесть кадров. Со второй половины 1951 г. темпы строительства резко снизились. Все чаще стали говорить о дороговизне возводимого объекта. Прокладка 1 км дороги стоила в среднем 2,3 млн. руб. (в старом масштабе цен).
В марте 1952 г. политотдел ГУЛАГа проверил работу участков и признал ее "не отвечающей предъявляемым требованиям". Финансирование было резко сокращено, так же как и людские ресурсы. Летом 1952 г. произошла новая реорганизация. Аппарат "503-ей" был переброшен на новую стройку. Оба строительства объединили, и оно стало называться Управление ИГЛ и строительства № 501, ГУЛЖДС МВД СССР. С лета 1952 г. ему и была поручена вся линия от Чума до Игарки.
25 мая 1953 г. строительство № 501 было передано в ведение МПС.
Постановлением Совета Министров строительство железной дороги "Салехард-Игарка" было прекращено и поставлено на консервацию. В 1954 г. МПС добилось решения о ликвидации всех подразделений строительства, кроме участка "Чум-Лабытнанги", принятого в 1955 г. в постоянную эксплуатацию. Телефонную линию "Салехард - Игарка" приняло в эксплуатацию Минсвязи.
Третий, ликвидационный период полярной трассы продолжался более 2х лет. После принятия решения о ликвидации стройка не сразу распалась. В 1954 г. еще достраивали перегон Чум-Лабытнанги, делали водоемные баки, трубы для паровозного депо. Последние колонны строителей ушли с трассы в конце 1955 года. Это был последний год так и неоконченного строительства.
За 1947-1955 г. г. на строительстве железной дороги "Чум - Лабытнанги - Салехард - Ярудей - Надым - Пур - Таз - Ермакове - Игарка" полностью была завершена линия "Чум - Салехард". С 1950 г. начали курсировать прямые вагоны "Москва - Лабытнанги", прицеплявшиеся то к котласскому, то к воркутинскому поезду, а от Сеиды к местному составу. В августе 1952 г. было открыто рабочее движение поездов от Салехарда до Надыма. Очевидцы вспоминали, что в этом же году ходил прямой вагон "Москва-Надым". Вскоре через р. Надым построили мост длиной 560 метров, давший возможность строителям выйти к началу 1953 г. к реке Большая Хетта. Далее до р. Пур, большей частью по долине р. Ево-Яхи уложено еще 150 км земляного полотна. К 1953 г. открыли рабочее движение поездов и на восточном участке - от пос. Ерма-ково на Енисее до Янова Стана на реке Турухан, через которую строился мост. Уложено около 65 км полотна от Игарки на юг, к станции Енисейская (напротив Ермаково). Осваивался район строительства будущего моста через Таз: построено депо с ремонтной базой, соединительные вышки и участок длиной 20 километров. Навстречу от р. Турухан до р. Блудной также уложено километров 36 пути. Всего на трассе "Салехард - Игарка" было проложено 652 км железнодорожного пути, если прибавить сюда 196 км трассы "Чум-Лабытнанги", то получается, что по линии "Чум - Игарка" было уложено 848 км пути. Общая длина трассы составляла 1459 км, значит, к моменту консервации было готово 58% дороги. А если учесть отсыпанное полотно, на которое не успели положить рельсы, то к моменту консервации оставалось лишь построить мосты и отсыпать полотно между реками Пур и Таз, затем уложить рельсы, на что требовалось около 2-х лет, и, к 1955 г. линия была бы готова.
За время строительства в тундре и по берегам рек было построено 75 рабочих поселков, 35 станционных и 11 складских зданий. Самыми крупными поселками из тех, где проживали вольнонаемные работники стройки, были Ермаково, Янов Стан. Население Ермаково составляло около 15 тыс. человек. В вольных поселках работали поселковые Советы, детские учреждения, школы, больницы, поликлиники и другие объекты инфраструктуры. Изменилась жизнь в старых поселках, в Салехарде.
Общие затраты на строительство превысили 4 млрд. рублей. При ликвидации реализовали оборудование и механизмы на 1 млрд. руб. Около 1. млрд. руб. стоил участок дороги "Чум-Лабытнанги". На балансе МПС осталось примерно 2,2 млрд. руб. затрат на неоконченное строительство. Все сооружения магистрали от границ Салехарда до Игарки были брошены управлением Печорской дороги без охраны. Некоторое время действовала линия "Салехард-Надым", затем и она была заброшена."
#118399 Альберт К 20 сен 2011, 09:37
Сфотографировав Паровоз, пошёл пешком до видневшегося вдали города, сняв по пути знак Полярного Круга, Салехард единственный в мире город расположенный на нём



Цветы вдоль дороги растут в подвешенных на столбах клумбах, стало быть не всё так просто с озеленением. :;-):



Около километра шёл пешком, это была жертва для осмотра двух памятников. Сфотографировав город издалека понял, что он должен быть очень интересен.



Перейдя по мосту речку Шайтанка делящую город пополам



Попадаю в жилые кварталы, первый же жилой дом производит отличное впечатление, видно что здесь есть средства и немалые



Недалеко от него на противоположной стороне монумент романтикам 70-х



Немного пройдя по улице Броднева, в которую переходит дорога из Лабытнанг, поворачиваю на улицу Губкина, здесь ещё можно встретить старые бараки, но все равно выглядят они не убого



а чаще достаточно цивилизованно



Фотографирую здание УВД по ЯНАО



Департамент тарнспорта и дорожного хозяйства



Красивый дом на углу улиц Губкина и Зои Космодемьянской



Подождав немного пока откроется супермаркет Стерх, захожу в него и покупаю продуты для небольшого перекуса



Пройдя мимо красивого квартала под названием Изумрудный город



Оказываюсь на огромной строящейся набережной реки Шайтанка, такое впечатление, что песок здесь намывали земснарядами :=-O:



На другой стороне реки всего два здания новое здание Администрации ЯНАО



И ультрасовременной гостиницы Юрибей



Стоят они рядом, на этой фотографии видны масштабы песчаного намыва или привоза



Двигаясь по пешеходной дорожке рябом с улицей, идущей вдоль реки к кварталу Солнечный город, имеющему совсем другой окрас, нежели Изумрудный город



подхожу к стеле ЯНАО с символическими изображениями людей всех профессий и национальностей проживающих в округе



Вокруг неё небольшое пространство с удобными лавочками,



сев на которые я прекрасно перекусил кировским кефирчиком сыром и охотничьими колбасками того же происхождения, созерцая висячий ресторан на мосту через Шайтанку, который открывал ВВП



и мне было абсолютно всё равно, когда открывается МакДональдс и есть ли он в этом городе вообще и как-то совсем не было стыдно, а наоборот хорошо. :;-): ::-):
Пройдя мимо солнечного квартала



нашёл ещё одну секту, повторюсь, прямо беда какая то с сектами в малонаселённых районах России



Все серьёзные дома в городе построены на сваях, мерзлота однако, закрывают их повсеместно вот такими решётками



Выйдя на улицу Чубынина снимаю здание конгресс-центра и иже с ним концертного зала



а так же и саму улицу



Примерно так выглядят все улицы в центре города, согласитесь, что совсем неплохо?
На противоположной стороне здание студенческого спортивного комплекса



а на моей стороне то куда мне было нужно



Не могу сказать, что рынок сильно удивил ценами, дороже конечно, но не настолько что бы удивляться, разве, что цены на фрукты были действительно выше.
Но меня больше интересовала местная продукция особенно рыбная и оленина. Я всё, что нужно нашёл, но не все захотелось покупать.
Муксун удивительная рыба, когда её вяленую нарезаешь для того что бы подать на стол, такое впечатление, что режешь сало а не рыбу, рыба донная питается моллюсками и ракообразными. Сколько он здесь стоит, смотрите сами



Ещё более ценной рыбой считается нельма, она дороже, но редка, продаются вяленные и солёные ряпушка, корюшка, щёкур, сырок, пыжьян и чир.



Очень много продукции местного рыбокомбината радует, что он жив, это различные консервы из перечисленных выше рыб от 40 до 120 рублей за банку в зависимости от вида рыбы. Рыбу вылавливают в основном в Оби, Обской и Тазовской Губе
Банка тушёнки из оленины стоит 100 рублей, очень много различной продукции из оленьего мяса, в основном копчёностей.
Переговорив с торговцами понял, что муксуна с учётом предстоящего посещения Воркуты и трёхсуточного пути на Юг, могу не довести, пришлось довольствоваться консервами. Я в центральной России и на юге Салехардских консервов, а тем более оленины не встречал, хотя я думаю, что они есть, но цена надо полагать соответствующая.
Пошли дальше, пройдя мимо выставочного центра



подошел ближе к Путинскому висячему ресторану над мостом через Шайтанку



Рядышком памятник северному оленю



«так вот ты какой, серенный олень» ::-D:

С этого же места открывается замечательный вид на очень интересное зданиеЯмало-Ненецкого многопрофильного колледжа и мечеть



напоминающего сверху усечённую звезду с шестью лучами

http://wikimapia.org/#lat=66.5324259&lo ... 1%80%D0%B4

рядом с которым я обнаружил орнитологическую станцию, вот такие вот контрасты ::-D:



Далее пошёл наугад ориентируясь на красивую церковь вдалеке, уткнувшись в большой овраг вернулся в центр оказавшись перед красивым зданием Мэрии города



На противоположной стороне отличные жилые здания



Мэрия расположена на улице Республики, по которой я пошёл в направлении церкви и реки Полуй притока Оби, главной реки города, встретив на своем пути красивейшие жилые и офисные здания



Наткнулся на красивое здание представителя чего или кого то в ЯНАО, так и не разобрался, но здание просто Дворец



Рядом с ним не менее интересное здания как мне показалось школы



Так куда ж мы идём?
Я понял, что мне нужен открытый вид на реку, найти который оказалось очень сложным делом. Моё желание подстегнул отличный вид открывавшийся в Северо-Западном направлении с Уральскими и двумя реками Полуй и Обь, но ему все время мешали городские постройки, но кое-что выжать с помощью сильного приближения удалось



Продолжение выйдет очень скоро.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17