#189270 transsibFAN
25 июн 2013, 18:21
Хочу представить вниманию коллег краткий отчетец об одном из интереснейших транспортных музеев нашей страны, в котором довелось побывать месяц назад. Да, музей не железнодорожный, в отличие от нашего форума, но тем не менее прошу модераторов по этому поводу сильно не ругаться - надеюсь, что посмотреть на раритеты советского Аэрофлота кому-то будет все же интересно, а кроме того, мы в болталке
начну с короткой исторической справки. Музей был основан при местном высшем авиационном училище гражданской авиации в 1984 году, рядом с местным аэропортом Баратаевка. Территория показалась не больше, чем у киевского музея в Жулянах, в котором тоже бывал три года назад, но в Ульяновске есть ряд уникальных экспонатов, которых нет в Киеве. Это в первую очередь Ту-144, Ту-114, Ту-124. Насчет Ил-14 не помню, есть ли он в Киеве (киевляне утверждают что есть, но я в упор не помню его там). В Ульяновске стоят две штуки, правда состояние их плохое и очень плохое
Работники музея рассказывают, что все экспонаты прибыли в музей своим ходом - ВПП в Ульяновске позволяет принимать практически все типы ВС. Относительно некоторых экспонатов у меня закрались сомнения, что их перегоняли "своим ходом", но оставим это Главное, что это все есть и его можно осмотреть.
Администрация музея расположена в очень небольшом зданьице размером наверное в две трехкомнатные квартиры-хрущевки. Здесь можно купить входной билет (50 р) и билет на фотосьемку (50 р). По-моему, совсем недорого. Если доплатить еще 100 р, то тебя сводят в салон Ту-144 или Ту-104. Опять же недорого за такую экзотику, естественно были уплачены 200 р, чтобы "и того и другого" В комнате, где работают сотрудники музея, множество моделей самолетов, от любимого мной Ил-62 до Ту-160, к сожалению, сфотографировать то ли забыл, то ли постеснялся, теперь уже не помню
В начале осмотра сразу же приковывает внимание первенец реактивной пассажирской авиации, сверкающий новой краской:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429396/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211622431/
Борт прибыл в музей из Мурманска, где довольно долго летал у военных в качестве "членовоза". К счастью, сильной переделки внутри не проводилось, поэтому сейчас мы можем мысленно перенестись во времена начала эры реактивных перевозок "Аэрофлота" и взглянуть на интерьер салона конца 50-х годов:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429397/
Отличий даже от уже "несовременных" 154 и 134 хватает - сетки для багажа вместо закрывающихся ящиков (интересно, не летали ли дамские сумочки и дипломаты во время воздушных ям и во время взлетов-посадок?), светильники с лампами накаливания и стеклянными плафонами также выдают эпоху. Очень удобные широкие кресла, сейчас такие только в бизнесе ставят. И, что меня удивило больше всего - иллюминаторы огромных размеров, по-моему раза в 2 больше, чем на 737/320. Возможно, наследство поршневых самолетов. Обзор из них просто шикарен.
Естественно, не мог не запечатлеться среди такого раритета:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429399/
Кресла настолько удобные, что вставать не хотелось. Отдохнул минут 10. И дальше, в кабину.
Место бортинженера, прямо скажем, простором не отличалось: http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429400/
Попробовал представить, каково было провести здесь часов 12, выполняя рейс скажем Владивосток - Одесса или Хабаровск - Ленинград
Полет ульяновской машины в 1986 году официально считается последним для самолетов этой модели. Так это или нет - на авиафорумах идут споры, точка в которых пока не поставлена.
Рядом со 104-м установлен его "младший брат" - Ту-124:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429300/
Редкий экспонат, таких самолетов остались считанные единицы - можно пересчитать по пальцам одной руки. Как и 104, летал у военных до передачи в музей, но салон остался почти без изменений. Здесь кресла уже не такие шикарные, как на 104-м - то ли сказывается ближнемагистральность самолета, то ли времена уже другие наступили - "борьбы с излишествами". Остается только догадываться. Иллюминаторы, правда, такие же большие, смотреть из них было наверное одно удовольствие:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429375/
Табло с чеканочкой по оргстеклу:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429376/
И еще одно очень жизнерадостное табло, надеюсь на эшелоне оно не включалось
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429378/
"Змей Горыныч", он же Ту-114:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429381/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429386/
его размеры ощущаешь даже на расстоянии, а подойдя к самолету вплотную, ощущаешь себя лилипутом. Наверное самое точное слово - "впечатляющий" в отношении него, не зря сие чудо гоняли на международных трассах. Прилет такого монстра в любой аэропорт, хоть в Нью-Йорк, хоть в Гавану, наверняка превращался в шоу.
Громадные соосные винты не идут ни в какое сравнение с теми, что на Ил-18 или Ан-24:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429383/
носовая стойка почти такой же высоты, как и у 144-го:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429384/
Дальше представлено второе поколение самолетов. Две основных "рабочих лошадки" советского Аэрофлота рядом теперь можно увидеть наверное только здесь:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429374/
Рядом - "аристократ" Ил-62, давно требующий покраски:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429364/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429367/
Ми-2 на его фоне кажется особенно миниатюрным Табличка сообщает, что Ил-62 строился на заводах в Казани и в Воронеже, про первый я знаю, а вот про второй - для меня открытие. Может, спутали с Ил-86, забыл поинтересоваться у сотрудников музея. Воронежцы у нас на форуме есть - может, внесете ясность, строил ли ваш авиазавод 62-е, или это была все-таки исключительно прерогатива Казани?
Далее видим очень интересный, но, к огромному сожалению, и очень "убитый" экспонат - Ил-14:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429359/
Эти машины возили пассажиров еще до появления 1-го поколения - Ту-104/Ил-18, а закончили, когда уже летали Ту-154. Долгожители, хоть и не такие, как "кукурузник".
Осмотрев Ил-14, пройдем мимо "большой" и "маленькой" Тушки:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429361/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429356/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429351/
к центральному экспонату:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429337/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429342/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429389/
Если говорить о впечатлениях, которые у меня возникли при виде 144 "вживую", то могу сказать только одно - хотелось сесть на скамеечку и любоваться, забыв обо всем. Размерами, формами, острым носом - в общем, всем. Но надо обязательно побывать внутри, поскольку ульяновская машина - единственная сохранившаяся, имеющая пассажирский салон. Этот борт (77110) - один из двух, которым довелось повозить пассажиров из Москвы в Алма-Ату. К сожалению, очень недолго - карьера Ту-144, в отличие от Конкорда, продолжалась меньше полугода.
Итак, заходим внутрь. Жаль, что не нашли того уникального трапа с эскалатором, который существовал вроде всего в двух экземплярах - для Домодедово и для Алма-Аты. Было бы совсем шикарно. Но поскольку его нет, в салон поднимаемся по узенькой и крутой металлической лесенке.
"Внутрянка" не подкачала и выполнена под стать внешнему облику - по сравнению с аскетическим интерьером 154 и 134 салон 144 смотрится намного богаче:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429305/ - туристический класс
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429315/ - первый класс
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429319/ - кухня
Использована отделка "под дерево" (или возможно даже шпон, точно не понял), латунь, декоративные панельки для багажных ящиков. Кресла в экономе не очень широкие, но намного удобнее тех, что привык видеть в Ту-154 скажем. В общем, с эргономикой на Ту-144 постарались изрядно, это заметно. Столики в 1-м классе явно муляжи, возможно они и присутствовали изначально, но другие.
Запечатлевшись в эконом-классе:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429311/
выполз наружу через служебный вход и заснял силовую установку и носовую стойку шасси:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429324/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429330/
Фотографировать Ту-144 хочется много. Сделал еще пару снимков вблизи:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429394/
и сфотографировался сам на фоне "рашн Конкорд":
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429349/
Потом подошел к одиноко стоящему в углу территории Ил-86:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429390/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429392/
и изделиям ОКБ Яковлева, из которых довелось летать только на одном - тот, который 42:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429393/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429387/
Время поджимало, музей уже час как официально не работал, поэтому, прикупив магнитик, пришлось идти на выход. Спасибо сотрудникам музея - никто не кричал "Через 15 минут закрываемся!", разрешили не торопясь все осмотреть и с удовольствием отвечали на вопросы, которых возникло немало. Общаться с профессионалами своего дела всегда интересно, и время при этом, как правило, проходит незаметно...
Экскурсию на этом заканчиваю
P.S. Если кто-то захочет сьездить в этот музей - от вокзала Ульяновск-Центральный прямо до места можно доехать на маршрутке №91. Ехать нужно в сторону Баратаевки до поворота на аэропорт, от трассы пешочком метров 150.
начну с короткой исторической справки. Музей был основан при местном высшем авиационном училище гражданской авиации в 1984 году, рядом с местным аэропортом Баратаевка. Территория показалась не больше, чем у киевского музея в Жулянах, в котором тоже бывал три года назад, но в Ульяновске есть ряд уникальных экспонатов, которых нет в Киеве. Это в первую очередь Ту-144, Ту-114, Ту-124. Насчет Ил-14 не помню, есть ли он в Киеве (киевляне утверждают что есть, но я в упор не помню его там). В Ульяновске стоят две штуки, правда состояние их плохое и очень плохое
Работники музея рассказывают, что все экспонаты прибыли в музей своим ходом - ВПП в Ульяновске позволяет принимать практически все типы ВС. Относительно некоторых экспонатов у меня закрались сомнения, что их перегоняли "своим ходом", но оставим это Главное, что это все есть и его можно осмотреть.
Администрация музея расположена в очень небольшом зданьице размером наверное в две трехкомнатные квартиры-хрущевки. Здесь можно купить входной билет (50 р) и билет на фотосьемку (50 р). По-моему, совсем недорого. Если доплатить еще 100 р, то тебя сводят в салон Ту-144 или Ту-104. Опять же недорого за такую экзотику, естественно были уплачены 200 р, чтобы "и того и другого" В комнате, где работают сотрудники музея, множество моделей самолетов, от любимого мной Ил-62 до Ту-160, к сожалению, сфотографировать то ли забыл, то ли постеснялся, теперь уже не помню
В начале осмотра сразу же приковывает внимание первенец реактивной пассажирской авиации, сверкающий новой краской:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429396/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211622431/
Борт прибыл в музей из Мурманска, где довольно долго летал у военных в качестве "членовоза". К счастью, сильной переделки внутри не проводилось, поэтому сейчас мы можем мысленно перенестись во времена начала эры реактивных перевозок "Аэрофлота" и взглянуть на интерьер салона конца 50-х годов:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429397/
Отличий даже от уже "несовременных" 154 и 134 хватает - сетки для багажа вместо закрывающихся ящиков (интересно, не летали ли дамские сумочки и дипломаты во время воздушных ям и во время взлетов-посадок?), светильники с лампами накаливания и стеклянными плафонами также выдают эпоху. Очень удобные широкие кресла, сейчас такие только в бизнесе ставят. И, что меня удивило больше всего - иллюминаторы огромных размеров, по-моему раза в 2 больше, чем на 737/320. Возможно, наследство поршневых самолетов. Обзор из них просто шикарен.
Естественно, не мог не запечатлеться среди такого раритета:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429399/
Кресла настолько удобные, что вставать не хотелось. Отдохнул минут 10. И дальше, в кабину.
Место бортинженера, прямо скажем, простором не отличалось: http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429400/
Попробовал представить, каково было провести здесь часов 12, выполняя рейс скажем Владивосток - Одесса или Хабаровск - Ленинград
Полет ульяновской машины в 1986 году официально считается последним для самолетов этой модели. Так это или нет - на авиафорумах идут споры, точка в которых пока не поставлена.
Рядом со 104-м установлен его "младший брат" - Ту-124:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429300/
Редкий экспонат, таких самолетов остались считанные единицы - можно пересчитать по пальцам одной руки. Как и 104, летал у военных до передачи в музей, но салон остался почти без изменений. Здесь кресла уже не такие шикарные, как на 104-м - то ли сказывается ближнемагистральность самолета, то ли времена уже другие наступили - "борьбы с излишествами". Остается только догадываться. Иллюминаторы, правда, такие же большие, смотреть из них было наверное одно удовольствие:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429375/
Табло с чеканочкой по оргстеклу:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429376/
И еще одно очень жизнерадостное табло, надеюсь на эшелоне оно не включалось
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429378/
"Змей Горыныч", он же Ту-114:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429381/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429386/
его размеры ощущаешь даже на расстоянии, а подойдя к самолету вплотную, ощущаешь себя лилипутом. Наверное самое точное слово - "впечатляющий" в отношении него, не зря сие чудо гоняли на международных трассах. Прилет такого монстра в любой аэропорт, хоть в Нью-Йорк, хоть в Гавану, наверняка превращался в шоу.
Громадные соосные винты не идут ни в какое сравнение с теми, что на Ил-18 или Ан-24:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429383/
носовая стойка почти такой же высоты, как и у 144-го:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429384/
Дальше представлено второе поколение самолетов. Две основных "рабочих лошадки" советского Аэрофлота рядом теперь можно увидеть наверное только здесь:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429374/
Рядом - "аристократ" Ил-62, давно требующий покраски:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429364/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429367/
Ми-2 на его фоне кажется особенно миниатюрным Табличка сообщает, что Ил-62 строился на заводах в Казани и в Воронеже, про первый я знаю, а вот про второй - для меня открытие. Может, спутали с Ил-86, забыл поинтересоваться у сотрудников музея. Воронежцы у нас на форуме есть - может, внесете ясность, строил ли ваш авиазавод 62-е, или это была все-таки исключительно прерогатива Казани?
Далее видим очень интересный, но, к огромному сожалению, и очень "убитый" экспонат - Ил-14:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429359/
Эти машины возили пассажиров еще до появления 1-го поколения - Ту-104/Ил-18, а закончили, когда уже летали Ту-154. Долгожители, хоть и не такие, как "кукурузник".
Осмотрев Ил-14, пройдем мимо "большой" и "маленькой" Тушки:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429361/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429356/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429351/
к центральному экспонату:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429337/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429342/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429389/
Если говорить о впечатлениях, которые у меня возникли при виде 144 "вживую", то могу сказать только одно - хотелось сесть на скамеечку и любоваться, забыв обо всем. Размерами, формами, острым носом - в общем, всем. Но надо обязательно побывать внутри, поскольку ульяновская машина - единственная сохранившаяся, имеющая пассажирский салон. Этот борт (77110) - один из двух, которым довелось повозить пассажиров из Москвы в Алма-Ату. К сожалению, очень недолго - карьера Ту-144, в отличие от Конкорда, продолжалась меньше полугода.
Итак, заходим внутрь. Жаль, что не нашли того уникального трапа с эскалатором, который существовал вроде всего в двух экземплярах - для Домодедово и для Алма-Аты. Было бы совсем шикарно. Но поскольку его нет, в салон поднимаемся по узенькой и крутой металлической лесенке.
"Внутрянка" не подкачала и выполнена под стать внешнему облику - по сравнению с аскетическим интерьером 154 и 134 салон 144 смотрится намного богаче:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429305/ - туристический класс
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429315/ - первый класс
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429319/ - кухня
Использована отделка "под дерево" (или возможно даже шпон, точно не понял), латунь, декоративные панельки для багажных ящиков. Кресла в экономе не очень широкие, но намного удобнее тех, что привык видеть в Ту-154 скажем. В общем, с эргономикой на Ту-144 постарались изрядно, это заметно. Столики в 1-м классе явно муляжи, возможно они и присутствовали изначально, но другие.
Запечатлевшись в эконом-классе:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429311/
выполз наружу через служебный вход и заснял силовую установку и носовую стойку шасси:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429324/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429330/
Фотографировать Ту-144 хочется много. Сделал еще пару снимков вблизи:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429394/
и сфотографировался сам на фоне "рашн Конкорд":
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429349/
Потом подошел к одиноко стоящему в углу территории Ил-86:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429390/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429392/
и изделиям ОКБ Яковлева, из которых довелось летать только на одном - тот, который 42:
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429393/
http://photo.qip.ru/users/ngregory/200679404/211429387/
Время поджимало, музей уже час как официально не работал, поэтому, прикупив магнитик, пришлось идти на выход. Спасибо сотрудникам музея - никто не кричал "Через 15 минут закрываемся!", разрешили не торопясь все осмотреть и с удовольствием отвечали на вопросы, которых возникло немало. Общаться с профессионалами своего дела всегда интересно, и время при этом, как правило, проходит незаметно...
Экскурсию на этом заканчиваю
P.S. Если кто-то захочет сьездить в этот музей - от вокзала Ульяновск-Центральный прямо до места можно доехать на маршрутке №91. Ехать нужно в сторону Баратаевки до поворота на аэропорт, от трассы пешочком метров 150.