В этом разделе мы с удовольствием почитаем и обсудим Ваши железнодорожные путешествия. Расскажите нам, пожалуйста, не только о каком-либо поезде, а путешествие в целом, с рассказами о посещённых городах, работе вокзалов, порядке пересадок, организации ночного отдыха и т.д. Пишите о том, что может пригодиться путешественнику по железной дороге.
#201522 nataly-m 13 окт 2013, 21:03
Часть 1. Москва-Лиски.
Вот и совершили мы с дочкой поездку, планировавшуюся еще месяц назад, но "отодвинутую" в силу обстоятельств.
Дело в том, что возможна она (для нас) только по четным субботам.
Ибо нам необходимо было уехать в пятницу вечером, и вернуться в воскресенье утром. А поезд №382 Грозный-Москва (единственный удобный для возвращения со станции Евдаково) курсирует через день.
14-го сентября поездка сорвалась "по семейным обстоятельствам", затем - из-за гнусной погоды.
И вот, наконец-то, в прошлую пятницу, 11.10 - получив подтверждение из Дивногорья, что "погода у них отличная, тепло, солнце, даже гадюки все повыползли греться" ::-D: - спешно собрались и поехали.
Билеты покупали в последний момент, какие были. Посему обратно один билет (взрослый) оказался в вагон №9 на хорошее 15-е место от станции Евдаково, а второй (школьный) - в 13-й на 38-е, и от Лисок. ::-[:
Забегая вперед, скажу что добрейшая проводница-чеченка без звука посадила нас обеих, никакой мзды за провоз "зайчика" до Лисок не просила. Единственно потребовала - чтоб на одной полке не спать, и чтоб на ночь я свалила в 13-й вагон (можно подумать, что кто-то собирался поступить иначе :;-): )

Туда мы ехали поездом №62 Москва-Нальчик до Лисок (отзыв см. в профильной теме). Его график показался нам предпочтительнее, нежели у 83-го - на час позже уходит, на час раньше приходит.
А промежуток в 2 часа до отправления электрички Лиски-Алексеевка позволял хоть немного осмотреть город - во всяком случае, в непосредственной близости от вокзала.

Вокзал в Лисках нам в цело понравился - внутренним убранством (с деревянными инкрустированными панно и вычурными - но в меру - люстрами). Разумностью планировки и указателей (позволяющих передвигаться по всем ходам-выходам без малейших затырок, как будто не в первый раз попал - а уже давно освоился). Чистым туалетом с горячей водой.
Огорчило полное отсутствие торговых точек - за исключением "псевдобуфета", с ассортиментом захудалого продмага и черствой выпечкой, где даже не могут сварить кофе - а лишь разводят мочеподобный растворимый, аж за 15 рэ.
К тому же, выяснилось, что впопыхах мы забыли не только чай-кофе, но и самое необходимое - зубную пасту, расческу, запасную футболку и носки ребенку и колбасную нарезку.
Причем "сделать выручку проводникам" тоже не получилось - пришлось ограничиться чаем для ребенка, кофе у них наличествовал только "3 в 1".

На наше счастье, прямо возле вокзала в Лисках расположился огромнейший рынок "а-ля 90-ые", уже в 7 утра в полутьме работающий "на всю катушку", где оказалось возможным купить все необходимое. Футболку купили просто шикарную, дитё чуть не визжало от удовольствия - и всего за 150 рэ. :=-O:
Осмотрели паровоз, Ангела-хранителя, прогулялись вокруг собора Владимирской иконы Божией матери. Очень понравилась нестандартная архитектура зданий вблизи привокзальной площади - жилые дома и гостиница.
Попытались в диспетчерской на автостанции выяснить расписание автобусов по Дивногорью - безуспешно. Самый "точный" ответ был - "ну часа полтора он туда идет, а потом обратно" ::-D:

11-15 из Лисок +1,5 часа...
Это, в принципе, нас устраивало - ибо, прибыв на электричке в 9-30 в Дивногорье и отправившись в 10 часов на стандартную 2-часовую экскурсию, мы спокойно успевали на автобус - чтоб добраться до Пухово, и дальше следовать в Костомарово.

Немного удивила "непровинциальная" суета и многолюдье на автостанции в частности и на привокзальной площади в целом (в столь ранний час в выходной день!)
Такое впечатление, что весь городок куда-то ринулся :;-):
И хорошо, что не стали "загуливаться" и за 15 мин. до отправления уже сели в электричку: народу уже было много. Мы-то еще расположились нормально (правда, спиной по ходу поезда) - а к отправлению свободных мест в вагоне уже не было.
#201795 bogdan51 15 окт 2013, 21:54
Nataly-m,ждем с нетерпением продолжение отчета о поездке. Какие впечатления остались у дочки от посещения Дивногорья и Костомарова? Спасибо!
#202808 nataly-m 19 окт 2013, 22:09
Часть 2. Лиски-Дивногорье.
Электричка наша оказалась 4-вагонной "сборной солянкой" ЭД9М депо Отрожка: головные вагоны новые (10**) - пластиковые лавки с умягченными вставками-сидушками, в середке - два более старых с дерматиновыми лавками, и с совершенно разными номерами.
Мост через Дон - показавшийся каким-то маленьким и узким (даже по сравнению с Семилуками).
Поезд, с черепашьей скорость проползая огромный вираж, приближается к о.п. 159-й км - и тут, думаю, любому, даже не искушенному в этимологии и впервые попавшему в эти места, становится совершенно очевидно происхождение названия "Лиски".
Меловые горы, кое-где покрытые более-менее заметной растительностью, но в основном - только травой, и то не слошняком, а словно "плешивые". Настоящие "лЫски", по-другому и не скажешь! :*THUMBS UP*:
Виднеющийся вдалеке город быстро теряется в густом утреннем тумане. Еще минут 20 проходит в неспешной езде по самому берегу Дона, с разглядыванием в окна пейзажа - где краше: слева или справа.
Платформа Дивногорская - там монастырь, нам ехать до следующей - 143 км.
Виды монастыря хорошо известны и растиражированы на многих фото. Удивило наличие на его территории двух древнючих вагонов - калина и немец - перекрашенных в белый цвет, как и все монастырские строения.
Справа оставется "кривоборье" – где русло Дона поворачивает на сто восемьдесят градусов, образуя красивую излучину.
Приехали.Платформы явно не рассчитаны даже на 4-вагонный состав - задняя дверь третьего вагона оказывается за пределами, но высадка ведется из всех вагонов.
В частности, в нашем поезде из последнего прямо на насыпь выпрыгивала толпа старшеклассников, человек 20. Их появление (а куда еще они могли прибыть как не в музей-заповедник? :;-): ) сулило нам совершенно бесплатную экскурсию и экономию дензнаков в кол-ве 1400 руб.
Из поезда вышло еще около 10 человек - но они явно были не экскурсантами, а местными. И точно - сразу резвым шагом, несмотря на немаленькие баулы в руках, направились в сторону хутора.
Мы же решили спуститься к источнику.
В купель не полезли - времени до начала экскурсии было слишком мало, да и погода не располагающая.
Если в Лисках было пасмурно, но не холодно (даже без поправки на раннее утро) - то Дивногорье встретило нас ядреным осенним холодком. И где ваша обещанная "отличная погода" с гадюками, балдеющими на солнцепеке?!! В Москве +17, а тут такой дубняк..)))))
в пещерном храме (где круглогодично температура +10-12 град) оказалось ощутимо теплее чем на улице.

Но на вкус водичку из источника попробовала. Жесткая, невкусная. Говорят - радоновая. Скептики-атеисты приписывают именно бактерицидным свойствам этой воды "лавры" избавления Острогожска и Коротояка от холеры в 19-м веке (а не крестному ходу с чудотворной Дивногорско-Сицилийской иконой Божией матери).
Но, думаю, вода тут не причем - чтоб напоить 7-тысячный (в то время) Острогожск бедным монахам пришлось бы туда переть не одну цистерну воды. ::-D:
(продолжение следует)
#202859 nataly-m 20 окт 2013, 00:07
Подошли к административному корпусу, полюбовались "Большими Дивами", получили положенные нам "по статусу" бесплатные билеты - и как раз подошло время начала экскурсии.
От платформы электричек вверх ведет крутая лестница в 401 ступеньку, посредине которой - вход в пещерную церковь Сицилийской иконы Божией Матери. Богослужения там проводятся только раз в году - 14 июля, в праздник Обретения иконы. В остальные дни пройти можно только с экскурсией.
А храм чрезвычайно интересен - подобных, наверное, больше нигде нет, даже среди пещерных. Во-первых, сама чудотворная икона (хранящаяся в особом стеклянном киоте, где поддерживается оптимальная температура и влажность).
Во-вторых, прямо в храмовом здании (на втором этаже) находятся бывшие помещения келий, кухни и трапезной.
А самое главное - стометровый узкий коридор, выдолбленный в толще меловой горы вокруг всего храма - для проведения крестного хода. Потому что иначе вокруг храма обойти невозможно, во всяком случае "благочинным способом" - придется карабкаться в гору на четвереньках.
В этом коридоре и "бытовых" помещениях обитает несметное количество комаров и несколько огромных лягушек-"хранительниц", которым из-за высокой влажности даже не нужна вода - они умеют впитывать влагу через кожу.
К сожалению, во времена запустения все выпиленные в меловых стенах рельефные иконы и орнаменты были изрезаны надписями типа "здесь был вася", и при реставрации из пришлось срезать. На богослужение все иконы приносятся из Дивногорского монастыря.

Перед входом в храм расположена смотровая площадка с отличным видом на железную дорогу и речку Тихая Сосна.
А грузовое движение по ж/д там очень интенсивное (именно грузовое - единственный в тот день пассажирский поезд ушел из Лисок впереди нас, электричек 2 пары в день).
10-минутное "вступительное слово" экскурсовода дважды прерывалось прохождением большегрузных составов.
Один раз (в сторону Острогожска) ребенок насчитал 67 полувагонов с углем, второй (в обратном направлении) - 68 таких же пустых :;-):

Осилив вторую половину лестницы, поднимаемся к Маяцкому городищу - останкам поселения X века. Рядом с городищем — шикарная смотровая площадка с видом уже не только на Сосну - но и на Дон ("кривоборье"). Рассказывают, что было незабываемое зрелище, когда по этой излучине проходили огромные баржи, везущие с Атоммаша в Волгодонске реакторы для Нововоронежской АЭС.

К сожалению, Задонье было трудно разглядеть из-за густого тумана, который и к полудню не спешил рассеиваться.
А, говорят, в хорошую погоду видны даже Лиски, и купол собора Владимирской иконы!
Возможно, неожиданно низкая температура воздуха и объясняется близостью двух рек, причудливо извивающихся в низине. Рассказывали, что в этом году было очень сильное половодье, затоплена была вся низина между Сосной и Доном, уровень воды поднялся на 4,83 м и почти доходил до рельс.

От Маяцкого городища тропинка приводит к глубокому меловому каньону. Впечатляет. Но в Костомарово мне больше понравился. Говорят, он очень красив на закате - когда в лучах заходящего солнца кажется розоватым.
Охотно верю - на закате многое приобретает такой оттенок. Вспомним есенинское "Русь - малиновое поле". Поэтическая метафора?.. А вот и нет, сама убедилась - ржаные поля на рязанщине (неподалеку от ст.Дивово) были на закате именно малиновые.

Извиняюсь за "лирическое отступление". Едем дальше.
В монастырь мы не пошли - все-таки он находится в хорошей "транспортной доступности", и при желании нетрудно приехать еще раз (или заехать по пути, скажем, на-юга).
А нашей "глобальной" целью на сей раз было все-таки Костомарово. В Дивногорье же заехали, чтоб дитю было поинтереснее - все-таки, посещение только монастыря могло оказаться для неё скучновато и не слишком запоминающимся. Ну и сравнение двух столь, казалось бы, похожих - и столь различных мест - всегда тоже интересно!

Проковырявшись минут 15 с выбором сувениров, мы наконец-то сообразили поинтересоваться - а далеко ли до автостанции?.
"А километра два. Да вы все равно не успеете, автобус в пол-первого!" (стоп, а что же нам тогда на автостанции в Лисках "впаривали"?!!)- "А машину нанять или попутку поймать реально за разумные деньги?" - "Да вы что, какую попутку, сейчас не лето, может - и несколько часов ни один не проедет!"
Утешало , что "километра два" - это вовсе необязательно ровно 2 км :;-):
Короче, мы "дали джазу" - и ровно в пол-первого были на автостанции. Удивило, что пройдя через весь хутор, не увидели ни одной козы - зато превеликое множество овец, в основном красивейшей романовской породы - с голыми черными головками и серебристой шерстью.
Автобус прибыл в 12-38 ("не нашим - и не вашим" ::-D: ), и действительно - сразу тронулся назад.
Оказалось, что это вообще автобус Лиски-Селявное, а в Дивногорье он просто заезжает на обратном пути, типа - "одолжение делает"..)))))
#203705 nataly-m 25 окт 2013, 16:13
Часть 3. Пухово-Евдаково-Костомарово
Автобус наш оказался Хёндаем - эдакий монстр из прошлого века: скрипучий и дребезжащий, с замызганными до крайности окнами и заваренной средней дверью. Впрочем, именно в ней почему-то было более-менее чистое стекло, через которое можно было наблюдать окрестности.
В основном, собранные - но не скошенные - кукурузные поля, простиравшиеся по обе стороны от дороги аж за горизонт (ребенок сказал: "такое впечатление, что поле огибает вокруг земного шарика" ::-D: )

Водитель посоветовал не выходить в Ковалево (мол, там далеко до ж/д станции), а ехать до Пухово. Но предупредил, что электричку ждать "минут 40" ( в самом деле?.. - тем лучше для нас, я-то полагала, что больше часа! водитель местный, ему лучше знать - а яндЫкс запросто может врать)

Достопримечательностей в Пухово - только полуразрушенная церковь (Георгия Победоносца - как потом выяснила на сайте Воронежской епархии) и памятник героям-танкистам в виде самоходки на пьедестале. Впрочем, для небольшого села не так уж мало.
Минут 20 посидели возле переезда в чУдном магазинчике под названием "Надежда" (там есть столики и внутри, и снаружи) - за мороженкой и кофием.
В этот момент в сторону Лискок проследовал "неопознанный летающий объект" :;-): .
Я еще удивилась, почему такие толпы садились в Ковалево и Пухово в автобус, когда следом идет электричка!
Но проверив (уже в Евдаково) по расписанию - убедилась, что никаких электричек в это время быть не должно.
Сбоя в графике движения не было - по пути до Евдаково, в навстречу прошли 2 пассажирских поезда. Идентифицировать их на ходу не представлялось возможным, но по идее 2 и должно быть: ставропольский и Адлер-Гомель.
Вспомнила, как в свое время (когда обсуждалось возможное переименование 45/46) наткнулась в поиске по ключевым словам "поезд Андрей Платонов" на фото ув. Губина Александра - запечатлевшее одноименную электричку, шедшую в резервом из Россоши в Лиски.
Мож, там это регулярная практика?..

Кстати, - прав оказался все же яндЫкс, так что пришлось нам просидеть на платформе более получаса.
Прогромыхало два большегрзуза, довольно неспешно прошел Пермь-Новороссийск.
Наблюдали на переезде много диковинной техники - кукурузоуборочные комбайны, настоящую скотовозку с обитателями, камазы с прицепами - груженые сахарной свеклой настолько, что с трудом преодолевали некрутой подъем... Скучно не было! :*THUMBS UP*:
К тому же, как раз в это время распогодилось, да так рьяно - что мы (пользуясь гордым одиночеством) надели припасенные для посещения монастыря длинные шелковые юбки - сняли брюки и переобулись в шлепанцы. ::-D:

К отправлению подтянулось еще с десяток пассажиров.
Состав Лиски-Россошь был такой же как и утром на Алексеевку: ЭД9М "с миру по нитке". Загружен где-то наполовину. Работает разъездной кассир. Очень большая высадка по о.п. 707 км (т.е. в селе Евдаково - не путать со станцией Евдаково в пос. Каменка, куда мы и следовали).

В тех краях многие ж/д станции почему-то находятся на солидном удалении от одноименных сел:
ст. Пухово в поселке Ковалево, а в самОм с. Пухово - о.п. 690-й км.

Впрочем, чему удивляться, если станцию Лиски в свое время соорудили не просто вдалеке от села, а вообще на другом берегу Дона - где на тот момент никаких Лисок не было! :;-):

В Каменке зашли в продмаг - хотела купить домой для прикола майонез "Евдаковский". ФиХ вам, нет!
наняли такси до Костомарово (400 рэ, 26 км - вроде бы недорого). Никакого иного транспорта в Костомарово нет. Есть автобус с Подгорного до Юдино, но там еще больше 6 км пехом.
Дорога весьма неплохая - в "дальнем Подмосковье" дороги между селами похуже будут. Таксист сказал, что подлатали и нанесли разметку совсем недавно - когда посадили какого-то большого "дорожного начальника" и нашли у него в погребе 140 млн в мешках с картошкой.. ::-D:

Назад мы планировали напроситься на халяву попутчиками к кому-нибудь в машину :;-):
По субботам в 5 вечера служат Всенощную ( причем монастырская служба имеет свои особенности !)
И - по опыту посещения других монастырей - я не сомневалась, что ко Всенощной специально подъедут люди (на машинах, а может даже автобусы с паломниками).
Оканчивается служба где-то в полвосьмого-восемь (в зависимости от наплыва верующих), так что мы спокойно должны были успеть назад в Каменку к поезду.
На входе в монастырь охранник напутствовал: "Идите сразу к матушке-настоятельнице, она благословит вас на ночлег! Как не нужен?!! А как же вы собираетесь возвращаться, с ЭТИМИ?" - и он небрежно кивнул головой в сторону стоявших на стоянке автомобилей. - "Да они все еще до начала службы разбегутся, вот увидите!"

И тут мужичок на стареньком жигуле, торговавший медом у входа, предложил: если не найдем попутчиков, он сам непременно будет на службе и готов затем подвезти нас на станцию "значительно дешевле такси" :;-):

И в самом деле: нас не отказывались прихватить не только до Каменки - но и до Лисок, и даже до Воронежа! :=-O:
Но все действительно планировали уехать до начала службы. Причем тетки с нескрываемым удивлением и завистью поглядывали на наши юбки и босые ноги - т.к. сами изнывали от жары, в намотанных поверх брюк импровизированных длиннополых "юбках", что выдают при входе в монастырь одетым "не по чину" :;-):

Был минутный соблазн прокатиться в Воронеж.
На поезд и там можно сесть! - а уж "убить" 5 часов времени в замечательном граде Воронеже не проблема. Хоть в театр сходить (я к своему стыду еще не была в обновленном Кольцовском театре) и "к котенку" ::-D:
Но как-то неловко показалось докучать людям на протяжении 150 км.
К тому же - мы приехали ко Всенощной, значит так тому и быть!
(продолжение следует)
#203764 Liski 25 окт 2013, 18:28
nataly-m: Мост через Дон - показавшийся каким-то маленьким и узким (даже по сравнению с Семилуками).
В Лисках три моста, мост через Дон в 2 раза длиннее, чем в Семилуках.
nataly-m:А грузовое движение по ж/д там очень интенсивное (именно грузовое - единственный в тот день пассажирский поезд ушел из Лисок впереди нас, электричек 2 пары в день).
10-минутное "вступительное слово" экскурсовода дважды прерывалось прохождением большегрузных составов.
Как раз грузовое движение на ветке так себе: 21-28 пар грузовых в день. Сейчас в связи с окнами на ГХ ЮВ, часть грузов пихнули через Валуйки - Елец. Обычно грузовые идут двумя большими пачками: с 10.00 до 12.00 и с 19.00 до 22.00. В остальное время на ветке тишь, гладь, да Божья благодать.
nataly-m:Я еще удивилась, почему такие толпы садились в Ковалево и Пухово в автобус, когда следом идет электричка!
Но проверив (уже в Евдаково) по расписанию - убедилась, что никаких электричек в это время быть не должно.
Да там и электричка никогда битком не ходит. Участок Лиски - Россошь между этими двумя станциями по меркам ЦЧР крайне мало населен.
nataly-m:Вспомнила, как в свое время (когда обсуждалось возможное переименование 45/46) наткнулась в поиске по ключевым словам "поезд Андрей Платонов" на фото ув. Губина Александра - запечатлевшее одноименную электричку, шедшую в резервом из Россоши в Лиски.
Мож, там это регулярная практика?..
Регулярная, например, электричка Лиски - Сагуны в 8.53 обратно возвращается резервом в Лисок и затем идет как Лиски - Россошь в 13.53. Но то, что вы видели - это скорее путейская развозка. Кто хочет посмотреть монастыри и церкви и прочее, залезьте в ФГП в мой профиль, Лиски, участки Лиски - Россошь и Лиски - Острогожск там представлены весьма хорошо. Будет свободное время, постараюсь выложить фото достопримечательностей без ж/д пейзажа, у меня их навалом.
nataly-m:наняли такси до Костомарово (400 рэ, 26 км - вроде бы недорого). Никакого иного транспорта в Костомарово нет. Есть автобус с Подгорного до Юдино, но там еще больше 6 км пехом.
От о.п.728 км (Евдаково - 718 км - Сончино - 728 км) ровно 8 км пешком или 35 -45 минут езды на велосипеде, единственное надо сначала спуститься с горы, затем вновь забраться на гору, а потом идет плавный спуск к долине Дона.

Садовод-огородник и самый большой в РФ любитель электротранспорта!
В сети
#203788 nataly-m 25 окт 2013, 20:47
Губин Александр: мост через Дон в 2 раза длиннее, чем в Семилуках.
А я и не говорю, что мост маленький. Сама река показалась уж больно неширокой. Возможно, в Семилуках проезжала, когда Дон был более полноводным.
Обычно грузовые идут двумя большими пачками: с 10.00 до 12.00 и с 19.00 до 22.00.

Так мы и были там с 9:30. И аккурат с 10:00 пошли один за другим! Как там в другое время - мне неведомо (было - пока Вы не просветили).
Кто хочет посмотреть монастыри и церкви и прочее, залезьте в ФГП в мой профиль,

что есть "ФГП"? ::-[:
От о.п.728 км (Евдаково - 718 км - Сончино - 728 км) ровно 8 км пешком или 35 -45 минут езды на велосипеде,

Это до Юдино - или до Костомарово?..
#203795 nataly-m 25 окт 2013, 21:05
Была такая мысль (фото, на кот. я ссылаюсь выше - как раз там)
но почему все-таки ФГП?..
что значит сия аббревиатура?.. "ФотоГалерея Паровоза"?..

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 17