В этом разделе мы с удовольствием почитаем и обсудим Ваши железнодорожные путешествия. Расскажите нам, пожалуйста, не только о каком-либо поезде, а путешествие в целом, с рассказами о посещённых городах, работе вокзалов, порядке пересадок, организации ночного отдыха и т.д. Пишите о том, что может пригодиться путешественнику по железной дороге.
#380638 Kalmius 11 июл 2016, 12:53
Прошло два месяца с моей поездки в Донецк (см. отчёт тут Поездка в Донецк и обратно (декабрь 2015 - январь 2016)) и вот снова необходимо собираться в дорогу. В Донецке находились моя жена и сын, забрать которых я и поехал.

Варианты поездки были разными, но я остановился на таком варианте. Так как я работал в день отъезда, то выезд из Краснодара был возможен не ранее 22-х часов. Ехать предстояло, как и в прошлый раз, с пересадкой в Ростове-на-Дону. 25 февраля под мои критерии попал поезд №302 Адлер – Минск. Это прекрасный мини-овернайт, да ещё и БЧ, да ещё и самый дешёвый. Посмотрев на сайте РЖД наличие свободных мест, я выбрал вагон №32, в который было больше всего свободных мест. Места были любые, но я присмотрел себе нижнюю боковушку с местом №041. Выбор сделал по причине того, что не хотелось делить отсек с другими пассажирами, а сесть в сторонке, поужинать, посмотреть в окно и прилечь подремать. За неделю до поездки я приобрёл билет в кассе вокзала станции Краснодар-1. Была возможность купить и через сайт, но я был в окрестностях жд. вокзала и решил купить в кассе. В кассах очереди не было и озвучив заказ кассиру я приобретаю билет в плацкартный вагон за 687 рублей.

Билет на поезд №302 приобретённый в кассе за неделю до поездки.


По громкой связи объявили прибытие поезда 390 Анапа – Минск и я решил пойти посмотреть состав. На второй путь под ЭП1М бодро влетели белорусские вагончики. В составе их было мало, 1 или 2 купейника, 4 плацкарта и ВР. В хвосте была прицепка до Гомеля. Стоянка поезда всего 4 минуты, по этой причине проводники включили красные фонари. Посадка была человек 30, почти все в плацкартную группу. Фактическая стоянка поезда составила 4 с половиной минуты.

По поводу второго участка от Ростова до Донецка выбор также был. Я выбрал на сайте Донавто автобус отправлением в 05:00 утра, на который через интернет и купил билет. Таким образом, между прибытием поезда в Ростов и отправлением автобуса было 40 минут, что оптимально. Однако, просматривая через 4 дня остаток мест на мой автобусный рейс, я с удивлением обнаружил, что система его не показывает. На 6 утра показывает другой рейс. А на 5 утра – нет. Звоню в Ростов в справочную, мне говорят, что рейс на 5 утра «закрыт», уточняю – закрыт это значит нет мест? Мне ответили, что закрыт – это значит рейс отменён. Опаньки. Интересное кино. Звоню в тех поддержку сайта Донавто. Девушка, говорю, рейс на 5 утра отменили, можно переоформить билет на 6 утра? «К сожалению, переоформить билет купленный через интернет нельзя, Вам необходимо купить новый билет, а на отменённый рейс сделать возврат средств». Приобретаю через сайт ещё один билет, рейсом на 6 утра. Хорошо, что ждать не долго. Всего лишний часик в Ростове. А на отменённый рейс, скачиваю образец заявления на возврат денег и отсылаю им потом скан-копию на электронку. К слову сказать, деньги мне вернули через 5 рабочих дней. Хотя в правилах возврата предусматривается период до 30-ти дней.

Наступило 25е февраля – день отъезда. После работы забегаю домой, переодеваюсь, беру ручную кладь и иду на троллейбусную остановку. Через 5 минут подъехал абсолютно пустой троллейбус, и я до самой конечной остановки Жд. Вокзал ехал в гордом одиночестве. Водитель был «гонщиком» и на вокзале я был раньше планируемого времени почти на 30 минут. Ну и хорошо, будет время изучить проходящие поезда. Прохожу досмотр через рамки и попадаю в холл вокзала.
Народу в вокзале было относительно прилично по причине ожидания поздневечерней пачки поездов. Занимаю место рядом с кассами на первом этаже и часик лазаю в телефоне.

Вечером в здании вокзала Краснодар-1




Мест на мой поезд было в достатке, однако все нижние не боковые были заняты. По громкой связи сообщили, что пассажирский 399 Томск – Анапа прибывает на пятый путь. Стоянка у этого поезда по Краснодару – 38 минут.

399-й из Томска прибыл на пятый путь.






Решаю пока на платформы не выходить и подождать прибытие пачки фирменных. Через 20 минут после прибытия томского объявили о прибытии фирменного 30-го на Москву. Выхожу на вторую платформу. Лихо под ЭП20 влетел состав. Посадка происходила в быстром темпе – стоянка 4 минуты. Не привлекая к себе внимание и чуткий взор органов правопорядка, веду видеосъёмку с рук. Качество сами понимаете, но информационный смысл, надеюсь донесён.

Посадка на фирменный №30 Новороссийск - Москва


[media]


Проводив «тридцатку» на Москву я переместился на пятый путь платформы №3, на который ожидалась прибытием двухэтажка №104. Вдали уже виднелся яркий прожектор двухсистемного локомотива ЭП20. В отличие от поезда №30, двухэтажный прибыл медленней, да и пассажиров на неё было в два раза меньше, чем на новороссийский. С соседнего четвёртого пути отправился пассажирский 399 на Анапу. Практически пустые купейные вагоны и слегка занятые плацкартные. На видео так же заснял прибытие, посадку и отправление 104-го поезда. Стоянка у него по Краснодару 3 минуты. После отправления двухэтажки я медленно направился по пустой платформе к зданию вокзала.

[media]


По громкой связи объявили о прибытии на первый путь поезда №922 Роза-Хутор – Ростов. Вот уж не ожидал, что его несколько рейсов в месяц, выпадут на дату моего отъезда. Неспешно причалила «Ласточка». Совершенно пустая. Я прошёлся вдоль неё, и лишь в первом вагоне было несколько человек. Остальные вагоны - пустые. Стоянка по Краснодару 14 минут. За это время поменялась бригада. Из пассажиров никто не выходил и никто не садился. Хотя может несколько человек и выходило, мне не было видно – я находился с другой стороны от платформы.

«Ласточка» №922


[media]


В здание вокзала решил не идти, на улице температура для позднего февральского вечера была сносной +7, ветра почти не было, и я расположился на второй платформе, поставив сумку с вещами на парапет выхода из подземного перехода.
Наступает долгожданный момент — объявляют о прибытии поезда №302 Адлер — Минск на второй путь, так что я можно сказать «угадал» и заранее расположился на второй платформе. Из здания вокзала потянулся на платформу народ. Визуально человек 50 — 70. Мой вагон под номером 32. Нумерация с головы поезда, а это значит, что вагон будет последним (но бывают исключения, если есть вагон 33 или если вагон нулевой). К слову сказать, информатор не обозначил этот нюанс, где будет расположен вагон 32, хотя может это и не всегда делается. И относится к нулевым вагонам, или же когда, допустим, нумерация состава идёт так 21,22, 23, 24, 1, 2, 3, 4, 5. Вот тогда будет уместным сообщить, что прицепная группа вагонов 21 -24 находится в голове, а сама нумерация состава с головы. Но да ладно, философия это хорошо, но вот вдали уже светит прожектором ЭП1М, который тянет состав.

Первые вагоны были основной минской группы, купейный штаб по номером 5 (или 4). Вагон ресторан и далее вагоны Адлер — Гомель 14 и 15 плацкартные, и замыкал всё это дело вагон 32 Адлер — Гродно, который оказался хвостовым и остановился аккурат возле меня. Стоянка поезд 10 минут. Из вагона 32 выходило 3 человека. На посадку было человек 10-12. Многие с грудными детьми ,что наводило автоматически на мысль о приятном «музыкальном» сопровождении. Однако переживал я совершенно зря, малыши спали сладким сном и пассажиров не тревожили. Здороваюсь с проводницей, предъявляю паспорт и билет. Она быстро пробежалась по строчкам билета и сообщила, что моё место №41, пожалуйста проходите. Захожу в вагон, в таком мне довелось ехать впервые. ЭТО гомельский КВР. В вагоне были заграждения отсеков и интерьер разительно отличался от обычных плацкартников. Освещение, между прочим, было тусклым тусклым, почти в темноте осуществлялась посадка. Это даже хорошо, зачем тревожить спящих да и яркий свет на ночь глядя не к месту. Когда я покупал билет, то выбирал между нижним обычным и нижним боковым местом. Хотя я и предпочитаю не боковые места, но в этот раз я предпочёл боковушку, по той причине, что мне хотелось не зависеть от соседей — посидеть поужинать, посмотреть в окно. Если не будет сна, то пялиться в окно. Понимаю, это всё можно сделать и на не боковом месте, но три других соседа как обычно начнут лезть куда не следует «а что, не спится? А что можно в такой темноте в окно увидеть и так далее» да и вообще, после трудового дня хотелось сесть и смотря в окно остаться один на один со своими мыслями. К тому же верхние боковушки были все свободные, а нижние заняты на 40 процентов. Если бы пришлось «делить» боковушку с соседом сверху, то я бы выбрал верхнее не боковое. Но это всё индивидуально.

Проводница прошла по тёмному коридору и попросила провожающих на выход. Точно по расписанию в 23:45 поезд плавно отчалил от краснодарского вокзала. Привожу расписание поезда от станции Краснодар до станции Ростов — Главный.

Краснодар-1 23:36 9мин 23:45
Тимашевский обход* 00:47 14мин 01:01
Брюховецкая 01:21 2мин 01:23
Каневская 01:53 2мин 01:55
Староминская-Тимаш. 02:34 2мин 02:36
Батайск* 03:42* 6мин* 03:48*
Ростов-Главный 04:08 18мин 04:26

Сразу после отправления принесли постели. Народ сразу их расстелил и начал укладываться. Даже ужинать никто не стал, кроме меня)). Я же решил перекусить и уплетая вкусности, смотрел на мимо проплывающие промзоны участка Краснодар-1 — Краснодар-2. Скорости тут небольшие, но поезд ощутимо ехал быстрее ,чем обычно и всего за 9 минут (обычно от 12 до 15 минут) мы доехали до Краснодара-2, его проследовали по главному пути и после него машинист вдавил «тапок в пол». Через 18 минут после Краснодара-1 наш состав проследовал примыкание грузового обхода Краснодара. На разъезде Витаминном нас пропускал 360-й Калининград — Адлер, у которого здесь техническая стоянка аж 86 минут. Быстро расстелил постельное, которое в темноте рассмотреть не удалось, но по ощущениям бельё хорошее. Приняв полусидячее положение, посмотрел в окно ещё минут 10, но усталость взяла своё и я начал засыпать. Сквозь дремоту слышал, как остановились на тех.стоянку по Тимашевской обходной, затем была остановка в Брюховецкой. В наш вагон посадки не было до самого Ростова. После Брюховецкой заснул окончательно и уже перед Староминской проснулся. Староминская приняла на второй путь, была небольшая посадка в другие вагоны.

В вагоне где-то после Староминской


[media]


После Староминской пытался ещё подремать, однако полноценного сна не получилось. Проехали разъезд Высочино и я пошёл умываться. Туалет был в чистом состоянии, дырка на рельсы, было мыло, бумага. За 30 минут до прибытия подошла уже другая проводница и вернула мне билет. Поезд сбавил ход, за окном начинались развязки Батайска. Проехали блок-пост 19-й километр, место, где поезда уходят на пассажирский обход Батайска. Наш поезд поехал прямо – на Батайск. Собираю постель и отношу проводнице (поблагодарила).

Табличка на служебке проводника


На станции Батайск – техническая стоянка. Почему? Непонятно. Могли бы и сделать тарифной. Поезд простоял у третьей платформы и через минут 7 поехал.

Станция Батайск. Вид из окна поезда. На часах 03:40


Минут 20 и состав прибывает на станцию Ростов – Главный. Фото вагона №32, в котором я ехал.


Выхожу из вагона и прохожу через главное здание вокзала, останавливаюсь у банкоматов, снимаю небольшую сумму. Вокруг так и вьются зазывалы предлагая ехать в Донецк, Макеевку, Горловку, Луганск. Цена билета до Донецка 1000р, обещают довезти за 4 часа, что на практике выполняется 50 на 50. Выхожу на привокзальную площадь. Только одинокие таксисты, народу нет. На часах 4:20 утра. Подхожу к автовокзалу, тут снова «колония» зазывал-приставал. Равнодушно прохожу мимо, решаю подняться на второй этаж и там скоротать время до автобуса.

Вид со второго этажа автовокзала Ростов-на-Дону


Информатор объявлял только то, что есть свободные места на Лабинск, Мостовской, Усть-Лабинск и окрестные города. Других объявлений о прибытии и отправлении автобусов почему-то не было. Провтыкав почти полтора часа, в 05:45 решаю выйти на посадочные платформы. Объявления о автобусе не было. Выхожу на улицу и вижу, что автобус на Донецк уже заполнен пассажирами. Но самое интересное это было то, что автобус был приспособлен под городские перевозки. Багаж пассажиры складывали на средней площадке, где большое место для инвалидов. Я занимаю своё место.

Фото сразу после отправления из Ростова


В 06:00 пришёл сотрудник автовокзала и проверил билеты.
Распечатка билета приобретённого онлайн через сайт автовокзала.


Автобус был заполнен на 75%. В 06:10 мы отчаливаем. Водитель выключает полностью освещение в салоне, становится темно. Обстановка располагает подремать, что многие и делают. Я же стал смотреть в окно, проезжали по сонным улочкам Ростова. Проехали мост над станцией Ростов-Западный и через минут 10 выскакиваем на таганрогскую трассу. Под монотонный звук двигателя начинаю дремать.

Где-то между Ростовом и Таганрогом. За окном начинает светать.


Проснулся на развилке Самбек: прямо на Таганрог, направо на Матвеев Курган. К моему удивлению, мы поехали прямо…Это значит, что время в пути увеличится минимум на 1 час из – за заезда в Таганрог. Таганрог встречает солнечной погодой, проезжаем мимо вокзала Таганрог-Пассажирский (Таганрог-I), мчимся по центральным улицам. Детвора идёт в школу, народ спешит на работу. Большое количество светофоров, на многих приходится постоять на красный свет. Примерно в 07:40 причаливаем на автовокзал, который рассоложен рядом с вокзалом Таганрог-2. В наш автобус была посадка, три студентки до Донецка.

Во время стоянки в Таганроге сфоткал нумерацию мест


Соседние места.


Кнопка заказа остановки)


Водитель сходил к диспетчеру и через 10 минут мы отправляемся. Опять едем по всему городу, стоим на светофорах. Часть народа в автобусе вслух стала возмущаться, мол почему был заезд в Таганрог, почему не указано в билете, что автобус следует с заездом в этот город. Я тоже был недоволен, но молчал. В 08:15 мы вернулись на развилку и повернули на Матвеев Курган. Почти все пассажиры спят, я же рассматриваю окрестности. Красиво смотрятся курганы и поля, местность живописная. Постепенно мы поднимаемся на возвышенности Донецкого кряжа. За Матвеев Курганом меня ждал второй сюрприз, автобус свернул на Куйбышево. Я же рассчитывал, что мы поедем через Успенку.

Карта маршрута автобуса. А - Ростов-на-Дону. В – Таганрог. С - село Мариновка. D – село Степановка. Е – Шахтёрск. F – Донецк.


Этой дорогой я ещё никогда не ездил, но всё когда-то бывает в первый раз. Около 9 часов утра автобус лихо заезжает на МАПП "Куйбышево" и останавливается у пассажирского терминала. На удивление, очередей не было. После предновогодней поездки и 6-ти часового ожидания на Успенке, это был настоящий подарок. Водитель попросил всех выйти и взять с собой на досмотр багаж. Нас заводят в здание терминала и просят расставить свой багаж по периметру. Должны привести собачку для обнюхивания.

Пассажиры автобуса в терминале досмотра МАПП «Куйбышево». Ожидаем собачку.


Стоим ждём минут 10 – 15, собачка не появилась, а появился таможенник, поприветствовал и спросил «Запрещённые вещи, оружие, наркотики, есть?» В ответ проговорили слово «Нет». На этом он удалился, а нам велел проходить в следующий зал, где стояли кабинки паспортного контроля. Рядом расположены рентген сканеры, но они были выключены. Паспортный контроль мы прошли быстро, минут за 20. Всё прохождение российского пункта пропуска заняло минут 35-40. Загружаемся в автобус и мчимся к пункту пропуска ДНР «Мариновка».
Летом 2014 в этих окрестностях шли ожесточённые бои, сёла Мариновка, Петровское, Степановка, мемориальный комплекс Саур-Могила подвёрглись сильнейшему арт-обстрелу и частично были стёрты с лица Земли.

Саур-Могила до военных действий лета 2014


А это то, что осталось после артиллерийских обстрелов


Во время сильнейших боёв 2014 года


Через 7 минут останавливаемся на КПП «Мариновка». Очереди практически не было, уже заканчивалась проверка встречного автобуса Торез – Ростов и начали досматривать наш. Пассажирам выходить не надо, багаж так же никто не досматривал. Зашли сотрудники таможни и пограничной службы ДНР, собрали на проверку документы.

Вид через грязнющее окно автобуса на окрестности села Мариновка. Видны последствия боевых действий.


Спутниковый снимок КПП Мариновка. Видны воронки от снарядов.

Процедура заняла минут 35. И в 10-30 мы едем по территории Донецкой области. Вдали виднеются терриконы городов Снежное, Торез. За окном пролетают разрушенные сёла. Автобус на развилке поворачивает налево, мы поедем минуя Торез и Снежное. Дорога проходит прямо у подножия комплекса Саур-Могила. Он полностью разрушен. Автобус пыхтит и поднимается на возвышенность высота которой примерно 277 метров. Дорога узкая, по одной полосе в каждую сторону, но встречного транспорта очень мало. Слева по ходу движения начинается шахтёрский полигон танковых войск ДНР, как раз проходили учения, благо без стрельб. По всей видимости, когда выполняют стрельбы, то дорога закрывается.
Народ в автобусе продолжает кемарить, за окном пролетают донбасские посёлки и городишки. На душе наиприятнейшее чувство, эти места родные и близкие. До войны я их все посещал по работе. Вот он магазинчик в Шахтёрске, где я покупал лимонад жарким летом 2007-го. А на этой остановке ждал маршрутку на Донецк….На часах уже 12 дня. Проезжаем Зугрэс. Справа по ходу движения видны огромные градирни Зуевской ГРЭС (ТЭЦ).

Градирни Зуевской ТЭЦ


Часть народа в автобусе начинает копошиться – скоро Харцызск. В Харцызск заезжаем на центральный автовокзал, высадка из нашего автобуса примерно 15 человек. Сразу же после высадки едем дальше. Через минут 15 приезжаем в Макеевку, так же заруливаем на центральный автовокзал. Вышло человек 5.

Многоэтажка рядом с макеевским автовокзалом. Стекло автобуса грязное.


И вот он Донецк. Въезжаем в город по макеевскому шоссе. В 12:40 я выхожу на автостанции «Мотель». Автобус поехал дальше, на конечную автовокзал «Южный». Выехав из Краснодара в 23:45, спустя 13 часов я уже был в Донецке. Когда ходили прямые поезда (через Ясиноватую), то путь занимал 10 – 11 часов. Донецк меня встретил солнечной погодой. Чувствовалось приближение весны.
В продолжении будет отчёт по обратной дороге на дизеле до границы, электричкой до Ростова и далее сухумским поездом. Продолжение следует…

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13