Правительство сочло необходимым поддержать выпуск железнодорожной техники на уровне рентабельности. У железнодорожного машиностроения хорошие перспективы как на внутреннем, так и на внешнем рынках, отметили участники совещания по развитию транспортного машиностроения, которое состоялось в Твери под председательством премьера Дмитрия Медведева. Правительству представили предложения, как развить потенциал отрасли.
«В сфере железнодорожного машиностроения одна из главных задач – это производство современных, как принято говорить сейчас, инновационных вагонов, а также локомотивов – безопасных, рентабельных и быстрых», – отметил премьер, открывая совещание.
По словам Дмитрия Медведева, транспортное машиностроение может стать одной из точек экономического роста, поддержать рынок труда, сгенерировать спрос на продукцию как внутри страны, так и за рубежом. Но заводам важно не утратить ключевые компетенции, не потерять специалистов, которые умеют проектировать, конструировать, доводить до ума железнодорожную продукцию. Правительство готово пойти на такие меры поддержки, которые с учётом экспорта, выросшего за прошлый год на две трети, позволят сохранить рентабельный уровень производства локомотивов, вагонов и электричек.
Сложившуюся ситуацию обрисовал министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Для сохранения рентабельного уровня российская промышленность должна произвести 40 тыс. вагонов, и здесь меры поддержки приняты. В частности, введены ограничения на продление срока службы старого подвижного состава. Для того чтобы выпустить 495 локомотивов, нужно решить вопрос о выделении РЖД 39,8 млрд руб. из Фонда национального благосостояния, притом что сама компания вложит ещё 29 млрд. Что же касается производства пассажирских вагонов, то Денис Мантуров предложил снизить ставку НДС на дальние пассажирские перевозки до нуля.
«Таким образом, на системной основе, уже начиная с 2017 года и в последующие годы Федеральная пассажирская компания получит источники финансирования для ежегодного обновления своего парка в объёме не менее 370 вагонов, а это уже, собственно, уровень рентабельности», – отметил Денис Мантуров.
Отмена НДС также позволит ещё более уменьшить поддержку «пассажирки» из госбюджета. ФПК до 85% своей инвестиционной программы направляет на обновление пассажирского подвижного состава. В 2016 году компания планирует удвоить закупки вагонов отечественного производства, включая двухэтажные, до 186 единиц на сумму 10 млрд руб.
«Закупка двухэтажных вагонов – это не только обновление парка. Это возможность снизить тариф на проезд на 30%», – сообщил президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров.
Также, по его словам, ОАО «РЖД» в 2016 году инвестирует более 15 млрд руб. в обновление пригородного подвижного состава. Планируется приобрести 82 вагона производства ОАО «Демиховский машиностроительный завод» и 150 вагонов поезда «Ласточка».
Компания рассматривает вопросы долгосрочного сотрудничества с инновационными промышленными предприятиями, в том числе по развитию локомотивостроения на период до 2020 года. В результате этой программы, например, уровень локализации поездов «Ласточка» должен достичь к 2018 году 80% вместо сегодняшних 50%.
Тем не менее проблемы остаются, и это касается качества подвижного состава. Индикатором здесь является коэффициент его технической готовности.
«По результатам мониторинга эксплуатации в 2015 году нового подвижного состава, в том числе и представленного здесь, показатели технической готовности пока несколько меньше, – отметил Олег Белозёров. – Но выстроена очень хорошая работа с производителями. Для нас это важно в рамках работы по контрактам жизненного цикла. Мы считаем, что в течение этого года доведём наше взаимодействие до хорошего уровня».
Со своей стороны РЖД предлагают решить вопрос о выделении средств из ФНБ на закупку локомотивов, определиться с мерами поддержки по пригородному комплексу на более долгий срок, что даст возможность выстроить нормальные взаимоотношения пригородных пассажирских компаний и машиностроителей. А также индивидуально подходить к определению срока инновационности продукции, который даёт определённые налоговые льготы. К 2018 году доля закупок такой продукции РЖД должна составить 10%. Сейчас срок установлен на уровне трёх лет, но окупаемость локомотивов гораздо более длительная, поэтому для тягового подвижного состава, по мнению РЖД, его целесообразно увеличить.
В конце совещания Дмитрий Медведев пообещал, что правительство рассмотрит все предложения с учётом сегодняшней экономической ситуации.
Сергей Плетнёв
http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1327127«Ласточку» нужно доводить до ума, чтобы это была именно городская электричка.Компания ЦППК в 2016 году планирует закупить 20 новых 11-вагонных поездов ЭП2Д производства Демиховского машиностроительного завода. В настоящий момент электричка проходит тестирование и, как ожидается, к концу мая получит сертификат на эксплуатацию. Именно такой подвижной состав крупнейшая в России пригородная пассажирская компания предполагает покупать и в будущем. Генеральный директор ЦППК Михаил Хромов, отвечая на вопрос корреспондента Gudok.ru в ходе пресс-конференции по итогам 2015 года, рассказал о том, какие поезда могут появиться в парке компании.
Наш базовый подход при выборе подвижного состава – это соотношение цена/качество. При этом качественным состав должен быть как для нас, перевозчиков, так и для пассажиров. Я искренне надеюсь, что компания «Трансмашхолдинг» не остановится в своём развитии и будет предлагать новые модификации, вводя какие-то новые характеристики.
Кроме этой компании, у нас до недавнего времени были предложения по поездам от Торжокского вагоностроительного завода, но у них начались какие-то сложности экономического характера, поэтому пока наше взаимодействие временно прервалось. Тем не менее, те разработки, которые воплощены ими на практике – очень не плохие и те поезда, которые сейчас ездят на Октябрьской железной дороге, очень хорошо себя показывают. То есть выбор есть, единственное – ТорВЗ не такой мощный, как Демиховский машиностроительный завод.
Мы никогда не говорили, хотя нам часто такие слова приписывают, что «Ласточка» - плохой поезд. Мы лишь говорим о том, что «Ласточку» нужно доводить до ума, чтобы это была именно городская электричка. Ну и конечно, наше нежелание работать с этим поездом вызвано его высокой стоимостью. Дорого для того, чтобы на нем осуществлять массовые перевозки пассажиров, ведь в конечном счете цена подвижного состава отразится и на обязательствах региональных бюджетов и, конечно же, на стоимости перевозок.
«Трансмашхолдинг» предлагает еще один новый подвижной состав, «Иволгу», который сейчас, как и ЭП2Д, проходит испытание в Щербинке. Мы к ней тоже очень внимательно присматриваемся и я допускаю, что она в программе обновления под определенные маршруты, в первую очередь как поезд повышенной комфортности, будет востребована.
Так что, по сути, альтернативы продукции ДМЗ в части массовых поездов у нас нет, а на «Иволгу» и на «Ласточку» и на ДТ-1 (дизельный поезд производства Торжокского вагоностроительного завода – прим. Gudok.ru) мы смотрим только как на сегментные поезда.
Александр Фролов
http://www.gudok.ru/mechengineering/?ID=1325730
С уважением, Евгений.