В этом разделе мы с удовольствием почитаем и обсудим Ваши железнодорожные путешествия. Расскажите нам, пожалуйста, не только о каком-либо поезде, а путешествие в целом, с рассказами о посещённых городах, работе вокзалов, порядке пересадок, организации ночного отдыха и т.д. Пишите о том, что может пригодиться путешественнику по железной дороге.
#137232 Etrainer 30 апр 2012, 21:17
Север-2011. Часть 1.
Спустя месяцы после возвращения из поездки моей мечты я,наконец, нашёл возможность описать эти незабываемы десять дней своей жизни.Пройти на теплоходе по одной из великих Российских рек я хотел давно, но разныеобстоятельства всегда были помехой. Даже выбрать реку было непросто: где-торейсовые теплоходы уже не ходят, где-то слишком дороги, куда-то ехать слишкомдалеко. Четыре года назад я остановил свой выбор на Оби – самой близкой кцентру России великой сибирской реке. Во-первых, там есть рейсовые пассажирскиетеплоходы с недорогими билетами; во-вторых, и начало и конец маршрута находятсяна железной дороге, - можно не ездить «туда-обратно», а пройти своеобразное«кольцо». Теплоходы ходят от центра Ямало-Ненецкого автономного округаСалехарда, находящегося на Полярном круге до Тобольска в Тюменской области.Есть рейсы, которые идут аж до Омска, но там путь их проходит уже не по Оби, апо её притоку Иртышу и маршрут удлиняется, по меньшей мере, на три дня.
Тобольск-Салехард или Салехард-Тобольск, вверх или вниз потечению… Четыре года я откладывал эту поездку и вот, в конце июня 2011 годанаконец-то решился её осуществить. Главным условием было для меня отсутствиезадержек на ночь ни в одном из городов или как можно меньшее их количество. Нив Тобольске, ни в Салехарде знакомых у меня нет, а останавливаться в гостиницене хотелось. Ещё необходимо было время на осмотр городов.
Изучив расписание поездов и теплоходов, и узнав о наличиисвободных мест, я выбрал следующий маршрут: посадка в поезд в Ярославле или всоседнем Данилове 25 июля, пересадка в Сейде 27-го утром, прибытие в городЛабытнанги, находящийся по другую сторону Оби от Салехарда, 27-го вечером,ночёвка, переезд на пароме в Салехард, осмотр города, отправление на теплоходе вТобольск в 5 часоввечера по местному времени, прибытие туда на пятые сутки пути– утром 2 августа, 6 часов на осмотр города, посадка на поезд до Казани, суткипути, посещение в пятый раз татарской столицы и ночной поезд на Москву. Вскоревсе билеты были куплены, а билет на теплоход, который нельзя купить у нас,забронирован. Теперь оставалось считать дни до поездки и проверять свой фотоаппарат.
В день отъезда пришлось встать в 5 часов утра. Через полторачаса пригородный поезд уже вёз меня в Иваново, где я сразу пересел на другой –до Ярославля.
В этом старинном русском городе на Волге я бывал с 1996-гогода более десяти раз и, несмотря на общепризнанную его красоту, относился кнему прохладно или даже негативно – какой-то он, Ярославль, громоздкий и неуютный,в отличие даже от многих крупнейших городов России. За три года, что я там небыл, многое изменилось в лучшую сторону – многое было сделано к тысячелетиюгорода, которое отмечалось два года назад. На улицах стало чище и культурнее,появились надземные пешеходные переходы над дорогами, многие тротуары покрылисьплиткой. На улицах на каждом углу стоят киоски с разливным местным квасом. Авот в Кремль теперь вход платный. Посмотрев через открытые ворота вглубь сердцагорода, я увидел, что за последние три года там ничего не изменилось, и непошёл туда. Некоторые районы города за последние годы изменились донеузнаваемости – в районе вокзала на месте прежних трамвайных путей и переулковпоявилась скоростная автомагистраль. Цены в городе чуть повыше наших, но междугородниеавтобусы дороже почти в два раза.
Билет на Север у меня был наиз Ярославля, а из соседнегогорода Данилова, куда я и отправился на электричке после пятичасового осмотраЯрославля. Этот маленький город совсем не имеет достопримечательностей, поэтомуполтора часа, которые были до отхода поезда, я потратил на общее знакомство спривокзальным районом, состоящим, в основном, из частных старых деревянныхдомов и с очень большой железнодорожной станцией, где всем поездам меняютлокомотивы. Станция эта узловая: путь из Москвы-Ярославля здесь расходится на 2направления: северное (на Вологду, Архангельск, Воркуту) и восточное (на Галич,Киров, Пермь и далее на Транссиб). На этой станции около 50 железнодорожныхпутей и почти все они были заняты прибывающими, стоящими и отправляющимисягрузовыми составами.
Скоро пришёл и мой поезд Москва – Воркута. Сев в вагон, ясразу занял своё верхнее место, и из открытого окна любовался проносящимисямимо красотами севера Центральной России. Через три часа прибыли в Вологду.Стоянка у поезда здесь 35 минут, можно выйти и осмотреть вокзал и окрестности.Чем-то привокзальная площадь Вологда и близлежащие кварталы напомнили мне этуже часть Иванова – всё довольно серое, старое и однообразное. Обычные советскиепятиэтажки и старый асфальт на дорогах.
Вскоре после отправления из Вологда, поезд по мосту пересекреку Сухону и через окно я увидел старинный монастырь, находящийся там. Солнцеуже село, но темно ещё не было, и фотоаппарат легко запечатлел панораму. Соседипо вагону сказали мне, как называется монастырь, но я вскоре забыл. Насталапервая ночь в пути…
Утром я проснулся, когда поезд стоял на одной из двух большихстанций в Котласе – Котлас-Узловой. Контактного провода над путями уже не было,ночью мы съехали с главного Архангельского хода на не электрифицированныйВоркутинский. Вскоре мы прибыли на главную станцию города – Котлас-Южный. Этотгород находится на самом юге Архангельской области и погода здесь ничем неотличалась от нашей. За сорок минут стоянки я успел отойти довольно далеко отвокзала, закрытого на ремонт. Старые пятиэтажки, плохие дороги, подросшие ценыв магазинах не очень порадовали глаз. Ещё больше расстроил вид бывшего речноговокзала, закрытого несколько лет назад и частично превращенного в ресторан. Какпотом рассказывали мне местные жители, жизнь в их городе тяжёлая, зарплаты10-12 тысяч рублей получают не все, а цены здесь выше, чем в Иваново, Ярославлеили Вологде. Работы в городе немного – в основном на лесозаготовках и пилорамах.Котлас находится на Северной Двине. Раньше по ней ходили большие теплоходы доАрхангельска и скоростные суда на местных линиях. За последние двадцать лет всёэто успешно развалилось – в Архангельск теперь ездят на поезде, а в соседниедеревни – на автобусе.
Едем дальше на северо-восток, через открытые окна в вагонлетит запах лесных пожаров, полыхавших в регионе по причине жаркого сухоголета. Местные говорят, что ничего серьёзного, почти всё уже потушили. Два часапути и за окнами уже республика Коми…
В обед у поезда была 15-минутная стоянка на станции Микунь,откуда отходит путь в столицу республики – город Сыктывкар. Посёлок знаменит(для пассажиров проходящих поездов) своим разливным квасом, очень дешёвым и ещёболее вкусным. Микуньский квас, густой, сладкий и тягучий, купили почти всепассажиры нашего вагона. Под вечер поезд прибыл в Ухту, южную точкунефтегазового района республики. Вокзал находится далеко от города, поэтому ятолько сфотографировал поезд на фоне южного окончания Печерского горного кряжа,подходящего почти к самой железной дороге. На соседней станции Сосногорск япрошёлся вдоль состава, оказалось, что между тепловозом и первым вагоном естьвагоны для почты и для перевозки заключенных – в этих местах многоисправительных колоний. Вечер был теплый, а стемнело гораздо позднее, чемвчера.
Общаясь с попутчиками, я узнал, что в Ухте и севернее хорошоживут нефтяники, газовики, строители нефте- и газопроводов, а такжежелезнодорожники. Угольные шахты в Инте убыточны и закрываются – виз города всеуезжают, а цены на жильё там в пять раз ниже ивановских, а в соседнем Усинскежилья не хватает, люди приезжают туда за нефте- и газорублями.Ночью проехали Печору, город на одноименнойреке. Дальше на север круглогодичной автомобильной дороги нет – машины перевозятна железнодорожных платформах.
Холодное утро третьего дня пути… Станция Инта, котораянаходится в 10 км от города. На улице +5, хотя на календаре 27 июля. Люди вкожаных курткахи теплой обуви. В поездсело много рабочих в форме «Газпрома». Путь стал одноколейным, а тайгу за окномсменила лесотундра. Ещё 6 часов пути и вот она Сейда. Раньше рядом со станциейбыл посёлок, но он полностью сгорел несколько лет назад. Теперь там всегонесколько домов – живут люди, обслуживающие станцию. Есть 1 магазин с ценами,которые выше наших в полтора раза. Смотреть тут совсем нечего, да и сильнохолодно. На часах час дня, а на улице где-то +14. Прошёл скорый поездМосква-Лабытнанги с дорогими билетами, в кассе были только купейные места.Кто-то уехал на нём, а остальные остались ждать грузопассажирского (если веритьнумерации) поезда Воркута-Лабытнанги. Он прибыл, но грузовых вагонов в нем небыло. Были 2 пассажирских, почтовый и 2 вагона с товарами для магазинов снадписью «багажный». В вагоне было много рабочих с газовых месторождений севераЯмала, которые вели себя не очень культурно – пили спиртное и ругались –бригадиры вели с ними воспитательную работу и даже обещали кое-кого уволить – помогло.Попутчики рассказали о Лабытнангах и Салехарде – в первом плохо, во втором хорошо.Едем через тундру – ни одного деревца, только низкая поросль стелется по земле.И кругом болота и болота. Так переехали Полярный круг. Пришла пора покидатьЕвропу и отправляться в Азию. Впереди показался Полярный Урал. Дорога, построеннаязаключенными по приказу Сталина извивается змейкой между горами – туннелей нет.В результате солнце светит то с одной, то через 5 минут уже с другой стороны.Полярный Урал очень красив, невысокие горы, иногда уходящие в туман с небольшимколичеством снега на северных склонах, а внизу болота и тундра… Населённыхпунктов почти нет – остановки раз в 30-40 минут.
Мы переехали Урал, и началась Азия. Тундра смениласьлесотундрой, появились ёлочки и карликовые берёзы, которые с каждым километромбыли всё выше. На улице потеплело, и воздух стал суше. Стали чаще попадатьсянаселенные пункты. Проехали Харп, дальше дорога пошла по Западно-Сибирскойнизменности. На станции Обская, недалеко от Лабытнанг вышли все рабочие. Отсюдауходит путь на север – к газовым месторождениям. Ещё 30 минут пути и вотЛабытнанги, конечная остановка поезда, встречает нас огромным новым вокзаломоригинальной конструкции, состоящее только из 2 и 3 этажей. В комнате отдыхаместа очень дорогие, в зале ожидания ночует много людей, прилично одетых и непьяных, но спать в металлическом кресле не хочу и возвращаюсь в поезд, где занебольшую сумму денег могут поспать все желающие. Ночью солнца не было, но былосветло, гораздо светлее, чем в Петербурге на белые ночи.
Нас разбудили в 7 утра по местному времени. Отдохнув, привелсебя в порядок и отправился смотреть город. Двухэтажные деревянные баракиперешли в кирпичный пятиэтажный центр. Деревьев немного – сказываетсязаполярность этого города. Всё чистенько и культурно, но без изысков. Вмагазинах цены в 2 раза выше ивановских. Есть площадь с монументом памятипавших в Великой Отечественной войне, хотя линия фронта была о-о-очень далекоотсюда. От этой площади раз в час ходит «Газель» на переправу. К переправечерез Обь идут автомобильная и железная дороги.Последняя заканчивается станциейс портовыми кранами для перемещения грузов с судов на рельсы и наоборот. Паромыперевозят автотранспорт и пешеходов и ходят несколько раз в час и представляютсобой понтон для автомобилей с пешеходным вагончиком, толкаемыйкатером-буксиром.За 15 минут мыпереправились на другой берег Оби, откуда идет маршрутка до центра Салехарда.
Через 20 минут я был в центре Ямало-Ненецкого автономногоокруга. Бараки на окраинах сменились абсолютно новым центром города. Новые4-7-этажные жилые дома оригинальной архитектуры соседствуют с роскошныминежилыми зданиями. Ледовый дворец, детская школа искусств, казначейство,администрация, школы, концертный зал поражают своей архитектурой, в которойочень многое сделано из мрамора. Кое-где им даже вымощены уличные тротуары.Город выглядит очень богато, благо экономика округа это позволяет. Цены вмагазинах высоченные, но не настолько, чтобы ничего нельзя было купить.
В городе есть 2 Православных храма, 1 из которых закрыт наремонт, 1 католический и 1 мечеть (здесь живет много татар). Есть интересныймраморный памятник северному оленю около рынка, чуть попроще выполненныймонумент белой медведице с медвежонком около детского дома творчества, зановоотстроенный комплекс «Обдорский острог» - реконструкция первого поселениярусских в этих краях. Около речного вокзала есть большой рыбоконсервный завод сфирменным магазином. На память об этих местах стоит купить несколько банокконсервов из местных рыб. Главный местный деликатес – рыба муксун. Продаётсяона в свежем, мороженом, вяленном и копченом виде, а такж[]ев консервах и пресервах. Стоит дорого – не менее 500р за 1 кг, но очень вкусная. Дороги в городе прекрасные, городской транспорт в виде автобусов имаршруток, я им не пользовался.
Погуляв по Салехарду, я отправился на речной вокзал, откуда должен был отправиться теплоход на Тобольск. Как такового капитального здания РВ в Салехарде нет. Есть дебаркадер с маленьким залом ожидания и камерами хранения, куда причаливают пассажирские теплоходы на Тобольск и Омск, а также следующие в различные северные поселки. В трехстах метрах от него есть причал для скоростных «метеоров», а паромная переправа в Лабытнанги находится довольно далеко отсюда. Есть ещё офисное здание пароходства, но билеты на теплоходы там не продают, могут предложить только паром для автомобилей и небольшого числа пассажиров – дороже и медленнее, чем теплоходы. Цены на билеты разные: на «Метеоры», маленькие кораблики на Север и в первый класс больших теплоходов – довольно дорого, а вот в 3А и 3Б классы теплоходов (второго там нет) – очень дешевоЯ пришёл за 1,5 часа доотправления. На борт ещё не пускали, узбеки выгружали из трюма арбузы. Посадкуна белоснежный теплоход «Чернышевский» объявили за 50 минут да отхода. Сначалапускали пассажиров с билетами. За 30 минут да отхода по одному стали пускатьтех, кто собирался купить билет прямо на борту. Дело в том, что на этоттеплоход билеты продаются и на борту – на каждой остановке можно сесть и потомкупить билет, который будет стоить дешевле, чем в кассе.
Вскоре теплоход загудел и мы отправились.
#137239 Альберт К 30 апр 2012, 22:05
Etrainer:В этом старинном русском городе на Волге я бывал с 1996-гогода более десяти раз и, несмотря на общепризнанную его красоту, относился кнему прохладно или даже негативно – какой-то он, Ярославль, громоздкий и неуютный,в отличие даже от многих крупнейших городов России.
А мне он показался самым красивым уютным и ухоженным городом на Волге. ::-):
Etrainer:Соседипо вагону сказали мне, как называется монастырь, но я вскоре забыл.
Спасо-Прилуцкий.
Etrainer:Утром я проснулся, когда поезд стоял на одной из двух большихстанций в Котласе – Котлас-Узловой. Контактного провода над путями уже не было,ночью мы съехали с главного Архангельского хода на не электрифицированныйВоркутинский.
Архангельский тоже не электрифицирован электричество только до Коноши.
Etrainer: В вагоне было много рабочих с газовых месторождений севераЯмала, которые вели себя не очень культурно – пили спиртное и ругались –бригадиры вели с ними воспитательную работу и даже обещали кое-кого уволить – помогло.
А мне повезло я ехал с нормальными, правда потихоньку пили коньяк, но никому не мешали. Но вахтовиков не было, в основном железнодорожники и местные жители и даже группа детей ехавших на отдых в горы.
Etrainer: В комнате отдыхаместа очень дорогие, в зале ожидания ночует много людей, прилично одетых и непьяных,
1000 рублей за сутки за место в 2-х местном номере разве дорого?
Etrainer: Вмагазинах цены в 2 раза выше ивановских.
Мне показалось раза в полтора.
Etrainer:Главный местный деликатес – рыба муксун. Продаётсяона в свежем, мороженом, вяленном и копченом виде, а такж[]ев консервах и пресервах. Стоит дорого – не менее 500р за 1 кг, но очень вкусная.
Рыба обалденная но в правду дорога.

Спасибо за рассказ я был в этих местах прошлом году, двумя неделями позже Вас.
Фотографии будут? Особенно теплоходные. ::-):
#137285 Etrainer 01 май 2012, 13:13
Фотографии тут: http://vk.com/album564271_149887646
Ссылка доступна всем пользователям, альбом открытый

От Коноши до Няндомы провода вроде бы есть.

Раньше из Волжских городом мне больше всего нравилась Кострома (2004), сейчас НН и Дубна.

1000р с человека в сутки при бюджете поездки в 7тыр дороговато. тут ещё была цель показать, что такой отдых не дороже пляжного.
#137319 Альберт К 01 май 2012, 17:29
Etrainer:От Коноши до Няндомы провода вроде бы есть.
Даже до Обозерской!
Виноват устарел. ::-(:
#137651 Тим 05 май 2012, 06:59
Что-то, Альберт, Вы сильно устарели :), до Няндомы ещё в прошлом тысячелетии КС провели, до Обозерской - где-то в 2000-2002, вроде.
Возле Прилуцкого монастыря не Сухона (она дальше, перед одноимённой станцией в городе Соколе), а Вологда. С интересом буду следить за развитием темы, спасибо!
#137683 Etrainer 05 май 2012, 22:05
Развитие темы, вернее, продолжение рассказа ждите летом, когда в отпуске время будет вспоминать и публиковать... :;-):

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16