Для всех ностальгирующих по традиционной продукции комбината VEB Schienenfahrzeugtechnik.
Новый график 2019/2020 на польских дорогах был ознаменован не только приростом нескольких поездов в дальнем сообщении, но и ещё более масштабным включением в ежедневные обороты «импортных» вагонов. За прошлые годы к чешским сидячкам типа Y восьмидесятых годов родом из Бауцена, ГДР, уже успели привыкнуть пассажиры летних поездов на море и в горы. Но из-за напряжённой ситуации с пассажирским парком в этот раз зарубежные вагоны мы увидим в течение всего действующего расписания, причём не только чешские, но и словацкие. Звёзды здесь сложились наиболее удачным образом: с декабря ряд вагонных составов депо Жилина выбыли из пригородного оборота с заменой на новый МВПС, и именно их предложили Польше. А уже самой ПКП решено было продлить поезд Гдыня — Бельско-Бяла через перевал до самой Жилины, тем самым обеспечив подвязку вагонов в родное депо. Поговаривают, правда, что изначально поляки хотели взять более новые или модернизированные вагоны типа Bmee(-r), Amee(-r) и подобные, но не сошлись в цене.
Как бы то ни было, депо Жилина теперь формирует оборот из четырёх составов, включая один лежачий вагон. Во время дневного простоя в Гдыне вагоны (без лежачки) ещё совершают поездку по Польше туда и обратно, но немного не успевают обратно, и в этом причина четырёх-, а не двухдневного оборота. Ну а со славой наиболее материально отсталого депо ЖССК, можно легко догадаться, что словацкие вагоны имеют очень приближённое к заводскому состояние. Польские пассажиры, привыкшие к быстрым темпам модернизации парка последних лет, уже успели умеренно поплеваться по вопросу того, что за «чудо эпохи Герека» выкатили к их радости.
Но лежачий вагон, кушет международного ночного поезда, невероятный throwback начала нулевых в наше время — отдельный предмет благодарности планировщикам графика, и другим причастным! Все четыре вагона были построены в Бауцене в 80-х годах, и в таком виде не эксплуатировались уже добрых пять лет даже внутри Словакии, чаще подменяя сидячие вагоны, но случай дал им второй шанс. А нам, соответственно, ещё раз окунуться в культуру путешествий почти полвека назад.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/000__DSC8942.JPG
В Гданьске прибывает к платформе непривычный красно-белый состав со всеми положенными обозначениями ЖССК. Только таблички сообщают нам, что это TLK421 ROZEWIE до Жилины. В голове поезда идёт несколько польских вагонов, включая спальный, до Еленей Гуры, но их отцепят во Вроцлаве. На фото характерный для чехословацких дорог «служебный» вагон с пятью сидячими купе для пассажиров, багажным отделением и купе проводника с аквариумом с обеих сторон вагона.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/001__DSC8943.JPG
Кушет выглядит снаружи потёртым, но в пределах разумного. Как и остальные международные вагоны, он нумеруется трёхзначно. Несмотря на наклейку Wagon Slovakia, сервис предоставляется польским WARS на базе депо в Гдыне. Интересно, как в служебку занесли этот огромный холодильник?
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/002__DSC8944.JPG
Заходим. Ну, всё как в лучших домах. Если здесь за прошедшие 40 лет что-то и изменилось, то это не бросается в глаза. Если не отличная, то уж точно хорошая для возраста сохранность всего.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/003__DSC8945.JPG
В лежачем вагоне комфорт всегда был немного спартанский, но и цена более привлекательная. Однако, если бы не окна в коридор и довольно тонкие полки, можно было принять этот вид за некую разновидность купейного Аммендорфа.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/004__DSC8946.JPG
Но пластик здесь, конечно, более тёплого жёлтого оттенка. Кроме ниши над коридором есть ещё множество багажных полок, о чём позже.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/005__DSC8950.JPG
Вот и всё нехитрое устройство замка купе. Верхний с вертушкой (кстати, была сломана) закрывает только изнутри, а нижний, под четырёхгранку — только снаружи. В сидячих вагонах это единая конструкция. В итоге использовал только цепочку с карабином, которая на уровне коленей.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/006__DSC8953.JPG
В купе максимум шесть мест, но тарифно предусмотрено и четырёхместное купе, как сейчас, когда средние полки сложены.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/007__DSC8956.JPG
Здесь видно, что верхние полки раскладываются прямо поверх багажной полки, к ней же крепится лестница.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/008__DSC8959.JPG
Она же альтернативно крепится прямо перед дверью в купе. Здесь мы видим аутентичность во всём, кроме регулятора громкости, который явно меняли не очень давно. Если кто не знал, на чехословацких дорогах были раздельные вагонные парки с чешским либо словацким написанием всех табличек, здесь — словацкий вариант. В том числе и поэтому «развод» ČSD на два отдельных предприятия прошёл достаточно легко.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/009__DSC8960.JPG
Вот эта серая в полосочку обивка полок с «лежачей стороны» была уже с завода, и, наверное, с тех пор и не менялась. Индивидуальная лампа традиционно бауценская: из тех, которые ставились на вагоны не для СССР, в том числе и на спальные.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/010__DSC8966.JPG
От этих ламп, кстати, интересный направленный свет. Цветовую температуру я везде максимально приблизил к реальной. Это максимально тепло-ламповый вагон, причём в самом прямом смысле!
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/011__DSC8967.JPG
Атмосферно?
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/012__DSC8969.JPG
Под окном расположены складные столики и контейнер для мусора, точно, как и в сидячих вагонах. Единственное, чего я не понял, это то, что с разложенными столиками невозможно разложить собственно нижние полки. Если правильно помню, в оригинальном состоянии столики сначала двигались вверх и раскладывались прекрасно, но кривые ручки депо Жилина всё-таки вылезли в такой мелочи.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/013__DSC8972.JPG
Отдельные узлы разложенной в ночное положение нижней полки, фиксаторы, немного похожие на аммендорфовские, и добротная никелированная багажная полка сверху.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/014__DSC8977.JPG
Верхняя полка со стороны окна. Видно, что у скругления габарита крыши есть отдельная часть для складывания основной части полки к стене.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/015__DSC8982.JPG
Разложим среднюю полку. Упоры были ещё с завода, и довольно странно, что на Аммендорфах их начали ставить очень поздно, долгое время комплектуя вагоны только ремнями, которые обычно валялись в служебке, либо чаще и вовсе были потеряны. Также можно видеть, что при складывании верхней полки из неё раскладывается багажная решётка для дневного положения. В дневном положении эти вагоны — просто клад для путешественников с крупным багажом!
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/016__DSC8987.JPG
Ещё один свидетель эпохи — ещё не до конца разложившийся заводской пластмассовый номерок с цифрой «5». В докомпьютерную эпоху места в кассе писались от руки как «купе 3, место 5»
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/017__DSC8988.JPG
Аналогичная «четвёрка» в характерной типографике 70-х, а заодно и лампа для чтения средней сложенной полки чуть покрупнее.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/019__DSC8996.JPG
Разложим нижнюю полку в дневное положение. Совсем другой вид, и даже визуально очень удобный, что собственным опытом могу подтвердить. «Дневные» части диванов совершенно точно перетягивались, и первоначально были из того же дерматина, что и «лежачие» части полок. Нумерация мест на наклейках соответствует восьмиместной сидячке.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/018__DSC8992.JPG
Прогуляемся по коридору. Здесь вид в сторону служебки, из которой вдалеке льётся свет. И снова странный привет, на этот раз уже из 90-х: дополнительные массивные решётки на двери в тамбур, из того времени, когда спальные и лежачие вагоны максимально отделялись от основного состава из-за участившихся краж.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/020__DSC9001.JPG
Лежачие вагоны всегда были чем-то вроде сидячки со звёздочкой, без избытка комфорта. Поэтому, видимо, и особенное ночное освещение, кроме аварийного, не предусматривалось. В итоге получается «где густо, где пусто», и занавески в купе от яркого света не очень спасают.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/021__DSC9003.JPG
На противоположном от служебки конце вагона находится щит
и меч с международными обозначениями по UIC (SK/FR/DE/IT), но почему-то уже без русского языка. На сидячих вагонах из Бауцена русский в щите есть, хоть и немного корявый. Очередная загадка! Рамку под маршрутную табличку в стиле PKP iCCC повесили, конечно, уже перед постановкой вагонов на гдыньский поезд. Входные двери уже тогда имели автоматическое удалённое закрывание по кабелю UIC, и магнитную блокировку на скорости от 10 км/ч, которая отключается кнопкой под пломбированной крышкой справа от двери.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/022__DSC9005.JPG
Так уж вышло, что большинство польских вагонов уже с завода имели пневматический привод торцевых дверей, даже самые зачуханные «игреки» начала восьмидесятых. На Бауцене это было серийно освоено только начиная с длиннокузовной серии условного типа Z, а здесь всё по старинке. Так что для быстро привыкающих к хорошему PKP iCCC приносит извинения и просит открывать и закрывать вручную.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/023__DSC9007.JPG
Шалет абсолютно стандартный для вагонов типа Y, разве что пластик и окраска деталей отличаются. Видавшее виды окно только слегка откидывается, если повернуть «ушки». Эта конструкция в ассортименте «Ваггонбау» дожила до начала 90-х годов, и, вероятно, также попала в СССР на двухэтажных одиночных вагонах, где тоже были откидывающиеся форточки.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/024__DSC9008.JPG
Здесь грязновато, и вообще ничего особенно интересного нет…
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/025__DSC9052.JPG
…кроме, пожалуй, вот этой лампы, знакомой многим по тамбуру гёрлицких WLABm!
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/026__DSC9009.JPG
Как и в любом сидячем вагоне из Бауцена, в кушете есть два отдельных от туалета умывальных помещения, и это невероятно удобно для всех, кому просто хочется побриться с утра или помыть руки. К тому же, там всегда чище и аккуратнее.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/027__DSC9010.JPG
Не знаю, много ли желающих покурить в помещении без окна, но у PKP iCCC на этот счёт свои регламенты: нужна пиктограмма! А заводская «хардовая» пиктограмма, белый пластик и молочное стекло хороши!
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/028__DSC9011.JPG
Внутри нас ожидает всё та же круглая лампа, раковина, зеркало, и, что немаловажно, розетка! Кстати, в умывалке можно и запереться изнутри.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/030__DSC9034.JPG
Весь коридор полностью, начиная от девятого купе. Вагон общими габаритами и планировкой полностью идентичен сидячему, только вместо десятого купе здесь служебка, и она в дальнем конце коридора.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/031__DSC9036.JPG
«Атмосферно?» (с)
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/029__DSC9015.JPG
Ночная остановка. Лестницу я, чтобы не мешалась посреди купе, кинул на другую полку. И поехали!..
Ночью было тепло, но не душно, вагон шёл достаточно мягко. Тележки Görlitz V — это, конечно, не SGP300, и даже не 68-4095, но при всей их склонности к жёсткому набеганию в кривых, в прямой они идут очень мягко и как-то пружинисто, как старый диван.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/032__DSC9040.JPG
«Вот и утро, ты одета, лето за окном настало!..» Рассвет где-то в Верхней Силезии.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/033__DSC9041.JPG
По цветовой гамме ощущаешь себя в фильме семидесятых годов! Много тёплого дерева и добротного никелированного металла. Наверное, добрую тонну из общей тары вагона (41 000 кг) как раз и составляют эти массивные решётки и поручни.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/034__DSC9067.JPG
Проветриваем и наводим дневной порядок. Постфактум уже подумал, что мусорный мешок стоило убрать, но теперь уж как есть.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/035__DSC9071.JPG
Большее количество пассажиров вышло ещё в Катовице, отдельные желающие вышли в Бельском, а кто-то с лыжным и походным снаряжением доехал чуть выше, то есть до Живца и Венгерской Гурки. Дальше до Жилины я остался единственным пассажиром.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/036__DSC9072.JPG
Проводники начали готовить освободившиеся купе к обратному рейсу. В Жилине у них чуть менее пяти часов на оборот.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/037__DSC9073.JPG
Коридор в дневное время. Зеркало и розетка для бритья!
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/038__DSC9075.JPG
И ещё раз около нерабочего тамбура. Под окном заводской ещё ящик для мусора, серебристый «под молоток», опять же в духе времени. Любопытно, что даже не открывающееся здесь окно сделали разделённым, чтобы не портить цельный внешний вид вагона.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/039__DSC9080.JPG
И, что уж там, ещё разочек развалиться на мягком бауценском диване, пока до конечной ещё есть время!
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/040_IMG_20200216_113633.JPG
Детали... Переводная пиктограмма второго класса.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/041_IMG_20200216_113714.JPG
Немного грайндкор! Но зато всё заводское.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/042_IMG_20200216_113112.JPG
И такое тоже есть.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/043__DSC9081.JPG
Рычаг заслонки воздуховода. Климатики в этих вагонах не было, только вентиляция и отопление.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/044_IMG_20200216_113735.JPG
И да, традиционное!..
Далее будет слегка оффтоп, но без этой части рассказ о вагоне Гдыня — Жилина был бы неполным.
Поезд идёт через Звардоньский перевал в горах Живецкие Бескиды, которые в зависимости от взглядов можно считать и частью Татр, и частью Карпат. Именно здесь до 2007 года проходил традиционный маршрут ночного поезда «Баторий» Варшава-Братислава-Будапешт, позже перелицованного в группу ВБС к созвездию «Шопена», здесь ходили дневные экспрессы «Гурал» и «Скальница» сообщением Катовице/Краков-Жилина, но года примерно с 2010 пограничный переход Skalite(Gr) утратил всякое значение в пассажирском движении. Пару лет назад отдельные пригородные поезда Жилина — Скалите-Серафинов продлили в польский Звардонь: оборачиваться легче и безопаснее на станции, чем на остановочном пункте, да ещё и с уклоном в 25 тысячных.
И вот на этой, к слову, очень красивой линии, возвращено международное движение, и сразу ночным поездом.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/045__DSC9124.JPG
Где увидишь кучу дров – это станция
ПокровРыцерка.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/046__DSC9137.JPG
Однопутная линия неспешно закручивается вокруг горных отрогов к самому верху.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/047__DSC9146.JPG
На подъезде к Звардоню начинается снег, большой дефицит этой зимой. Польский коллекторный утюг EP07 уверенно штурмует 25-тысячный уклон с семью вагонами на крюке.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/048__DSC9163.JPG
В Звардоне смена электровоза на словацкий. Граница государств проходит прямо по первой чётной стрелке, и там же поезда достигают высшей точки перевала. Автомобильный же перевал проходит метров пятьдесят ниже по склону. Пока сцепщики возятся с локомотивом, можно ещё раз посмотреть вагон снаружи. Лучшие его годы, пожалуй, позади, но даже так он весьма хорош!
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/049__DSC9172.JPG
Проверяем тормоза, скатываемся с перевала на словацкую сторону, и с бешеной скоростью летим вниз на Чадцу. Около остановочного пункта Скалите-Серафинов, где теперь уже реже оборачивается словацкий пригород, торчит предупредительный польского Звардоня.
http://taras.com.ru/files/mza/zylina/050__DSC9177.JPG
Словацкая машина 162 серии уверенно летит вниз на Чадцу. Вот уже и первая станция впереди, Скал
ите. И хорошо!.. Через тридцать минут будем в Жилине.
А кто дочитал, тому респект!