Контрольно-пропускной пункт "Джульфа" Нахичеванского пограничного отряда.
http://s017.radikal.ru/i427/1209/09/927c875dfaa9.jpg
Все отопление и в казарме, и в медпункте, и в доме офицеров было печным. Печи нагревались дровами, которые завозились из отряда бревнами, а мы уже здесь их пилили и кололи на чурбаки. После прогрева печей в них загружался уголь. От топки углем, конечно, поначалу в помещениях витал серный запах и оставалась пыль на предметах. В РСП своего транспорта не было, да он и не нужен был по тем временам-место службы (железнодорожная станция) располагалось рядом, всего в 5 минутах ходьбы. Освещение помещений было уже электрическим, поэтому в роте работало радио, была кинопередвижка, в середине 1961 года из отряда привезли простенький телевизор, но и он был радостью для нас. Первый месяц службы - это весь январь 1961 года - нас, молодых пограничников, знакомили с работниками станции, привлекали к проведению досмотра товарных поездов. С нами проводились занятия по изучению документов, паспортов, проводились политические занятия, спортивная подготовка. Мы несли внутреннюю службу часовыми на территории роты, дневальными, работали в столовой, выполняли другие хозяйственные работы. Только спустя некоторое время нас назначили в первый наряд по сопровождению пассажирского поезда.
http://s019.radikal.ru/i625/1203/e0/fe5bc72528fb.jpg
http://s53.radikal.ru/i141/1203/33/f4ac24cbba52.jpg
По железной дороге через Нахичеванский край проходило пассажирское сообщение поездом Ереван - Баку (туда и обратно), и так называемым рабочим поездом Ереван - Норашен - Ереван. Этот поезд Ереван - Норашен - Ереван приходил на станцию Норашен рано утром, около часа стоял на станции, потом наряд в уменьшенном составе (четыре солдата и сержант) сопровождали его до ст.Арарат. Далее поезд уходил без сопровождения, а высадившийся в Арарате наряд отдыхал в домике, где были только кровати без постели и без электричества. Этот наряд отдыхал до прихода главного поезда в обратном направлении (Ереван - Баку), и сопровождал его до станции Норашен. Уже на станции прежний наряд передавал службу новому основному наряду, который и продолжал сопровождение поезда до Ордубада.
http://s019.radikal.ru/i629/1203/a8/c633c5b1a58f.jpg
На станции Ордубад мы выходили из поезда, передавая его дальнейшее сопровождение роте Гадрутского погранотряда, после чего в ожидании встречного поезда из Баку проводили время на станции в служебном помещении, в котором было электричество, стоял стол для приема пищи, табуретки, кровати. Здесь мы ночевали и на следующий день с поездом Баку-Ереван возвращались в Норашен и уходили на полноценный отдых в расположение роты. Поезд дальше следовал уже без сопровождения.
В самом же поезде в середине состава было отведенное для нас служебное купе, в котором находился старший наряда, туда же мы и приводили задержанных пассажиров для выяснения обстоятельств нарушения правил поездки. На перегонах особенно внимательно наблюдали в дверные окна за происходящим за окном в тех местах,где железнодорожное полотно наиболее близко подходило к линии границы,которая проходила по реке Аракс.
http://s018.radikal.ru/i524/1203/61/4dbc61799b1d.jpg