Прибыль РЖД растает в следующем годуПри подведении итогов 2010 года РЖД трудно уличить в пессимизме. Компания обеспечила рост погрузки на 8,7%, до 1,2 млрд т. При этом доходы от всех видов перевозок выросли на 13%, до 1,08 трлн руб., а доходы от непосредственно грузовых перевозок — на 19,7%, до 937,5 млрд руб. Чистая прибыль компании и вовсе увеличилась почти в пять раз, примерно до 70 млрд руб.
Но прогноз на 2011 год безрадостный. По словам Владимира Якунина, в будущем году планируется увеличение погрузки на 3,2%. А вот чистая прибыль сократится почти в 26 раз, до 2,7 млрд руб., констатирует глава РЖД. Сокращение связано прежде всего с ограничением роста тарифов, которые устанавливает государство, сетуют в компании.
В начале декабря этого года правительство утвердило рост тарифов РЖД на 2011 год в размере 8%, оставив открытым вопрос о тарифах на 2012—2013 годы. Сама компания просила на 2011 год индексацию 12,1% с учетом госсубсидий или 17,8% без них. А на 2012 год РЖД планируют индексацию тарифов на 23%. Но Минэкономразвития предложило пересмотреть методику расчетов и убрать оттуда «инвестиционную» составляющую. Вопрос предстоит решить специально созданной комиссии. Зато в 2011 году РЖД сможет заработать около 132 млрд руб. на продаже акций «дочек» против 20 млрд руб. в 2010 году, отметил вчера вице-премьер РФ, председатель совета директоров РЖД Александр Жуков.
Андрей Цыганов из Brunswick Rail добавляет, что снижение прибыли РЖД связано не только со снижением темпов роста тарифов. «В 2011 году РЖД, по сути, будет совсем другой компанией — основная часть парка будет окончательно передана Первой и Второй грузовым компаниям, — поясняет он. — Это поменяет структуру выручки — компания не будет больше получать доходы напрямую от оказания услуг по перевозке грузов, а будет получать деньги от операторов рынка в виде железнодорожного тарифа за перевозку в вагонах частного парка».