Товарищ Ластовка М.О. ! За 41 год работы на транспорте в кабинете провел считанные годы (и то, больше по бумагам) - почти два года отработал помощником на трех видах тяги, 17 лет машинистом тепловоза (1-й класс, трое прав, последние 8 лет в пассажирском движении), 6 лет машинистом - инструктором (с исполнением обязанностей ТЧЗЭ в течение почти двух лет), 3 года в ремонте (мастером ПТОЛ, технологом, ревизором по безопасности движения в ДРТ), 1 год инженером в НОДТ, 4 года в аппарате безопасности движения (от старшего ревизора службы локомотивного хозяйства до зам. РБ по региону). Преподавателем в тех. школе отработал 5 лет - в основном учил машинистов электровозов и тепловозов (от прав управления до повышения на класс квалификации вплоть до 1-го), помощников машиниста электровозов (с нуля) и их же на машинистов электровозов (после 3-х месячной практики) - две экспериментальные группы "птенцов Воротилкина", также учил слесарей по ремонту и ТО электровозов на повышение разрядов, осмотрщиков - ремонтников вагонов, составителей поездов и даже приемосдатчиков. Очень уважаю профессию машиниста локомотива. Однако хочу сказать следующее - в отличие от Вас (не обижайтесь, но видите Вы все, в основном, только из кабины тепловоза) я вижу проблемы ОАО "РЖД" и локомотивного хозяйства с разных ракурсов и с разных точек зрения. Поверьте, у "смежников" много разных "подводных камней ", которые узким взглядом из кабины разглядеть сложно.
Теперь по существу.
Относительно ТЭ109 и 2ТЭ116. Первые два ТЭ109 были выпущены в начале 1968 и 1969 г.г. Первый 2ТЭ116 был выпущен в конце февраля 1971 г. и первые два ТЭ114 были в пущены в 1971 г. Уже только это говорит о том, что 2ТЭ116 никак не мог быть спроектирован на основе ТЭ114. Идем дальше - у ТЭ114 капотный кузов, у 2ТЭ116 - кузов вагонного типа (у ТЭ109 - тоже). У ТЭ114 (может быть, у первых экземпляров) тележки челюстного типа с балансирным рессорным подвешиванием - это хорошо видно на фото в книге В.А. Ракова "Локомотивы... 1956-1975" (хотя автор пишет, что эти тепловозы имели бесчелюстные тележки по типу ТЭ109 и 2ТЭ116 - но никак не наоборот, как это предполагаете Вы!).
Внешне из общего у 2ТЭ116 и ТЭ114 - только похожая кабина и подобная главная рама. В.А. Раков пишет что у ТЭ114 рама выполнена по типу тепловоза М62 и не доверять ему нет оснований, т. к . на фото опять же видно, что топливный бак был выполнен и имел ниши для АКБ как у М62, но не как у 2ТЭ116. Внутреннее оборудование и 2ТЭ116 и ТЭ114 (с некоторыми изменениями под тропический климат), надо полагать, было выполнено на основе конструкции оборудования ТЭ109. Подводя итог, можно сделать вывод - ТЭ114 никак не мог быть основой для проектирования 2ТЭ116, так обе эти серии проектировались параллельно на основе идей ТЭ109, а опытные образцы и 2ТЭ116 и ТЭ114 строились практически одновременно (ТЭ114, может быть, несколько позднее).
Теперь относительно параллельного выпуска 2ТЭ116 и 2ТЭ10 в/и.
Согласен, что 2ТЭ10В, М, У относительно простой и даже дешевый. А вот относительно надежности и выносливости ТЭ10 в/и - здесь могу очень сильно поспорить. Не знаю, какой опыт работы на этих тепловозах у Вас - у меня больше 10 лет машинистом, и нахлебался я их по самое "не хочу". Да, их при закрепленной езде можно "вылизать" по техническому и культурному состоянию (даже 4ТЭ10С двумя бригадами), а дальше работать в домашних тапочках. Но для этого надо иметь и "масло" в голове (а не опилки), и руки, растущие откуда надо, и, самое главное, желание работать на нмальных тепловозах. Но вот что на Северной ж.д., что в жарких югах Казахстана и Средней Азии к этому как - то не привыкли. Поэтому и там и там в советские годы (а на Северной и сейчас) тепловозный парк имеет весьма плачевный вид, и очень быстро, начиная с ТЭ3, там "убивали" и 2ТЭ10Л, и 2ТЭ10В, и 2ТЭ10М, и 2ТЭ10У (и даже 2ТЭ70 в Котласе). А что же прикажете давать "папуасам" на жаркие юга, где парк каждые два года в советское время меняли на новый с завода, а исправные ТЭД для замены погоревших возили самолетами (ибо поездами не успевали)? Правда, с развалом СССР "папуасы", поняв, что халява закончилась, очень быстро поменяли отношение к тепловозам и привели их в приличный вид (см. фото на ТП). А вот те дороги, которые успели получить 2ТЭ116 новыми с завода (особенно после завершения их доводки в процессе выпуска), берегут их и никогда не согласятся поменять на "простой и надежный локомотив, дешевле и выносливее".
В следующих постах продолжу, поздно уже.