Подведены предварительные итоги выполнения инвестиционных программ в 2020 году
Иван Никифоров, начальник инвестиционной службы СЖД:
Результаты инвестиционной деятельности текущего года были озвучены 27 ноября руководителями структурных подразделений СЖД в ходе совещания, которое провёл начальник дороги Валерий Танаев в режиме видеоконференции.
– Иван Григорьевич, как шла реализация инвестиционной программы?
– В целом объём инвестиционной программы-2020 превысил 26 млрд руб. Сложная эпидемическая ситуация внесла коррективы в параметры инвестиций, первоначальный лимит 2020 года был секвестирован на 13 млрд руб., при этом прогнозируемый результат выполнения программы в целом за год планируется на уровне 101,2%.
– Какие наиболее значимые инфраструктурные проекты реализованы?
– В текущем году выполнялось проектирование по удлинению путей на узловых станциях Коноша-1 и Буй, сортировочной станции Лоста, а также по удлинению приёмо-отправочных путей станции Коромыслово, расположенной на особо грузонапряжённом участке Александров – Ярославль-Главный, шести станций на участке Маленьга – Обозерская, реконструкции железнодорожных мостов через реки Онегу, Унежму, тяговой подстанции переменного тока Вонгуда.
Выполняются строительно-монтажные работы по удлинению путей транзитного парка станции Шарья, реконструкции станции Череповец II со строительством трёх путей транзитного парка длиной в 100 условных вагонов и удлинение 13 путей до 71 условного вагона, удлинению приёмо-отправочных путей станций Глазаниха, Костринский Ручей, Мошное, Шунданец.
Кроме того, идут работы по установке устройств поперечной компенсации на тяговых подстанциях Поназырево и Шабалино, поста секционирования на станции Череповец I, по замене пролётного строения моста через реку Углу в посёлке Шексна, который находится на 510 км участка Кошта – Вологда. Заменено 16 опорных частей совмещённого моста через Северную Двину в Архангельске.
Осуществляется разработка технико-экономического обоснования строительства третьего главного пути на участке Вологда-2 – Череповец I, электрификации и комплексного развития участков Новки-1 – Иваново – Нерехта Северной и Горьковской железных дорог для сокращения времени следования в пути пассажирских поездов. Продолжено проектирование 75 объектов на участке Коноша-2 – Чум – Обская Северной железной дороги (вторые главные пути станций и участка, реконструкция станций с удлинением приёмо-отправочных путей, строительство линии электроснабжения и новых разъездов на участке Чум – Обская, трансформаторной подстанции на станции Сивая Маска, реконструкция земляного полотна и водопропускных сооружений). Реализация всех запланированных мероприятий позволит обеспечить пропуск дополнительно 23,9 млн т грузов, увеличить средний вес поезда до 6 300 т, длину грузового поезда до 71 условного вагона.
– Закупка подвижного состава и обновление локомотивного хозяйства – ключевые направления инвестиционной деятельности.
– На эти цели плановые инвестиционные затраты составляют почти 5 млрд руб. В отчётном периоде поступило четыре новых тепловоза серии ТЭП70БС для ТЧЭ-5 Иваново.
Завершено проектирование строительства нового здания ДОЛБ на станции Данилов, начато проектирование поворотного круга депо Буй, выполнены строительно-монтажные работы по оснащению системами телевизионного наблюдения депо Лоста, Печора, Ярославль-Главный, а также устройства ограждения депо Печора.
В течение года велась плановая замена оборудования, проводилась модернизация тягового подвижного состава. Кроме того, поставлено 29 пассажирских вагонов и четыре состава рельсовых автобусов для Северной дирекции моторвагонного подвижного состава.
Более 2 млрд руб. направлено на приобретение и модернизацию путевых машин и механизмов. Обновлено 127 платформ и 562 грузовых вагона, поставлено 15 модулей сопровождения, 50 хоппер-дозаторных вертушек, 16 единиц автотракторной техники, 51 пункт обогрева, четыре табельные, оборудовано устройствами заграждения 10 переездов.
– Что было сделано для пассажиров с целью повышения привлекательности железнодорожного транспорта?
– В 2020 году закончены работы по проектам «Реконструкция платформ №№ 1 и 3 с устройством подземного пешеходного перехода на станции Иваново» и «Обновление фасада здания вокзала Иваново», «Реконструкция здания вокзала Иваново». Помещения переданы балансодержателям и арендаторам. Новый подземный пешеходный переход для входа и выхода из здания вокзала Иваново на платформу № 2 оборудован пандусами и подъёмниками, что позволяет всем пассажирам беспрепятственно пройти из вокзала непосредственно к поездам. Здание вокзала приобрело совершенно новый облик.
Открыто для пассажиров новое здание вокзала на станции Сосногорск. Применение технологии В1М-проектирования и блок-модульного строительства позволило сократить срок возведения здания вокзала на один год и обеспечить ввод его в эксплуатацию к 100-летию Республики Коми.
Продолжается адаптация инфраструктуры пассажирского комплекса Северной железной дороги для пользования маломобильными гражданами. В 2020 году реализованы соответствующие проекты на вокзалах Исакогорка, Кинешма и Сыктывкар. Модернизированы санитарные комнаты на шести вокзалах.
Кроме того, в проекты социального развития на полигоне магистрали в текущем году инвестировано 170,3 млн руб.: выполнялось проектирование технического перевооружения Школы-интерната № 1 ОАО «РЖД» в Котласе, строительства 38-квартирного жилого дома на станции Елецкая и многоквартирного дома на станции Лабытнанги. Приобретено учебное и иное оборудование.
– Какова эффективность инвестиционных вложений?
– По инвестиционным программам «Пожарная безопасность», «Промышленная и транспортная безопасность», «Экологическая безопасность» эффективность достигается за счёт исключения наложения штрафов, по проекту «Обновление локомотивного деповского хозяйства» – за счёт снижения количества отказов технических средств к уровню прошлого года и повышению надёжности парка, за счёт оптимизации ресурсопотребления в результате замены дизелей Д100 на Д49 и модернизации систем УСАВП-Т, РПДА-Т, а также за счёт сокращения времени работы локомотивных бригад и оборудования локомотивов системами ТСКБМ. Пропускная способность на участке Вологда-1 – Вологда-2 увеличится до 150 пар поездов в сутки. Обновление железнодорожного пути всеми видами ремонта позволит обеспечить повышение скорости для грузовых поездов до 60 и 90 км/ч на 12,3 км, для пассажирских поездов – до 100 км/ч на 2,6 км.
В рамках проекта механизации сортировочной горки станции Новоярославская выполнены работы по установке вагонных замедлителей, выправке спускной части горки и путей сортировочного парка, монтажу модульных компрессорной и трансформаторной подстанций, воздухопроводной сети. Завершение реализации всех запланированных работ позволит увеличить перерабатывающую способность горки с 1 200 до 1 500 вагонов в сутки, снизить трудозатраты за счёт оптимизации и выведения из опасной зоны оперативного персонала регулировщиков скорости движения вагонов.
– Какие задачи предстоит решать дороге в 2021 году?
– Основное внимание будет сосредоточено на реализации комплексных проектов. Так, в рамках проекта «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна» планируем завершить выполнение работ по станциям Шарья, Глазаниха, Костринский Ручей, Мошное, Шунданец, начать работы по реконструкции третьего главного пути станций Лоста, Буй, Унежма, Кодино, Нименга, Шастинский, Коно-ша-1, Тесовка, Коромыслово, продолжить работы по реконструкции станции Череповец-2. Продолжится проектирование по удлинению приёмо-отправочных путей станций Бушуиха, Лопарево, Супротивный, Мантурово. В ходе реализации проекта «Усиление железнодорожной инфраструктуры на Северной и Свердловской дорогах» для пропуска дополнительного грузопотока в рамках проекта по созданию Северного широтного хода предстоит завершить государственную экспертизу ряда объектов и выйти «в поле».
Будет продолжена реализация проектов обновления основных фондов производственных хозяйств. Порядка 6 млрд руб. планируем направить на обновление тягового подвижного состава и 213 млн руб. – на проекты социального развития.
Инвестиционная программа планируется с увеличением к этому году, в настоящее время завершается её формирование и утверждение.
Беседовала Светлана Васильева