AlexBykov:
Так пока у РЖД рост скорости происходит не за счет строительства специализированных магистралей, которых не построено ни километра, а путем реконструкций существующих.
А этот рост реально происходит? Я просто не в курсе. Но на тех пригородных линиях в СПб, которыми я регулярно пользуюсь, он как-то не заметен.
А реконструкции могут упираться в повышенную загрузку линии, когда пропуск скоростных поездов во вменяемом количестве невозможен из-за большой парности более медленных, в малые радиусы кривых, из-за которых на некоторых участках необходимо спрямление (строительство новой линии), а на каких-то придется оставить низкие скорости 100-120-140...
В идеале, конечно, добиваться специализации линий. для различного вида движения, чтобы иметь возможность введения тактового графика. Собственно говоря, эта пресловутая ВСМ, с которой все носятся последние 30-40 лет, есть всего лишь частный случай такой специализации. Причем в чистом своем виде эта идея уже давно утратила актуальность, сохраняя её лишь в малоосвоенных странах, типа Танзании, в которой турки сейчас как раз и строят такую ВСМ. В странах же, где железнодорожная инфраструктура сложилась уже давно, возможности строительства новых линий очень ограничены.
Если говорить о высокоскоростном движении с 250-300 км/ч и более, то здесь проблемы с линиями на постоянном токе, а также, вероятно, есть проблемы с совместным использованием путей с грузовыми поездами, а может и какие-нибудь ограничения по безопасности для пассажирских платформ, которые такие поезда проходят на скорости.
То, что передавать большую мощность на разгоняющийся поезд посредством КС постоянного тока невозможно - есть очевидный факт. И поэтому, кстати, вопрос о переводе линии Москва-СПб на переменный ток более актуален, чем постройка этой мифической ВСМ. Про проблему совместимости с грузовыми поездами - согласен, но с оговоркой. Современные системы управления движением поездов позволяют использовать "неправильный" путь, (хотя само это выражение уже устарело), для обгона более быстрым поездом (например, пассажирским) более медленного (грузового). Но эта функция практически не используется, что совершенно неправильно. Что касается ограничений по безопасности для пассажирских платформ, то здесь большую роль играет имманентная недисциплинированность российского населения. Эта национальная черта, без сомнения, сильно сдерживает развитие транспорта, да и других сфер тоже.
Так-то понятно, что повышение скоростей на большинстве линий РЖД должно достигаться реконструкциями, и это в основном будут скромные 140-160 км/ч, стандартные для обычных европейских линий.
Да. И, по видимому, попытки выйти за границы этого скоростного коридора для обычных поездов излишни, он представляет собой естественный "потолок", как и на других видах транспорта. Помню, как на этом форуме кто-то писал несколько лет назад, что даже введение дисковых тормозов на вагонах, двигающихся со скоростями до 140 км/ч, себя не оправдало.