Всеобщая история фирменных поездов и региональных окрасок на ЖД
Добавлено: 30 окт 2015, 20:10
I. Первый этап.
Трансформация курьерских поездов в фирменные.
С 1931 года:
С 1934 года:
С 1947 года:
С 1954 года:
С 1959 года:
С 1962 года:
С 1963 года:
С 1964 года:
С 1965 года:
С 1966 года:
Трансформация курьерских поездов в фирменные.
С 1931 года:
- «Красная стрела». Первый рейс — 10 июня 1931 года. Изначально вагоны были тёмно-синими, в цвет дореволионных вагонов I класса — первый состав был из 20-метровых вагонов царской постройки. Затем добавляли советские 20,2-метровые вагоны, которые с начала 1930-х начал строить Ленинградский завод имени Егорова. Фото 1933 и 1937 годов. После ремонта в конце 1940-х надписи были русскоязычными. Фото 1952 года. С 1953 или 1954 года поезд составлен из цельнометаллических вагонов (ЦМВ). В 1961 году синие ЦМВ перекрашены в красную ливрею. В 1979 году состав полностью обновлён: СВ — «шоколадные» с кондиционером, купе — «белые» без кондиционера. В 1987–1988 годах — новое обновление, теперь уже все вагоны с «шоколадным» интерьером, а снаружи исчезла надпись «Экспресс». В 2005–2006 годах ТВЗ построил специальную серию купейных вагонов 61-4452/61-4453 для обновлённой «Красной стрелы».
С 1934 года:
- «Полярная стрела» — курьерский поезд №3/4 Мурманск — Ленинград. Первый рейс 15 мая 1934 года. Годом позже состав обновлён: «...Снаружи вагоны выкрашены свежей ярко-зеленой краской. Весь состав электрифицирован, вагоны убраны новыми коврами и занавесками. В поезде есть библиотека, два новых мягких вагона. Все надписи в поезде сделаны на 2 языках — финском и русском» (газета «Красная Карелия»). Поезд был отменён с началом войны, вероятно, в 1941 году. В 1959 году курьерский поезд 3/4 был восстановлен, но уже ходил маршрутом Мурманск — Москва, состоял из цельнометаллических вагонов, названия «Полярная стрела» не носил и был отменён в 1962 или 1963 году вместе с ликвидацией курьерских поездов как класса.
С 1947 года:
- «Голубой экспресс». Курсировал из Москвы к Чёрному морю (в Сочи?) и состоял из первых серийных цельнометаллических вагонов — плацкартов модели 2 сб выпуска ЛВЗ им. Егорова и Лианозовского завода.
С 1954 года:
- «Восток» (Москва — Пекин). Первый рейс — в январе 1954 года (из Москвы) как курьерский № 2/1. Поначалу вагоны были зелёными, из Москвы поезд курсировал по средам и воскресеньям, из Пекина — по понедельникам и четвергам. Фото 1954 года. Не позднее 1966 года получил фирменность и название«Восток». В 1962 году получил номер 8/7 (Согласно справочнику международных пассажирских сообщений). С 1963 года — №18/17 (№2 был отдан «России» не позднее осени 1964 года). С 1983-го и поныне — №20/19. Между 70-90-ми годами поезд был обычным зелёным, в начале 2000-х встречались вагоны в «триколоре. В 2007 году перезапущен с новой ливреей, но фирменность уже была снята.
В общесетевом указателе 1967 года также упомянут другой «Восток» — сезонный поезд 3/4 Хабаровск — Тихоокеанская.
С 1959 года:
- «Арктика». Точная дата появления названия «Арктика» неизвестна, вероятно, это начало или середина 1960-х. Однако историю поезда следует вести со второй генерации курьерского поезда 3/4 Москва — Мурманск, перезапущенного после войны 25 мая 1959 года, который уже не был «Полярной стрелой» довоенного образца: новый поезд был сформирован из ЦМВ с мягкими и плацкартными местами, а также спальным вагоном прямого сообщения с двухместными купе. Ливрея была стандартной для курьерских поездов: тёмно-синий кузов и накладные буквы под окнами. В 1960 году поезд начинает заходить в Ленинград, состав намечается сформировать из ЦМВ — „таких же комфортабельных, как в экспрессе «Красная стрела»“ (газета «Ленинская правда», 5.05.1960).
Скорый поезд 15/16 Москва — Мурманск (без заезда в Ленинград) появился в графике 1957 года (с 1948 года ходил пассажирский поезд 51/52 Москва — Вологда — Мурманск, с 1949-го — скорый 17/18 Москва — Ленинград — Мурманск, оба поезда уже отсутствуют в сетевом расписании 1957 года). Первоначальный вид скорого 15/16 неизвестен, но есть сведения, что в 1962 году вагоны уже были голубыми (или синими).
Вероятно, после ликвидации курьерских поездов в начале 1960-х из двух мурманских поездов (3/4 и 15/16) сделали один — фирменную «Арктику». От бывшего курьерского достались тёмно-синие вагоны и традиционный график с заездом в Ленинград, а от скорого — номер. Старейшее фото — в феврале 1967 года. Первоначальная ливрея — тёмно-синяя с белыми полосами и накладными буквами, аналогичная ранней «Красной стреле». К концу 60-х ливрея посветлела, приблизившись к голубому цвету. Видео 1971 года. Фото 1973 года. В семидесятые вагоны стали обыкновенными зелёными. Поезд ходил через Ленинград-Московский до 1992 года, когда маршрут был укорочен через Чудово — Волховстрой. Фирменность снята в 1995-м и восстановлена в 2010 году. С 2003 года поезд следует через Петербург-Ладожский. Фото 2004 года.
С 1962 года:
- «Белоруссия/Беларусь». Первый рейс — 2 апреля 1962 года. В общесетевом расписании 1964 года значится как поезд 9/10. В служебном расписании Бел. ЖД за 1965 год — поезд 1/2 «Белоруссия». Ливрея — тёмно-синяя ливрея с белыми полосами и накладными буквами. Фото 1971 года. С началом девяностых поезд получил название «Беларусь» и более светлую окраску, впоследствии ставшую общей для всех пассажирских вагонов БЧ. Накладные буквы исчезли, вероятно, ещё в восьмидесятые. Фото декабря 2002 года.
«Украина».
С 1963 года:
- Рижское отделение Прибалтийской ЖД (светло-жёлтые вагоны с синим оконным поясом и дверьми). Ливрея была общей для нескольких поездов, главным из которых был фирменный Latvija. Аналогично был покрашен поезд «Юрмала», вагоны которого курсировали в составах «Прибалтики» Рига — Адлер. С 1985 года рижские поезда перекрашивались в сине-оранжевую ливрею. Фото августа 1999 года.
Эстонское отделение Прибалтийской ЖД — в 1972 году перекраска в более тёмный вариант.
«Аврора». Первый рейс 12.06.1963. Поезду предшествовали дневные экспрессы Москва — Ленинград, запущенные в мае 1960 года — сначала синие (как «Красная стрела»), а с 1961 года красные с кремовым оконным поясом (как «Россия»). Первоначальная ливрея «Авроры», за исключением отсутствия белых полос над и под оконным поясом, была практически идентична дневным «Экспрессам», и поезда работали на линии параллельно до конца 1970-х. Сначала «Аврора» ходила под № 5/6. Не позднее 1979 года получила № 9/10. В начале 1980-х вышел новый состав в голубой ливрее. С 1984 или 1985 года — № 163/164 (одновременно с перенумерацией электропоезда ЭР200 с 17/18 на 157/158). Не позднее 1988 года — № 159/160. С 2003 года — обновлённый состав с купейными вагонами, переделанными под сидячие. Последний рейс — 4 апреля 2010 года.
«Кавказ». В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 3/4 Кисловодск — Москва. Изначально красные (?)вагоны с накладными буквами. Примерно в 80-е появился контрастный оконный пояс. Фото ноября 1999 года. Фото июня 2005 года.
С 1964 года:
- «Россия». Официально первый рейс совершен 30 сентября 1966 года, но это историческая ошибка: в одном из французских журналов 1964 года уже упомянут поезд №2 «Россия». В общесетевом расписании 1964 года указан как скорый №9/10. В фильме «Маленький беглец» 1966 года снималась «Россия» образца не позже лета 1965 года — зелёный состав с салатовым оконным поясом и рисованными буквами. С 1966 года основной ливрее становится вишнёвая с кремовым оконным поясом и накладными буквами. С 1970 года начинается постепенная перекраска вагонов в простую красную ливрею. В 80-е — обычные зелёные вагоны. На позднее мая 1997 года (предположительно, красили осенью 1996-го к тридцатилетию поезда) как минимум один состав представили в триколор. Отличительная черта первого варианта — отсутствие надписей на кузове и белые крышки колёсных букс, такая ливрея продержалась до 2001 года. Не позднее 2005 года состав был обновлён купейниками после днепропетровского КВР — над окнами появилась надп"сь «Россия» из накладных букв. В 2008 году состав пополнили новые вагоны ТВЗ серии 61-444х: ливрея-триколор была прежней, только вместо накладных букв были уже рисованные. В 2010–2015 годах вагоны постепенно перекрашивались в корпоративную ливрею РЖД.
«Янтарь». В служебках Прибалтийской ж.д. 1963 года и Белорусской ж.д. 1965 года поезд 29/30 указан без собственного имени. Именным указан в общесетевом расписании 1967 года. Фото начала 1970-х. Историческая ливрея продержалась до 2003 года. Фото 1992 года. Фото 2003 года (новая ливрея).
«Байкал» (первый рейс 17.07.1964). С самого начала ходил в синей ливрее с чёрным кантом по низу кузова и накладной надписью «Байкал» над окнами. Фото 1978 года. В 1987–1992 годах один или несколько составов «Байкала» были обыкновенными зелёными. Фото 1996 года. Фото 1990-х годов. Новая ливрея представлена между 2003 (вагоны ТВЗ в 1997 году уже без черной полосы внизу кузова) и 2006 годами.
«Рица». Первый рейс — 30 апреля 1964 года. Первоначальная ливрея — пурпурная или тёмно-красная со светло-жёлтыми буквами. В 1982 году уже обычные зелёные вагоны. В 1987 году поезд переименован в «Сочи» с перекраской вагонов в зелёный цвет с синей полосой под подоконным молдингом. В 2000 году — современная ливрея и вагоны ТВЗ. В 2007 году — очередное обновление состава вагонами ТВЗ НМР.
«Жигули». Первый рейс в 1964 году, но фирменность и название «Жигули» поезд получил в 1965-м. Фото 1966 года. В расписании 1967 года указан как именной скорый № 9/10. Кадр из фильма 1992 года. В 2004 — новый состав.
С 1965 года:
- «Урал». Первый рейс 8.05.1965. В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 21/22 Свердловск — Москва. Изначально вагоны поезда были бежевого (песочного) цвета с тёмно-красной оконной полосой. Выше оконной линии накладные буквы «Урал», но несколько другого шрифта, чем появился на рубеже 90-х/2000-х. Маршрутные доски самые обыкновенные «Свердловск — Москва». Под поезд закреплены два локомотива ЧС2 бежево-красной окраски, которые были переданы в депо Свердловск из Харькова. Самая ранняя фотография привычной бордово-бежевой окраски — 1976 года. Видео 1978 года. Фото 1988 года. Восьмиугольные таблички в окнах появились в 1992–1993 гг., это была примета поездов свердловского формирования. Шторки с изображением кисти рябины появились не позднее конца 80-х. В 1998 году снова появляются накладные буквы над окнами (отличающиеся от 60-х), в купе появляются длинные красные шторы помимо занавесок и вместо привычных «рябинок» появляются белые занавески с фирменной надписью «Урал». В таком виде поезд просуществовал до отмены в 2009 году. Кроме того, на СвЖД был и «малый Урал»: с летнего расписания 1967 года название «Урал» получил пассажирский поезд 93/94 Свердловск — Ленинград, который с начала 1970-х стал пассажирским №193/194, потом скорым 71/72, а в 2003-м появился фирменный «Демидовский экспресс».
«Южный Урал». В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 13/14 Челябинск — Москва. Фото 1960-х годов. Фото 1976 года. В советское время буквы «Южный Урал» над окнами были рисованные. Фото 1980-х годов. В 1985 году о фильме снят документальный фильм. Ещё видео. Фото апреля 2007 года. Фото июня 2007 года.
«Летува»/Lietuva (в служебке Бел. ж.д. 1965 года указан как пассажирский 85/86 «Лиетува»). В 1966 году уже выглядел так же, как 1983-м: темно-зелёным со светлым оконным поясом и красной полосой поверх стандартной окраски подоконного молдинга. Фото 1975 года (видна надпись «Литва» по-русски). Фото 1988 года. В 1992 году оконный пояс уже обычный зелёный.
«Латвия/Latvia». Впервые ежедневный скорый поезд 13/14 Москва — Рига был запущен в 1946 году. Согласно буклету, собственное имя получил в 1965 году — вероятно, в одно время с «Литвой», «Эстонией» и «Чайкой» — другими фирменными поездами Прибалтийской дороги. В служебном расписании ПБЛТ 1965 года и в общесетевом «Расписании» 1964 года именные поезда ещё не указывались. Впервые название «Латвия» упомянуто в «Указателе» 1967 года. В 1969 году поезд уже курсировал под номером 1/2. Классическая ливрея — светло-жёлтая с тёмно-синим оконным поясом, под окнами была скромная надпись «Рига — Москва». Аналогично был покрашен поезд «Юрмала», вагоны которого курсировали в составах «Прибалтики» Рига — Адлер. К началу 1970-х над окнами появилась надпись «Latvija». К середине 1970-х — уже крупная стилизованная надпись «Latvija» под окнами, «Рига — Москва» стали писать сверху. Различные снимки 1970-х годов. Фото 1980-х годов. С 1985 года все рижские поезда перекрашивались в сине-оранжевую ливрею, «Латвию» традиционно отличала крупная надпись под окнами. Фото 1986 года. В 1993 году место «Латвии» занял «Латвийский экспресс» (Latvijas Ekspresis) — поезд, сформированный одноимённой частной компанией.
«Эстония». Вероятно, запущен одновременно с «Латвией» и «Литвой». Скорый поезд 33/34 Москва — Таллин значится именным в расписании по вокзалам Ленинграда 1967 года и общесетевом «Указателе» 1967 года. В служебном расписании Прибалтийской дороги 1963 года указан безымянным. История ливрей аналогична истории Таллинского отделения Прибалтийской ж. д. с той лишь разницей, что у «Эстонии» были две надписи «Эстония»/Estonia над окнами. Фото 1974 года. Фото 1979 года. Фото 1980 года. Фото 1990 года. Фото 1991 года. Между 1999 и 2001 годами EVR для своего новосозданного пассажирского подразделения EVR Ekspress (GoRail с 2006 года) внедрила новую ливрею — поезд был переименован в Tallinna Express («Таллин экспресс»). Фото 1996 года. Фото 2006 года. Фото 2008 года. С 18 мая 2015 года поезд отменён. С 10 июля 2015 года на новый маршрут с заездом в Санкт-Петербург-Главный запущен двухгруппный нефирменный поезд 33/34. С сентября 2015 года поезд получил название «Балтийский экспресс» и стал фирменным с группой нефирменных вагонов.
«Чайка». Указана в служебке Бел. ж.д. 1965 года как пассажирский 87/88 «Чайка». Составы Таллинского отделения Прибалтийской ж.д. в своей фирменной окраске, плюс две стилизованные чайки в межоконных промежутках. Фото августа 1973 года. Фото 1984 года. Фото с неизвестной датой, вероятно, 1980-х.
«Буревестник». Предположительно, ходил уже летом 1965 года. В расписании 1967 года указан как именной пассажирский № 209/210. До конца 1980-х имел номер 609/610 и был дневным поездом, составленным преимущественно из сидячих вагонов. Фото 1980 года. В 1987–1988 годах польские вагоны заменили на КВЗ зелёного цвета, состав вырос до 24 вагонов. В 1991–1992 годах поезд был скорым №43/44, а в 1993 году отменён. Не позднее мая 2003 года «Буревестник» восстановлен как фирменный поезд 61/62, в том числе с сидячими вагонами 61-532 производства «Вагонмаша». С 2004 года под номерами 119/120 и 115/116 и курсировал ещё один «Буревестник» с гладкобортными вагонами ТВЗ, которые поначалу были окрашены аналогично «Невскому экспрессу», но уже через год получили собственную ливрею. В 2006 году «Буревестник-1» обновлён вагонами 61-532.3 В июле 2010 года после запуска «Сапсанов» оба «Буревестника» получили «скоростные» номера 151/152 и 153/154. С 1 июня 2014 года выведены из эксплуатации. Плоскобортные вагоны перекрашены в корпоративные цвета РЖД и переданы на маршрут Москва — Брянск.
«Кубань». В 2005 году отмечалось 40-летие поезда. В общесетевом расписании 1967 года указан как скорый 15/16 Москва — Новороссийск. Историческая ливрея — синяя с красным оконным поясом. С начала и до конца 90-х был зелёным. С 2002 года состав обновлён вагонами ТВЗ, а с 2004 года перекрашен в современную ливрею с синим оконным поясом и тонкими жёлтой и синей полосой по низу кузова. 1.06.2009 поезд переведён в класс «премиум» и перекрашен в корпоративную ливрею РЖД.
«Саратов». Согласно Википедии, в первый рейс отправился в июне 1965 года. Упомянут в общесетевом расписании 1967 года как именной скорый 9/10 Саратов — Москва. Фото 1997 года. Фото июня 2007 года. Фото 2011 года.
«Сибиряк». Первый рейс — 12 июня 1965 года. В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 3/4 Новосибирск — Москва. Фото 1972 года. Фото января 1974 года. Фото 1991 года. Фото 2002 года.
«Башкирия»/«Башкортостан». Первый рейс — 30 октября 1965 года. В расписании 1967 года указан как именной пассажирский № 113/114.
«Воронеж». В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 29/30 Воронеж — Москва. Фото 1965 года или ранее. Собственную ливрею получил не позднее 1990-х годов. Фото 1997 года. Фото сентября 1998 года. Не позднее лета 2002 года получил новую ливрею. Фото апреля 2002 года. Фото сентября 2002 года. Фото августа 2004 года. Фото мая 2007 года.
С 1966 года:
- «Балтика». Скорый поезд 37/38 Ленинград — Рига получил собственное имя не позднее 1966 года, т.к. в расписании по вокзалам Ленинграда 1967 года значится как уже курсировавший. Фото 1967 года. В служебном расписании Прибалтийской дороги 1963 года поезд указан просто как скорый местного сообщения. До 1983 года ливрея была тёмно-синей. 30 мая 1993 года поезд получил ливрею недавно созданной компании «Латвияс экспресис» и новое название — «Балтия». Фото 1997 года.
«Мордовия». Первый рейс — в июне 1966 года (поездная бригада под руководством Александра Федоровича Филимонова). Поезд упомянут в общесетевом расписании 1967 года как именной пассажирский 125/126 Саранск — Москва, курсировал через день. В 1974 году стал скорым и ежедневным. В 1978 году получил номер 41/42. Аттестован на фирменность 1 декабря 1995 года.
Фото мая 2006 года. Фото февраля 2007 года. Фото марта 2010 года.
«Тихий Дон». Первый рейс в начале января 1966 года. В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 45/46 Ростов — Москва. Историческая ливрея — тёмно-синяя с красной полосой (фото 1989 года) — сохранялась примерно до 2003 года, когда поезд был перекрашен идентично «Атаману Платову»: в серый цвет с синим оконным поясом. С июня 2009 года «Тихий Дон» фактически отменен, а под номером 19/20 курсирует «премиум» в корпоративной окраске РЖД.
«Юность». К обслуживанию пассажиров были привлечены молодые работники из числа передовых комсомольцев, поэтому поезд назван «Юностью». Первый рейс — в апреле 1966 года. В мае 1966 года обслуживание передали в депо Москва, сформировали второй состав. В расписании 1967 года значится как скорый 23/24 (в 1986 — 20-летие). Изначально вагоны были обычные зелёные с большой маршрутной доской. Фото сентября 1986 года. Перекрашен между 1998 и мартом 2001 года. Фирменная категория повторно присвоена (или восстановлена?) с 20 августа 1999 года согласно указанию замминистра В. И. Ильина Л-1709у от 16.08.1999. Впоследствии фирменность один раз снимали и снова восстанавливали. Фото 2002 года.
Поезд считался одним из самых популярных на всей сети: в 1970 году «Юность» перевезла миллионного пассажира, в 1986 — 20-миллионного, а к 2006 — 40-миллионного (за один 2004 год — 640 тысяч пассажиров). Поезд был отменён 18 декабря 2009 года в связи с запуском «Сапсанов». Вагоны бывшей «Юности» оказались в составах разных поездов, самым крупным из которых был 45/46 Москва — Воронеж, запущенный 1 июня 2010 года.
«Северная Пальмира». Поезд № 11/12 Ленинград — Адлер получил фирменность не позднее 1966 года и курсировал как минимум до 1993-го. В расписании 1996 года уже имеет номер 35/36, курсировал ежедневно как нефирменный. Фирменность восстановлена 11 июня 2004 года распоряжением № 2526р, в состав включены новые вагоны ТВЗ выпуска 2003 года. Ливрея представляла собой белую надпись «Северная Пальмира», рисунок разведённого Дворцового моста, в центре которого прорисован шпиль Петропавловской крепости — и всё это поверх обыкновенного зелёного кузова. В марте 2006 года (по другим данным — с 2005 года) вагоны перекрашивались из зелёных в специфическую ливрею в синих тонах. С 2007 по 2012 год «Северная Пальмира» курсировала через день под номером 105/106 в Адлер и через день — под номером 27/28 в Москву, составы были в общем обороте. В 2013 году адлерскому поезду вернули номер 35/36, с января 2015 года московский поезд отменён. С 28 мая 2016 года по отдельным дням по маршруту Санкт-Петербург — Адлер курсирует двухэтажный состав «Северной Пальмиры» (в другие даты — одноэтажный).