В этом разделе Вы можете задать свои вопросы по пассажирским перевозкам. Сотрудники нашего агентства и знающие люди, по возможности постараются на них ответить. Пожалуйста, перед тем как задать свой вопрос просмотрите раздел «Ответы на вопросы».
#472249 авиапассажир 02 апр 2018, 19:42
Интересно, до какого года ходили курьерские по сети. А предтеча Арктики наверное красного цвета?
#472254 Wowan 02 апр 2018, 20:26
Точная дата лично мне пока неясна. Скорее всего, 1964-й. Максимум 1965-й.
Цвет был синий. И ранняя «Арктика» была голубая/синяя.
Последний раз редактировалось Wowan 02 апр 2018, 23:23, всего редактировалось 1 раз.
#472257 SM@TRON 02 апр 2018, 20:55
А вот "Полярный" Ленинград - Мурманск был бордово-красным (с вкраплениями зелени). Но он, судя по всему, и не был курьерскимЪ.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6600/44 ... ce001_orig
http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=381926

С уважением, Евгений.
#472266 Wowan 02 апр 2018, 23:19
Они не наследовали, а существовали параллельно. Просто однажды курьерские отменили.
Насчёт отличий — проще процитировать.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941.
Курьерский поезд — пассаж. поезд дальнего следования высшей категории, идущий с наиболее высокими допускаемыми техн. и маршрутными скоростями при минимальном количестве остановок по пути следования для техн. надобностей и минимальном времени стоянок. Являясь разновидностью скорых поездов, К. п. предназначены для более быстрой связи между важнейшими с народнохозяйственной точки зрения пунктами страны. К К. п. на сети ж. д. СССР относятся поезда с нумерацией от 1 до 4: Минск—Москва — Владивосток (10 087 км), Москва —Тбилиси (3185 км), Москва—Ленинград (651 км), Москва—Сочи (1 973 км), Москва — Кисловодск (1909 км), Ленинград — Мурманск (1 450 км), Кисловодск—Сочи (583 км). Средние маршрутные скорости К. п. на ж. д. СССР составляют 60—65 км/ч, а техн.—70—80 км/ч. К. п. со скоростями свыше 100 км/ч обращаются пока лишь в порядке опытов.

Скорый поезд — пассаж. поезд с повышенной скоростью следования и небольшим числом коротких остановок на станциях. Подобно курьерскому поезду С. п. предназначается для быстрого перемещения пассажиров на большие расстояния; отличается от курьерского тем, что имеет несколько большое число остановок для посадки и высадки пассажиров. Товарные вагоны включать в С. п. не разрешается (ПТЭ, § 324).

Почтовый поезд — пассаж. поезд, в состав к-рого включен почтовый вагон. П. п. следует с остановками на всех станциях для обмена почты. К составам П. п. допускается прицепка в отдельных случаях товарных вагонов, однако на главных линиях только с разрешения нач. дороги — в пределах одной дороги и нач. Центрального пассаж. управления НКПС—при следовании товарных вагонов по двум и более дорогам (ПТЭ, § 324).

Пассажирские поезда — в соответствии со скоростью и условиями движения разделяются на П. п. дальнего следования (курьерские, скорые, пассаж., почтовые и др.), местного сообщения и пригородные. Порядок размещения вагонов и условия, требуемые при постановке их в П. п., указаны в ПТЭ (§ 321 — 325). Назначение и отмена П. п. дальнего следования производятся: Центральным пассаж. управлением НКПС, местного и пригородного движения — нач. дороги. В отношении старшинства П. п. включены в группу "очередных" и им присвоена первая очередь в этой группе. П. п. должны иметь специальное оборудование и снаряжение. Прибывающие на станцию и отправляющиеся со станции П. п. обязательно встречает и провожает дежурный по станции.

Экспресс — пассаж. поезд максимальной скорости, обеспечивающий наибольшие удобства проезда для пассажиров; предназначается для спешных и дальних поездок. На ж. д. СССР Э. курсируют по ряду важнейших направлений. Обычно Э. присваивают специальные названия: так, на Октябрьской ж. д. между Москвой и Ленинградом ходит Э. "Красная стрела".
В отличие от других поездов, в которых ярко отражался весь трэш и угар раннего СССР, курьерские старались держать в порядке, снабжать как следует, ремонтировать как следует. В конце концов, начало советского вагоностроения (1928 год, если считать от четырёхосных егоровцев) точно совпало с появлением/возвращением курьерских поездов как класса. Любопытный документ в стиле «Партия требует навести порядок»: Об упорядочении перевозок пассажиров в транссибирских поездах НКПС (люкс и курьерских). (Утверждено Политбюро ЦК ВКП(б) 23.IV.1933 года). Приложение № 3 к п. 13 пр. ПБ № 136.

Экспрессы (вероятно, они же люксы) — довольно мутная категория, в разные годы в «Указателях» то отмечается отдельно, то не упоминается вовсе. Или же назначалась/снималась для отдельных поездов. Скорее всего, категория введена в 1933 году, отменена во время войны и не возобновлялась в 1945-м. Вот пример из книжки 1940 года:
1940 Указатель.jpg
1940 Указатель.jpg (107.46 КБ) Просмотров: 5584


Известно, что в экспрессы и курьерские билеты были дороже. Курьерский — раза в полтора дороже, чем скорый. Экспресс — более чем в два раза дороже.
Минск—Москва — Владивосток (10 087 км), Москва —Тбилиси (3185 км)
Минск - Владивосток? И такой был? Предок "России"?
А до Тбилиси 3185 км - это через Баку видимо?
#472269 Exval 02 апр 2018, 23:59
Wowan: Они не наследовали, а существовали параллельно. Просто однажды курьерские отменили.
Вы говорите, что курьерские отменили в первой половине 60-х. Но тогда получается, что, скажем, "Аврора", которая начала курсировать в тоже время - наследник курьерских?
#472270 Wowan 03 апр 2018, 00:09
В 1940 году — да, до Минска. «Россия» тут ни при чём. Прямые поезда Москва — Владивосток взамен Петроград — Владивосток начали ходить году в 1924-м, плюс-минус, точно не помню сейчас.
Минск — Владивосток представляет собой вариацию межвоенного маршрута Негорелое — Владивосток/Маньчжурия, который до Второй Мировой войны обслуживался неежедневными ВБСами, которые возили ежедневные поезда Негорелое — Москва и Москва — Дальний Восток. После осени 1939 года, что естественно, поезд ходил не от Негорелого, а от Минска и до Владивостока, Маньчжурии, Хабаровска, Иркутска (по дням недели). В 1941 году маршрут вновь продлили до границы — только пограничной станцией были не Столбцы/Негорелое, а Чижев.

Курьерские и экспрессы Москва — Баку — Тифлис через Абхазию не могли ходить просто потому, что линию Сухуми — Тбилиси полностью открыли только в 1938 году, Адлер был тупиком до 1941 года, а в 1942-м достроили последний кусок Гагра — Сухуми.
#472271 Wowan 03 апр 2018, 00:17
Exval:
Wowan: Они не наследовали, а существовали параллельно. Просто однажды курьерские отменили.
Вы говорите, что курьерские отменили в первой половине 60-х. Но тогда получается, что, скажем, "Аврора", которая начала курсировать в тоже время - наследник курьерских?
Я поправлю сам себя. Посмотрел книжку 1964 года. «Аврора» ещё не названа, но уже должна ходить (если верна официальная дата начала её курсирования — 12.VI.1963) под номером 5/6, то есть, название «Аврора» просто присвоили уже курсировавшему дневному экспрессу.
Вложения
#472343 Wowan 03 апр 2018, 17:23
А вот это уже «Арктика» летом 1973 года. Из группы ВК «История железной дороги в Петрозаводске».
Вложения
Приезд немецких пионеров на железнодорожный вокзал Петрозаводска для проживания в смене пионерского лагеря "Строитель" на берегу озера Пертозеро (в районе села Кончезеро). Лето 1973 г. Фотографии Бориса Семёнова.
#472355 Нил 03 апр 2018, 20:16
Wowan: И график из «Указателя» 1961 года.
А ведь тогда еще по Карелии ходили паровозы и все равно поезд до Мурманска добирался быстрее чем сейчас....
Ммм-дааааа! Более 50 лет прошло - а скорость поездов только падает
#472368 Wowan 03 апр 2018, 21:06
Газета «Ленинская правда» от 6 ноября 1985 г. Статья посвящена первому рейсу пассажирского поезда 169/170 Петрозаводск — Москва. Названия у поезда ещё вроде бы и нет, но станет он «Карелией».
Из группы ВК «История железной дороги в Петрозаводске».
#472725 Wowan 06 апр 2018, 12:40
Вагон СКВ 982 поезда «Осетия» Орджоникидзе — Москва, 1979 год.

Фотография интересна не только надписями фирменного поезда. Это девятикупейный вагон в «старом» кузове с табличкой «Мягкий» — это необычное сочетание. Либо это самоделка со снятыми верхними полками, как ранние советские СВ в «Стреле», либо один из первых собственно заводских СВ, выпущенных около 1961 года. Третий вариант — таки обычный 38-местный купейник, но с мягкими полками, хотя лично мне в такое не верится.
Вложения
#472873 Wowan 07 апр 2018, 20:23
«Томич» на станции Муром-I. Год съёмки неизвестен, но предположу, что вторая половина 1960-х.
Вложения
#472996 Wowan 08 апр 2018, 22:28
ЧС7-235 с поездом «Нижегородец» Горький — Москва примерно в 1997–1998 годах. Автор: Йонас Шярнас.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 63