Наткнулась в Сети на прелюбопытнейшую вещицу - газета "Приокская правда" от 23 мая 1959 г с материалом "СКОРОСТНОЙ ПОЕЗД РЯЗАНЬ—МОСКВА. Репортаж о пробном рейсе"
priopr1959_5_page-0035.png (2.7 МБ) Просмотров: 2081
Мне показалось, что фото этих вагонов где-то было на форуме - но в более приличном качестве. И, действительно, нашла:
SM@TRON: Двухэтажные пассажирские вагоны в составе пригородного поезда Харьков - Белгород на станции Харьков-Пассажирский (фото из ЦГКФФА, город Киев), Харьковская область (19.05.1964):
http://www.parovoz.com/gallery/UA/20051101_23987.jpg
Так что, не Рязань - посему фотки из репортажа решила выложить.
Ну и текстовку тоже - местами очень повеселила.
priopr1959_5-35 копия2_page-0001.jpg (354.35 КБ) Просмотров: 2081
priopr1959_5-35 копия_page-0001.jpg (2.03 МБ) Просмотров: 2081
СКОРОСТНОЙ ПОЕЗД РЯЗАНЬ-МОСКВА. Репортаж о пробном рейсе
Когда в декабре прошлого года участок железной дороги Рязань–Москва был переведен на электрическую тягу, сразу же возникла потребность в специальном поезде. Об этом с увлечением говорили и трудящиеся нашего города, и жители столицы, и пассажиры промежуточных станций. И не только говорили, но и нетерпеливо ждали: когда же, наконец, начнет курсировать специальный поезд, или как его называли «электричка»?
И в этом нет ничего удивительного. Те отрадные перемены, которые произошли у нас за последнее десятилетние, существенно и качественно изменили экономику области. Серьезные успехи в развитии сельского хозяйства и бурно растущая промышленность придали ей иной вес и значение в масштабах страны. Ныне наша область вышла в число передовых, а Рязань все увереннее становятся крупным индустриальным городов. И именно это обстоятельство вызвало к жизни потребность в новых транспортных связях, в более широком общении с городами страны и прежде всего со столицей нашей Родины – Москвой.
Но вернемся к скоростному поезду, который вот-вот должен подойти на станцию Рязань-1. На платформе, где уже собралось много встречающих, идет оживленный обмен мнениями. Невысокий пожилой человек в светлом костюме говорит, обращаясь к соседу в форме железнодорожника:
- А правда, что вагоны у этого поезда двухэтажные?
- Да.
- Ну, а как они выглядят?
- Признаться, не знаю, – ответил железнодорожник, — я и сам их не видел.
- Наверное, большие и громоздкие. А иначе как же? Проедешь в таком вагоне километр и в другой раз не захочешь – всего укачает, Придумали же...
В это время по платформе полной прокатился радостный возглас:
- Идет... Идет...
Стоявшие на платформе повернулись налево и как-то невольно задрали вверху головы. И каково же было их удивление, когда на ожидаемой высоте они ничего не уви-дели. Обычный электровоз модернизированного образца серии «ВЛ-22» медленно приближался к станции. За ним следовал состав из цельнометаллических вагонов, которые издали ничем не отличались от тех, которые давно уже курсируют по стальным магистралям страны.
Но вот поезд плавно подкатил к платформе и остановился. Все бросились к вагонам и только тут, в непосредственной близости увидели, в чем состоит секрет новой конструкции. Переходя с этажа на этаж и не в силах сдержать охватившего волнения, они то и дело восклицали:
- Как здорово!.. Какая прелесть!..
Двухэтажные вагоны и впрямь были выше всякой похвалы. Светло-зеленого цвета, они весело поблескивали на солнце новизной и тщательностью отделки. Внешне они очень похожи на обычные цельнометаллические вагоны. Разница лишь состоит в том, что вместо одного ряда окон, здесь их два, крыша по обеим сторонам имеет скосы и несколько выше... Но поспешим к машинисту, который провел этот пробный рейс.
Здесь мы сразу познакомились с водителем электровоза Иваном Федоровичем Мазуровым и заместителем начальника депо Москва-пассажирская Антонином Михайловичем Аболдуевым. И тот и другой очень возбуждены, полны дорожных впечатлений и между нами сразу же завязывается оживленный разговор.
—Из Москвы, – начал Мазуров,— выехали в 9 часов 15 минут. Взяли скорость 80 километров. По едва проехали километр, как получили по радио предупреждение перейти на 15 километров. Затея предупреждения повторились на 89, 110 и 178 километрах. На каждом из них мы теряли по три минуты. А тут еще пришлось сделать одноминутные остановки в Воскресенске, Голутвине, Луховицах и Рыбном. Рейс, хотя у нас и пробный, но мы старались приблизить его к обычному... Так вот, на предупреждениях мы потеряли много времени. На таком расстоянии приходится считаться с каждой минутой. Но в пути нагнали потерянное и приехали по графику.
- Как же это вам удалось?
В разговор вступил Антонин Михайлович Аболдуев:
- Видите ли, все дело в весе. Наш обычный цельнометаллический вагон весит 63 тонны – почти в три раза больше, чем каждый на этих пяти двухэтажных. Легкий вес состава позволял нам уже через полторы минуты после отправления развивать скорость до 75 километров. К тому же; на отдельных участках им ехали со скоростью 90 и даже 100 километров в час. Это во-первых. А во-вторых, у новых вагонов очень хорошо и быстро действуют тормоза. При вождении обычных вагонов мы начинаем тормозить за километр до станции и теряем на атом немало времени с учетом всех остановок, а здесь — всего лишь за 500 метров. Вот за счет этого нам и удалось выдержать график времени.
Прошел час – с минуты па минуту поезд отправится в обратный путь. Пожелав им счастливого возвращения домой, я разыскал заместителя начальника вагонного депо Москвы Максима Ннканоровнча Новикова и имеете мы вошли в одни из нагонов. Переступаем несколько ступенек и оказываемся на первом этаже вагона. В это время поезд почти неслышно тронулся с места и буквально в следующую минуту за окнами стремительно начали проплывать городские строения.
Планировка вагона сделана предельно расчетливо и каждый своей деталью располагает посетителя к удобствам и приятной езде. Много мелочей, но ничего лишнего – все только то, что нужно в пути. По обе стороны от прохода, который несколько приподнят, тянутся четырехместные куне. В каждом куне дна полумягких дивана с высокими полумягкими спинками, обитыми приятным па глаз бордовым дерматином. По бокам сделаны небольшие подушки на случай, если пассажир устал и захочет в пути прислониться головой. У окна небольшой седловидной формы столик, а прямо под ним небольшой мусорный ящик. Для удобства установлены не две, как в обычных вагонах, а четыре пепельницы, чтобы сидящий с краю пассажир не тревожил соседа.
По небольшой пологой лестнице подымаемся на второй этаж. Здесь та же планировка, та же тщательная отделка, и также со вкусом выполнена каждая мелочь. И только одно преимущество – больше света и воздуха за счет того, что в скосах крыши сделаны окна. Поезд идет со скоростью 80 километров, но так плавно и спокойно, так мягко и почти неощутимо, что я легко записываю неторопливый рассказ Максима Никаноровича о преимуществах двухэтажных вагонов.
Эти вагоны, – говорит он, – мы получили из Германской Демократической Республики, Оки рассчитаны для межобластного сообщения на расстояния не свыше 500 километров. Три средних нагона имеют по 124 места, а два крайних – по 109. Таким образом, состав из пяти вагонов может взять 770 пассажиров. В обычном поезде для этого потребовалось бы больше десяти вагонов.
М. Новиков повернулся и несколькими легкими поворотами ручки открыл окно, Нагретый на солнце воздух ворвался в купе. Затем он снопа заговорил:
- Высота каждого этажа, как видите, очень приличная – почти два метра. Вагон освещается лампами дневного света, оборудован электрическим и водяным отоплением и имеет два санузла. Но самое главное состоит в том, что каждый вагон в отдельности и весь состав в целом хорошо вписывается в кривые, которые встречаются в пути. Это очень важно. В противном случае вагоны при езде на больших скоростях сильно бы качало.
Здесь же, в поезде, я встретился с начальником Рязанского отделения дороги Николаем Лукичем Кутевым. В немалом возбуждении от впечатлений недавней встречи и поездки в двухэтажном вагоне, он говорил с нескрываемой гордостью:
- А вы знаете, это первый двухэтажный поезд в стране и его передают нашему отделению. Высокая честь оказана рязанцам.
Из дальнейшей беседы выяснилось, что регулярное движение поезда Рязань – Москва начнется 26 мая. Первый состав отойдет и 7 часов утра. Он сделает минутные остановки в Рыбном, Фруктовой, Луховицах, Голутвине, Воскресенске, и в 9 часов 45 минут прибудет и Москву — на 35 минут быстрее, чем скорый поезд. В тот же день в 7 часов вечера поезд Рязань – Москва отправится в обратный рейс. Через 2 часа 45 минут, а по железнодорожному – в 21 час 45 минут прибудет в Рязань.
- Для удобства пассажиров, – продолжает Николай Лукич, – мы организуем предварительную продажу билетов, причем можно брать либо в один конец, либо туда и обратно. В вагонах будет организована продажа газет и журналов. Мы хотим создать нашим пассажирам максимальные удобства. Но со своей стороны хочу заранее просить наших уважаемых пассажиров не садиться с большим багажом в двухэтажные вагоны, так как они не приспособлены для этого. В поезде будут два обычных цельнометаллических вагона, которыми они могут воспользоваться.
Поезд остановился в Рыбном, и мы вышли. Через минуту он тронулся с места и, быстро набирая скорость, взял курс на Москву. Пробный рейс продолжается.
С.Цамадос.
На снимках: вверху – внутренний вил двухэтажного пагона; внизу – поезд Рязань—Москва прибыл на станцию Рязань-1.
Фото С. Михайлова.