Вообще-то РЖД наделена(о) ещё и социальной государственной функцией - обеспечить перевозки населения России по адекватной цене. А не только «делать бабки». Как, например, армия и полиция функционируют отнюдь не для зарабатывания денег в бюджет. Соответственно, для РЖД должно быть предпочтительнее перевезти 100 человек за 1000 руб. с каждого, а не 10 человек по билетам за 10000 руб. каждый.
Авиакомпания «Победа» предлагает тариф - «конструктор» (это НЕ реклама): пассажир покупает основу (полёт без багажа с минимальным объёмом ручной клади без возможности самостоятельного выбора места в салоне), и к этой основе желающие могут докупить нужные им опции: перевозка багажа, выбор места в салоне, страхование. Те, кому не нужны эти опции, не покупают их. Считаю, что это справедливо !
По поводу мест 37 и особенно 38 в плацкартном вагоне - действительно, проезд на них должен стоить существенно дешевле, чем, например, на месте 5 или 17. Есть люди, которым надо подешевле ехать, они знают, ЧТО это за место - 38, и всё равно согласны ехать на нём, зато скидка. Следовательно, на это место должна быть скидка всегда, более того, можно сделать стоимость проезда на месте 38 на 50% процентов ниже, чем на месте 15 или 17, но билет пусть будет невозвратным и стоимость пользования постельным бельём включать в билет в обязательном порядке ! Или поставить ограничение - на место 38 билеты продаются с большой скидкой только от начальной и до конечной станции следования вагона с обязательным условием оплаты стоимости пользования постельным бельём.