Ездят, конечно, и "пить боржоми" ещё, думаю, рано. Как раз в Германии весь прошлый год шла оживлённая дискуссия о том, почему железная дорога обходится так дорого, почему молодёжь и студенты массово выбирают междугородние автобусы и местный аналог блаблакара, и почему, ёлки зелёные,
когда планета в опасности, у нас до сих пор есть авиарейсы типа Берлин-Кёльн? Закончилось всё на данный момент снижением НДС на железнодорожные билеты до 7 процентов вместо 19 ранее, а также повышением сборов на внутренние авиарейсы (что, впрочем, мало спасает от таких же бессмысленных рейсов Кёльн-Брюссель, Амстердам или Париж).
Но у железной дороги в Центральной Европе есть свой лояльный пассажир. Это пенсионеры, командировочные, семьи с детьми. Ну и мы ещё вдобавок тоже
Несмотря на все эти опоздания и отмены рейсов, в общем и целом планируемость и пунктуальность поездки на ж/д горадо выше (87%), чем у автобусов (видел там цифру 66%, ибо пробки и погодные условия же!). Ну а кто куда опоздал, тому 25% или 50% цены билета назад, всё честно. Кто опоздал на последний поезд по вине дороги, тому такси до дома или отель на выбор.
Опять же, надо признать, что общее удобство и культура поездки на ж/д несравненно выше, чем у автотранспорта. Плавность хода, возможность размяться и воспользоваться приличной, а не условной уборной в любой момент, безбарьерность в большинстве случаев (!), ну и что уж там, вагоны-рестораны — вот навскидку пара доводов за поезд.
Тарифно-интервальный аспект: большинство автобусников работает по принципу "точка-точка", и, хоть и предлагает пересадки в своей сети, они редко настолько удобны, как сеть поездов, когда один регио подвозит вас из условного хутора Шайсенхаузена в "нулевой узел"
Коммунары Нойштадт, а оттуда уже интерсити быстро доставляет на пару сотен километров в какой-нибудь Шмёльн, где спустя максимум полчаса вас подхватит ICE в Землин, откуда, опять же, на с-бане вы сможете уехать в крошечный Страусберг. И всё это на одном билете, включая спецпредложения, скидки и шпарпрайсы. А если билет без привязки к поезду, то по дороге можно спокойно сделать остановку на час в Шмёльне, выпить местного пива "шмёльш" и на следующем такте продолжить движение к цели. С автобусом этот номер проходит плохо.
А кому нужно из Дрездена/Берлина/Гамбурга в Прагу, я уже советовал брать билеты на чешском сайте. Там цена стартует от 9 евро (только Дрезден), от и до остальных часто бывает 17,50 и 24,50. Мне кажется, вид на Эльбу и горы под Дрезденом, а также отбивная с пивом в ресторане JLV этого стоят
Чуть-чуть оффтоп насчёт ДБ.
Есть на ДБ самая настоящая "проблема МЦД". С одной стороны, грузовые перевозки падают год за годом, а автобаны всё более забиты немыслимым количеством фур. Вроде бы есть, куда поставить дополнительные поезда, но на самых востребованных участках пропускная способность исчерпана, а проектировать и строить новые пути — страшно долго из-за замороченного законодательства. Уже сейчас ясно, что к 2030 году значимых участков ВСМ кроме Штуттгарт-Базель не откроют, а страшно необходимые съезды, обходы и второй путь там, где его нет, удастся ввести лишь в гомеопатических дозах, и к тому моменту всё это снова будет недостаточно. Требуется срочная правовая реформа и искоренение "марнотравства" десятилетних слушаний, дискуссий, аппелляций, исправлений проектов. Также хорошо бы ввести чёткое понятие "общественного интереса", чтобы различные нимби, купившие домик у заброшенной линии, не сутяжничали по три года, когда эту линию собираются реактивировать. Пока что закон не позволяет манкировать их интересами, что само по себе правильно, но интересы тысяч не должны страдать из-за интересов единиц, если речь о действительно полезных проектах.
Далее. Допустим, уже завтра нашли резервы, нарисовали нитки, подтянули график, накачали машинистов и диспетчеров "Ред Буллом" и валокордином. Но вот незадача — очень дальновидный и эффективный менеджмент в годы падения пассажиропотока списал/продал в Восточную Европу/поставил под забор трёхзначное количество вагонов, и заменить их тоже нечем, потому что "вагоны и локомотивы — прошлый век", а новый МВПС дорог в покупке и долог в сертификации (либо вообще не едет, см. щвейцарский Twindexx и немецкий IC2, который при своей вагонности ничем от МВПС не отличается). В том же прошлом году купили у Westbahn 17 KISSов для новой линии IC и в декабре опубликовали тендер на 30+60 скоростных поездов. Да, ICE4 неплохо освоились и продолжают поступать, но вот незадача: те поезда, которые они сменяют, большей частью идут в тот же утиль. А за границу в ту же Прагу вообще ездить нечем, ибо многосистемный МВПС астрономически дорог и неэффективен в эксплуатации. Так что чехи к нам, поляки к нам, датчане к нам, даже швейцарцы к нам на своих вагонах и локомотивах! Ночные поезда по дурости вообще снесли, теперь австрийцы стригут купоны, а наши эффективные кусают локти — открытый доступ же.