Земфира: ритмическая геометрия. Лекция Анны Виленской"...У Земфиры есть музыкальное образование. Она хорошо знает эти условные музыкальные фишки, но у нее есть история про осмысленность [их применения]. Одна песня — в основном одна фишка.
Еще у нее есть приемы, которые использует только она и больше никто. Например, неквадратность — когда разделы разные по размеру. Из-за этого нам иногда кажется, что в куплете недостаточно музыки. Что случится еще один такт. Но сразу начинается припев — такой обман ожиданий. Она много работает с тем, что мы ждем одно, а получаем другое. Из-за этого все происходит на каком-то надрыве..."
Цой и «Кино»: особенности аккордов и ритма. Лекция Анны Виленской"...Когда я копала в Цое, то обнаружила странную штуку: в принципе, у него музыка без особенностей. Есть разные штуки, которые работают на нас по-разному. Например, сбитый ритм заставляет нас больше танцевать, а ровный — монотонно двигаться и просто идти. Обычно исполнители гонятся за такими штучками, которые выходят за монотонность. Это модуляции, тональные сдвиги, неквадратность, большие скачки в мелодии. А у Цоя ничего этого нет. Это все однообразно, монотонно, мантрически, безэмоционально. Музыка мало чего транслирует, кроме холодной решимости.
Но и это открытие — что он не использовал никакие особенности. Это может людей сильно обижать, но на самом деле это сложная наука — писать музыку без осложненных событий внутри..."
Также лекция о Моргенштерне. Не смотрел, не знаю
https://www.youtube.com/watch?v=0SftUyPkyjE