Landsberg: Что такое "ремонт по состоянию"? То,что раньше именовалось предупредительный ремонт?
Когда-то писал, но повторюсь, ибо я люблю эту тему.
Обычно на железнодорожном транспорте все (машины, оборудование, станки) завязано на концепцию "планово-предупредительного ремонта" (ППР). На этот счет среди технологов, мастеров, главных инженеров, казалось достигнут консенсус. Даже рассуждения обычно недоверчивой теории надежности вроде бы убедительно подтверждали концепцию ППР. Обычно там две составляющие -ремонт и обслуживание - по сроку, по пробегу, по выработке.
Но с появлением
бережливого производства вдруг выяснилось , что существует практически во всех смыслах гораздо более эффективная концепция TPM (Total Productive Maintenance), что можно перевести как всеобщая эксплуатация оборудования. Ее эффективность держится на совершенно ином использовании человеческого потенциала. Она предполагает, что люди эксплуатирующие некоторое оборудование (в том числе транспортную технику), должны не только бережно к нему относится , что само собой разумеется, и не только стремится к выполнению поставленных задач и естественной экономии ресурсов, а еще и непрерывно анализировать работу вверенного им оборудования в течение всего срока эксплуатации.
Вот этот анализ и порождает поток информации, способный в среднем существенно превзойти результаты ППР, которые упираются не на конкретный, а на усредненный и отнесенный в далекое прошлое опыт. А для непрерывного анализа работы оборудования и его состояния нужен эффективный инструмент экономного сбора данных. Самым подходящим инструментом такого рода оказалась система "семи простых инструментов статистического контроля качества", разработанная после Второй Мировой Войны профессором Исикава Каору и его сотрудниками в Японии. (желающие более детально ознакомиться вот есть хорошая книга - Кумэ Х. Статистические методы повышения качества/пер с англ., научн. ред, послесловие Ю.П. Адлера, Л.А.Коноревой. М. Финансы и статистика, 1990.301 с.)
Все последствия данного подхода трудно перечислить. Отметим лишь самые очевидные. Ремонт оборудования теперь производится не тогда. когда приходит срок по плану, построенному хоть из лучших намерений , но порой и "от фонаря", а из текущего анализа ситуации. Стало ясно, почему не стоит использовать такой показатель как коэффициент использования оборудования, а гораздо важнее обеспечивать высокие значения другого показателя - коэффициента готовности оборудования.
С другой стороны - я лично считаю, что такой подход пока нуждается в ограниченном применении. Что до локомотивов, что до вагонов - есть много показателей, и не только из геометрии объекта (износа) которые невозможно измерить датчиками или специальными приборами. Здесь опять - таки необходимо работать над повышением качества выпускаемой техники, стремится к увеличению межремонтного пробега, работать над квалификацией персонала. Я кстати считаю, что любой машинист все-таки должен быть не просто оператором техники, но и инженером, мастером, слесарем, так сказать. Есть ли смысл на один месяц или на два - снимать его на "землю" и отправлять на ремонтные работы (с сохранением среднего заработка)? Как думаете? Но выпускать из депо локомотив с неисправным креслом, рабочим местом машиниста - все таки-неправильно. Я работаю в одной организации, где подают ремонт буквально до мелочей (которые в РЖД постеснялись бы подавать) - и на устранение одной единицы приходит 2 или 3 человека. Плюс еще приходят ответственный и проверяет работу исполнителей и сам смотрит - чего такого не увидели. Но как говорится, в неисправности есть две стороны - тот кто не подал в ремонт, и тот, кто не сделал!