О доминаторах, центрах макро-регионов и прочем.
Доклад ЦЭИ "Транспортная подвижность населения России".
https://yadi.sk/i/gUwyz7vv3KKmc9Рекомендуется к прочтению.
Некоторые интересные цитаты:
В 2016 году жители России совершили 7,5 млрд поездок за пределы своего населенного пункта. Это в среднем 64 поездки на одного человека.
Средневзвешенная длина поездки составляет 127 км.
В пределах одного региона совершаются 88% поездок.
Официальной статистикой не учитываются 70% поездок.
На личном автомобильном транспорте совершаются 64,1% поездок.
Внутри Московского транспортного узла совершаются 30% поездок.
Разница в пассажиропотоке между агломерациями, находящимися в шести- или четырехчасовой доступности, – минимальна, а между 4 и 2,5 часами в пути пассажиропоток может отличаться в несколько раз.
При этом ввод новых видов транспорта, будь то авиационный маршрут или скоростной поезд, формирует «индуцированный» спрос на поездки – от 20% до 50% к имеющемуся объему потока при условии высокой частоты сообщения.
В России «перегрета» подвижность в столичных агломерациях и не раскрыт потенциал подвижности между периферийными агломерациями. Это обусловлено низким уровнем развития инфраструктуры.
В междугороднем сообщении 64,1% поездок совершаются на личном автомобильном транспорте, 23,9% – на автобусе, 9,4% – на пригородных поездах, 1,2% – на поездах дальнего следования и еще 0,7% – на самолете.
Традиционно еще с советских времен железная дорога ориентировалась в первую очередь на обеспечение задач по массовым пассажирским перевозкам на дальние расстояния. Сейчас эту функцию «перехватила» авиация, а будущее железнодорожных пассажирских перевозок связано именно с поездками в соседние регионы и между ближайшими друг к другу крупными агломерациями (на расстояниях до 1000 км).
Ввиду отсутствия достойных альтернатив в общественном транспорте многие жители России предпочитают передвигаться на личном автомобиле даже на большие расстояния. Более того, среди населения существует стереотип о дешевизне личного автотранспорта.
Даже между Москвой и Санкт-Петербургом, где общественный транспорт развит лучше, чем на любой другой паре городов России, доля личного
автомобильного транспорта составляет 21,5%.
Примеры корреспонденций , попадающих в топ-100 по величине пассажиропотока в России в 2016 г. (кол-во поездок в год)
Москва/Моск. область <> Тула/Тульская область - 31,8 млн (!!!!!!)
Москва/Моск. область <> СПб/Лен.область - 23,2 млн
Москва/Моск. область <> Владимир/Влад. область - 19,1 млн
Екб/Свердловская область <> Челябинск/Челяб. область - 15,7 млн
СПб/Лен область <> В.Новгород/Новог. область - 10,6 млн
Москва/Моск. область <> Краснодар/Краснодарский край - 8,5 млн
Москва/Моск. область <> Тверь/Тверская обл - 8,3 млн
Москва/Моск. область <> Ниж. Новгород/Нижегор. область - 7,8 млн
Исходя из данного доклада, положение железной дороги является, мягко говоря, незавидным, в большинстве коридоров, в которых происходит "транспортный бум".
Еще раз убеждаюсь в мысли, что РЖД бОльшую часть 2000-х, и особенно на рубеже 2000-х и 2010-х, занималось хренью.