Я тут на досуге почитывал журнал "Форбс", который публиковал цикл статей, ранее выходивших в период "холодной" войны, распада СССР. Разумеется, все они были посвящены торгово-экономическим отношениям, бизнесу, безо всякой идеологической шелухи. Читать особенно приятно даже спустя лет эдак 60. Вот пример одной из статей, которая
Называется так: "...Холодная война мертва: хотят ли американские бизнесмены вести дела в коммунистических странах?.."
http://www.forbes.ru/biznes/100-let-for ... sti-dela-v
Есть интересные цитаты. Некоторым людям понравится. Напомню что статья была опубликована 01 августа 1968 года.
"...Чехословакия и некоторые другие страны Восточной Европы уже сыты по горло прежними двусторонними коммунистическими торговыми соглашениями с Советским Союзом. Они пришли к выводу, что это путь в никуда. Русские заверили их в том, что все просто и нет необходимости соревноваться. Все, что им нужно делать, — производить товары. Был дефицит, однако покупатели находились всегда. Чехи утверждают, что из-за этого они разучились создавать инновационную продукцию и потеряли конкурентное преимущество. Чехословакия видит только один выход из коммунистической рыночной ловушки в виде получения кредитов в странах Запада для модернизации своих заводов и заключения сделок с западными компаниями. Сейчас они ведут переговоры о членстве в Международном валютном фонде. Это откроет доступ к Всемирному банку и другим займам. По сути, президент Всемирного банка Роберт Макнамара ездил по Восточной Европе с целью обозначить возможных будущих клиентов.
Корр. Сами русские, кажется, хотели бы более тесного сотрудничества в области бизнеса с Западом. В настоящий момент обдумывается заключение сделки с Fiat, согласно которой американские компании будут поставлять [через иностранные филиалы] капитальное оборудование для их автозаводовавтозаводов [видимо имеется ввиду ВАЗ - примечание v_gildenberga]. Возможны ли подобные сделки с СССР и восточноевропейскими странами?
Отв. Безусловно. Новым словом в восточноевропейском лексиконе сейчас является «совместное производство», что означает «совместное предприятие» с привлечением западной компании. Венгерская компания, производящая дизельные двигатели, недавно подписала соглашение с британской, благодаря которому венгры продолжают производить основной каркас двигателя на своем заводе, но 40% частей и компонентов поставляются из Англии. Посредством использования английских запчастей получается современная техника, а венгерское производство значительно снижает общую стоимость. Такие двигатели продаются в Англии, Венгрии и по всей Европе. Что касается американских предприятий, то им придется побороть предубеждения о заключении сделок с коммунистическими компаниями. Однако, как только притихнет шумиха по поводу Вьетнамской войны, Конгресс должен урегулировать данную проблему — принять резолюцию или закон, позволив таким способом увеличить долю американского участия на восточноевропейском рынке. Одна компания, Simmons of Albany, N.Y. (производитель машин), уже сделала первый шаг навстречу чешской Skoda. Skoda производит автомобили с использованием компонентов Simmons, и они продаются в США под брендом Simmons, а в Европе — под Skoda. Пока государства вроде Чехословакии и Венгрии заключают торговые соглашения, у СССР тоже есть что предложить Западу...."
И что получается , чехи уже тогда понимали что делают технологически отсталую продукцию?!