Плацкартный авангард.Российские железные дороги - одна из первых отраслей в стране, ставшая на путь авангардного производства: формирования технологичной, красивой и комфортной предметной среды. 31 декабря стальная магистраль отмечает день рождения члена своей большой семьи - плацкартного вагона. Появившись на свет 71 год назад и твердо став на колеса, он с легкой руки своего автора-создателя - дизайнера с мировым именем Юрия Соловьева, как настоящее произведение искусства, привнес в жизнь пассажиров эстетику, изящество и стиль. И, конечно, комфорт. Сформировал национальные железные традиции. И, можно сказать, изменил идеологию мирового железнодорожного пассажирского транспортаЗапах жареного цыпленка, мерный звон чайной ложечки в стеклянном стакане с подстаканником, задушевные разговоры, тихие мотивы Высоцкого и Окуджавы под незамысловатые гитарные аккорды и...почти сотни пяток разной степени шершавости в коридоре - это поезд дальнего следования Москва - Владивосток везет своих пассажиров. Плацкартный вагон. Через 12 областей, почти 90 городов и 16 рек. День и ночь, день и ночь...
Это потомок нашего железнодорожного "героя" - того, что когда-то пришел на смену теплушкам. После Второй Мировой войны начались массовые пассажирские перевозки, нужен был новый подвижной состав. Заместитель наркома транспортного машиностроения СССР Павел Зернов поручил его разработку тогда еще начинающему дизайнеру Юрию Соловьеву. Молодой человек появился в кабинете чиновника с предложением оформить министерский конференц - зал в конце 1945 года. "Вы - прославленная организация, с вами страна войну выиграла, а сидите в убогих кабинетах. Давайте жить красиво", - сказал он. Тот ответил, мол и так проживет, а стране нужен пассажирский вагон. "Можете создать его интерьер?" - спросил Зернов. И услышал уверенное: "Конечно!"
Это была своего рода авантюра. 25-летний Соловьев никогда раньше не проектировал железнодорожные подвижные составы и нигде не учился транспортному дизайн. Это потом он станет асом-универсалом, признанным мировой дизайнерской общественностью, лучшими специалистами планеты - американскими и японскими, известными знатоками и ценителями красоты - итальянцами. И даже будет избран президентом Международного совета обществ промышленного дизайна (ICSID). Создаст колыбель отечественного дизайна - Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), уникальную организацию собравшую под свою крышу цвет творческой и технической мысли страны: дизайнеров, художников, инженеров, психологов, социологов, историков и теоретиков дизайна.
А тогда Соловьев был студентом архитектурного института и занимался мебелью и интерьерами магазинов, вообще - промышленным дизайном. Устал от этой работы и по совету и протекции отца (выпускника Академии имени Жуковского) позвонил его однокашнику - начальнику танкостроительного управления в Наркомате среднего машиностроения СССР Николаю Барыкову, чтобы предложить свои услуги по оформлению министерских кабинетов. Тот и направил его к заместителю наркома.
"Тогда у нас дизайн официально не существовал и не развивался", - рассказывает заместитель директора по науке ВНИИТЭ, историк дизайна Александр Уваров. - Этим видом творческой деятельности занимались отдельные специалисты. Такого термина даже не было в обиходе. Был - "эстетика". Хотя школа дизайнерская имелась, старая и сильная. В первую очередь Строгановское училище, которое находилось на балансе железнодорожного ведомства".
Но тем и уникальна эта профессия: если человек занимается промышленным дизайном, он способен спроектировать и сконструировать практически любой объект из любой сферы жизнедеятельности. Знаменитый американский промышленный дизайнер Раймонд Лоуи - лидер стиля, как его называли, литератор и электротехник по образованию, не будучи автомобилестроителем, "транспортником - железнодорожником", несколько десятилетий вперед был законодателем мод в автомобильной промышленности и железнодорожной отрасли. Разрабатывал проекты для Cadillac, Ostin, Jaguar, Ford, Studebaker и спроектировал серийный пассажирский локомотив необычной обтекаемой сигарообразной формы с закрытыми стальными панелями и стремительным силуэтом (PRR T1)
А Юрий Соловьев был творчески очень одарен, с великолепным вкусом, нестандартными взглядом на мир. Дизайнером по своей сути. Очень прогрессивным и стильным человеком. Одевался как "денди лондонский". Ездил на самой шикарной в то время машине в Москве - "Крайслере". И вообще был культовой одиозной фигурой. Дружил с сыном Сталина. Внук священника, он познакомился с Василием Джугашвили в духовной семинарии, которую тот посещал. И потом служил в его полку - 32-м гвардейском истребительном авиационном . Кому, как не ему, разрабатывать подвижной состав, который повезет нашего человека в "светлое прогрессивное будущее"?
"Каким должен быть этот вагон?" - размышлял Соловьев. К этому времени он побывал за границей, в Европе (дружба с сыном вождя, понятно, приносила определенные дивиденды), и знал, как под влиянием технического прогресса изменился железнодорожный транспорт. От вагонов, представлявших собой несколько соединенных карет - купе с сиденьями vis-a-vis, без общего коридора, с индивидуальным выходом на платформу, воспринимавшихся механизированным аналогом конного экипажа, до совершенного иного транспортного средства - с интерьером, напоминающим домашний и ресторанный , граничащий с шиком, в едином открытом пространстве вагона. И в том, и в другом случае - с максимальным уровнем комфорта, доступным только состоятельным пассажирам, высшему слою общества.
Вторая мировая полностью остановила прогресс и без того достаточно инертного отечественного железнодорожного транспорта. Но, как человек практичный и дальновидный, Юрий Соловьев понимал, что в условиях развития промышленности, экономики, науки, техники и культуры, роста количества и мобильности населения будут расти и спрос на железнодорожные пассажирские перевозки, и требования к их качеству и комфорту. Этот вид передвижения станет услугой, которая должна приносить прибыль, а значит необходима презентабельность продукта. "Дизайн - это то, что заставляет чаще звенеть магазинную кассу", - говорил Раймонд Лоуи. Да и устали люди от тягот и лишения войны. Хотелось нормальной человеческой жизни. Комфорт в конце концов - естественная потребность человека.
И Юрий Соловьев решил, что спроектирует купейный вагон с шикарной отделкой, мягкими вельветовыми раскладными сиденьями. отделкой, мягкими вельветовыми раскладными сиденьями. Каково же было его разочарование, когда замнаркома Зернов озвучил заказ: это должен быть дешевый вагон для транспортировки большого количества людей в минимально комфортных условиях! Если цитировать дословно — «экипаж с деревянными сиденьями». Ничего не оставалось, как принять это условие. Соловьев (с помощью двух ассистентов, товарищей по институту, которые восполнили его пробелы в знаниях по инженерной части) сделал проект быстро, за несколько месяцев. Они работали целыми днями и ночами. И 31 декабря 1945 года модель купе-отсека в натуральную величину была представлена наркому среднего машиностроения Вячеславу Малышеву (кстати, в прошлом — железнодорожнику, машинисту).
Вагон получался в соответствии с заказом недорогим и с хорошей паcсажировместимостью — 54 человека. С изящным, светлым, просторным интерьером, элементами обтекаемой формы и авиационными технологиями. С двухъярусными анатомическими вогнутыми полками (чтобы было удобно сидеть и лежать), поднимающейся верхней (чтобы не снимать постельное белье), третьим ярусом и рундуком внизу для багажа, боковушками, складной лестницей, выдвижным столиком. С зеркалами, увеличивающими пространство. С фурнитурой из алюминиевого сплава с анодированием. Все компоненты структурно и функционально связаны в едином стилистическом решении. По стилю салон представлял собой, как говорят специалисты, геометрический функционализм.
Нарком дал добро. И началось производство этого подвижного состава, ставшего на долгие годы стандартом пассажирского вагоностроения. Потомки «плацкарта от Соловьева», немного модернизированные в заводских конструкторских бюро, по сей день колесят по российским железным дорогам. «Но тот, первый, выглядел более стильным, — говорит директор по развитию ВНИИТЭ Сергей
Моисеев. — Это как со старыми авто — они, конечно, не такие скоростные и удобные, как современные, но все равно что-то в них есть».
Была ли идея Юрия Соловьева оригинальной, эксклюзивной, учитывая его выезд за границу? Или, скажем так, каков процент в его проекте фирменного, авторского? Этими вопросами задавались его современники, особенно, как это часто бывает, недоброжелатели. Есть версия, что в тот период в Германии, в городе Галле на созданном под пристальным надзором Советского Союза вагоностроительном заводе Ammendorf немецкими конструкторами был спроектирован именно такой вагон. Сам термин «плацкарт» — немецкого происхождения (от слова Platz- Karte, что означает дополнительную к проездному билету карточку, позволяющую занимать определенное нумерованное место в определенном вагоне). Сейчас, пожалуй, никто не сможет ответить однозначно на эти вопросы
Дизайн, художественное конструирование, собственно, подразумевают поиск новых путей создания ранее придуманного объекта. Дизайнер ищет, накапливает, координирует и интерпретирует материал, опыт и задумки других, пропускает их идеи через себя. Но именно вкус и видение автора, художника определяют, например, степень сочетаемости элементов, что делает каждый дизайнерский проект уникальным. Это как в высокой моде от-кутюр. Дизайн поезда — это компромисс между удобством пассажира и рентабельностью, свободой планировки и пассажировместимостью. Юрий Соловьев сконструировал удобный, функциональный, экономичный, технологичный, эстетичный, достаточно комфортный, вместительный и конкурентоспособный вагон, сравнимый с лучшими западными образцами.
Он впервые применил интегрирующую природу дизайна, законы эргономики — науки о том, как сделать вещи удобными и практичными. Ответил на актуальные вопросы современности и предугадал тенденции развития отечественного железнодорожного пассажирского транспорта, отражающие социально-экономические особенности нашей страны. Создал продукт, в какой-то степени соответствующий запросам и атмосфере, философии тогдашнего общества — единения и коллективизма. С одной стороны, современный, задав тон железнодорожной пассажирской моде, с другой — вне моды и времени. (Так же как платье от-кутюр, которое, как произведение искусства, надевают не чаще двух-трех раз в жизни, и в то же время это вещь на все времена.) То есть Юрий Соловьев выполнил главою задачу транспортного дизайнера
.
Но, может быть, самое эксклюзивное в том, что он изменил идеологию мирового железнодорожного транспорта, зародил традиции железнодорожного путешествия, ставшие практически частью российской национальной культуры. А философия плацкартного быта, как всякая философия, понятие, «растянутое во времени и пространстве», обрела постоянные формы в ежедневной реальности. Если раньше этот вид передвижения считался прерогативой избранных, во всяком случае, за рубежом, то теперь обрел статус массовости. Миллионы людей в нашей стране получили возможность путешествовать за небольшие деньги и в достойных условиях.
Проехать через всю огромную территорию страны. Увидеть природу, как у И.С. Тургенева, душу России, и, как у Некрасова Н.А. ощутить почти физически приобщение к ней. Почувстовать магию, романтику и поэзию дальней дороги. Общность интересов и судьбы с попутчиками. Вкус совместной трапезы и чая – из стакана с подстаканником. Как чай из самовара – это совсем другой чай, так и с подстаканником, из титана, под стук, колес – это тоже другой чай. Глядя на убегающую картинку пейзажа за окном, позабыть и проблемах. Подумать. Войдя в вагон сообществом индивидов, пассажиры плацкарта выходят на другом конце страны с особым чувством единения соотечественниками и Отечеством. Современный дизайн — это не только «опредмечивание материальных человеческих потребностей», но и «овеществление ценностей духовных». А развитие национальных мотивов — еще одно актуальное направление развития дизайна.
Да, наверное, рядом с «Ласточками» и «Сапсанами» плацкарт выглядит не слишком современно, респектабельно и комфортабельно и уже не так вписывается в социокультурную жизнь общества. Но и сегодня для многих это единственная возможность железнодорожного путешествия и соприкосновения с пространством России и культурным пространством поездов. И ради этой возможности можно простить ему и «коллективный стриптиз на 50 человек», и сотню пяток в проходе. Это философия коллективного духа — редкая в наш век и необходимая для существования нации. И, конечно, это история и самой стальной магистрали, и такого важного для ее жизни элемента, как дизайн. Ибо ценность каждой вещи в нашем предметном мире лежит в двух началах — техническом и эстетическом, практической пользе и красоте. (Нынешние высокоскоростные поезда тому подтверждение.) Впервые железнодорожный вагон стал объектом дизайн-проектирования и одним из первых образцов отечественного официального промышленного дизайна. Плацкарт в России — больше чем плацкарт.
...Муза дальних странствий всегда будет манить человека. Теперь, когда мы погрузились в историю жизненного пути российского плацкарта, давайте прокатимся в нем. Вольемся в ритм поезда. Окунемся в философию и традиции. И в особой дорожной ночной тишине и тонком процессе созерцания мира за окном выпьем чаю. И успокоится сердце, и потекут неспешно мысли. И не станем будить соседей. Пусть спят...
Это была статья Светланы Новаковской, ВНИИТЭ для журнала "Железнодорожник (№ не помню)
Московский музей дизайна
http://moscowdesignmuseum.ru/about/Рекомендую!
IMG-0870.JPG (200.87 КБ) Просмотров: 2342
IMG-0871.JPG (130.7 КБ) Просмотров: 2342
IMG-0873.JPG (234.8 КБ) Просмотров: 2342