leha7729: Шиленков Алексей: Скорее всего в Раменском меняли локомотив.
Действительно, до Раменского линия была электрифицирована к 1935 году, далее до Рязани - только в 1958 году. Но подобных коротких участков на Мосузле было много. ПДС проходили их под паровозами. И были ли электрифицированы все четыре пути? Два дополнительных прокладывались специально для пригородного движения.
Шиленков Алексей: Когда отменили остановки в пригородной зоне - не знаю точно. Думаю, это делалось постепенно. Так, в 1991 году в Голутвине ещё останавливался 601/602 М - Вернадовка и почтово-багажный М - Целиноград (по-моему, 909/910), где был один пассажирский вагон до Рузаевки.
Этот вопрос тоже обсуждался в другой теме. Под границами пригородной зоны я имею в виду станции Петушки, Черусти, Голутвин, Ожерелье, Серпухов, Малоярославец, Можайск, Калинин, Савёлово, Александров, являвшиеся первыми остановками большинства ПДС, а не только шестьсот-весёлых и почтово-багажных, в 70-е - начале 80-х. Были и исключения - некоторые поезда останавливались по Орехово-Зуеву, Обнинскому, Клину и Загорску.
Шиленков Алексей: Я имел в виду только станции восточнее Иркутска. Для них пропуск был нужен по крайней мере до 1953 года. Что касается других направлений, то, возможно, да, там, где до войны были нужны пропуска, после войны их отменили.
Впервые слышу про спецпропуска восточнее Иркутска. Да, были в СССР закрытые территории, особенно обширные на Севере и Дальнем Востоке. Например, Чукотский и Ханты-Мансийский автономные округа полностью входили в пограничную зону, которая в в Европейской части ограничивалась одним административным районом, прилегающим к линии границы, за исключением курортных местностей. Был Дальстрой НКВД, занимавший почти полностью нынешние Хабаровский край и Магаданскую область. Попасть туда вольному советскому гражданину было непросто. Были "закрытые" города, сам факт существования которых являлся государственной тайной. Но были и территории, запретные только для иностранцев - тот же Владивосток, например. Советские граждане ездили туда свободно.
Шиленков Алексей: Я не знал, что в 70-е были поезда через Москву с Севера на Юг/ в Поволжье.
Атлас схем железных дорог СССР 1978 г., таблица основных направлений движения поездов. Есть маршруты Ленинград - Адлер, Баку, Кисловодск, Жданов, Новороссийск, Севастополь через Москву. В более раннем издании попадался и Ленинград - Горький. В фильме "Визит к минотавру" упоминается вымышленный поезд Ереван - Мурманск, которым ночью из Москвы в Ленинград уезжает совершивший убийство преступник, обеспечивая себе алиби (оперативники проверяли только поезда и самолёты Мо - Ле). Замечу, что большинство питерских поездов всё-таки огибали Москву по нынешним "малодеятельным" линиям.
Шиленков Алексей: Раз так, то скоре всего этот транзит отменили к Олимпиаде, а потом восстановили лишь в 90-е.
Именно так. В атласах 80-х транзитных маршрутов нет. Только по БМО и дальним обходам. В расписании Курского вокзала тоже не было. Вновь появились лишь в 90-е. И с каждым годом их всё больше. А линия Лихославль - Ржев - Вязьма - Брянск вымирает...
Шиленков Алексей: Также были отменены электрички Москва - Рязань. А южные поезда (не знаю, правда, все ли) через Курск - Орел шли только до Тулы и там разворачивались. Впрочем, рейсовые автобусы из области в Москву ходили как обычно.
Впервые слышу! Летом 80-го меня вывозили в деревню по Рязанскому направлению. Не помню, чтобы взрослые говорили об отмене. В книжке-расписании эти электрички были, и хорошо помню, как их ругали старшие. По расписанию рязанские шли без остановок от Раменского до Москвы, на самом же деле, по словам родителей, тормозили на перегонах у каждого столба, ес-но, не открывая дверей. Якобы потому, что им мешали другие электрички, останавливавшиеся по всем пунктам. Я не мог понять, как такое может быть, ведь при составлении графика разная скорость поездов учитывается. Но проверить на своём опыте не получилось. За всё лето меня возили в Москву только один раз, незадолго до открытия Игр, туда и обратно на конобеевской электричке. Помню, что остановки в метро объявляли на английском языке. И уж тем более не понимаю, как можно было южные поезда разворачивать по Туле? Абсолютное большинство их пассажиров составляли москвичи. Московским предприятиям и организациям было настоятельно рекомендовано на время Олимпиады отправить в отпуск максимально возможное количество работников. И всем родителям - вывезти детей из города. На чём бы они поехали? Не исключено, что билеты на Юг в тот год были даже бо'льшим дефицитом, чем всегда, несмотря на то, что обратные можно было купить лишь по паспорту с московской пропиской. Как и на самолёты и междугородные автобусы, следующие в Москву. А в электричках документы не проверяли. Моя мама работала на одном из олимпийских объектов, и постоянно моталась к нам в деревню. Покупала билет в пригородной кассе и выходила с вокзала абсолютно свободно.
Шиленков Алексей: А теперь у меня вопрос. Где-то в начале нулевых в расписаниях (или в инструкциях о нумерации) 400-е обозначались как " разового назначения вывозные", а 500-е как "разового назначения пунктирные". Вы не знаете, в чем разница? Пока не разобрался.
Я тоже. Термин "вывозные" применяется к грузовым поездам для уборки и подачи вагонов на отдельные промежуточные станции участка и подъездные пути. Чтобы им называли пассажирские - не слышал. И как это может выглядеть? Подача ВБСов на узловую станцию для прицепки к проходящим поездам?
"Пунктирные" ещё непонятнее. Встречал разные толкования этого термина, копировать сюда воздержусь.
Спасибо за ссылку! Действительно, интересное и подробное исследование на интересующую тему.