Страница 1 из 2

Почему звук 2.0 и 5.1 так поздно пришёл в кино?

СообщениеДобавлено: 30 авг 2020, 00:59
LmV
Как известно, первый опыт по стереофонии (2.0) был ещё в 1880-х годах, но тогда это была лишь экспериментальная трансляция. Тогда же выявилась проблема "провала" в центре, поскольку звук психологически разделялся на два "лево" и "право" чётко, без вариантов, при определённом расположении исполнителей.
В 1940-е в США были опыты с мультфильмами со звуком 3.0 (избежание "провала" в центре экрана), но они были не вполне удачными. В 1950-е были определены основные принципы стереофонической записи, и в 1955-м создан первый стереомагнитофон, а спустя три года - первые стереоэлектрофоны. Одновременно, шло создание панорамного (широкоформатного) кино, в котором звук был 5.0, 5.1, или даже 6.0. Был ещё дополнительный "всплекс" в конце 1960-х-конце 1970-х в виде квадрофонической (4.0) записи, но только для пластинок и магнитофонов. Однако, тема квадрофонии умерла к 1980-м, а звук 5.0-5.1/6.0 касался только широформатных фильмов, которых снимали уже не так много, бо появилось широкоэкранное (анаморфированное) кино. При этом все фильмы на 35-мм были с монозвуком (1.0). Были случаи "переделки" на широкий формат 35мм фильмов, но при этом на 5-ти каналах был один и тот же звук, а 6-й - молчал. Фильмов же на 35мм со стереозвуком - не было. Не было и чисто телефильмов (записанных на видео) со стереозвуком.
Ну ладно, стереозвук на ТВ, уже привычный нам, хотя и реализовать "как два пальца", могли не делать, бо телевизоры того времени не могли принимать стереозвук (хотя радиоприёмники - уже могли). Но что с кино-то? Или проблема чисто в том, что на 35 мм киноплёнку записать стереодорожку -технически не возможно, и единственный способ - ставить в кинобудке магнитофон, синхронизированный с кинопроектором? Кто знает - прошу ответить.

Да, ещё два вопроса. Опрос: какой звук вы бы предпочли?
Вам достаточно 2.0, или нужно 5.1, или даже больше 7.1? Или наоборот - 1.0?
Нужно ли делать в старых фильмах звук 2.0 или 5.1?

Re: Почему звук 2.0 и 5.1 так поздно пришёл в кино?

СообщениеДобавлено: 30 авг 2020, 06:05
Colonel_Abel
Мне вполне хватает сабвуфера и двух сателлитов.

Re: Почему звук 2.0 и 5.1 так поздно пришёл в кино?

СообщениеДобавлено: 30 авг 2020, 16:53
LmV
Colonel_Abel: Мне вполне хватает сабвуфера и двух сателлитов.
Ну т.е. стерео, плюс цифровое выделение низких частот. 2.0 в 2.1 автоматически.
Так с чем это связано (см.выше), как думаете? Ведь, казалось бы, что сложного? Два канала + (при необходимости) добавить сабвуфер с фильтром на низкие частоты, для выделения частот ниже 150 Гц. Ну так не было этого! Почему? Не разместить было две дорожки?

Re: Почему звук 2.0 и 5.1 так поздно пришёл в кино?

СообщениеДобавлено: 30 авг 2020, 21:20
serg
А что такое звук 2.0 и 5.1?

Re: Почему звук 2.0 и 5.1 так поздно пришёл в кино?

СообщениеДобавлено: 31 авг 2020, 19:49
LmV
2.0 - стерео, 5.1 - квадро+центральный канал+сабвуфер, т.е. окружающий звук (система "Долби" работает так).
Про ремастеринг. Считаю, что надо ремастерить "с запасом", т.е. до 5.1.
Суть в чём? Моноканал можно вручную, либо переместить на один из 5-ти, либо - на группу, либо - на все сразу. Только если при диалогах - это просто (просто переключаются правый и левый, а, иногда, и центральный каналы), то при сочетании со сторонними звуками, или при пении - это намного сложнее. Также сложно, если одновременно с диалогом (или пением) подаётся и музыка. Конечно, на "прочих" каналах можно включить подавление речи, но помимо искажения музыки (пол-беды), возникает, что самое неприятное, и её "скакание". А хуже, если "скакание" касается фоновых звуков (которые, в большинстве случаев, должны идти в тыловые каналы, либо чотко - в правый или левый).
Ну ладно, это про трудности...
А как считаете: почему не получилось в кино? Тем более, что моноканал в большом помещении
может вызвать довольно неприятный эффект "хорус", т.е. "размножения" звука, причём, не по типу реверберации, а полностью.
Так что мешало? На 35 мм плёнке банально не разместить две дорожки? Или было влом менять оборудование кинотеатров? Но что мешало снимать на видео со стереозвуком? Тогда "Знатоки" (по крайней мере - часть серий), "Ирония судьбы", "Мушкетёры", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона"(для Гостелерадио сняты), "Жестокий романс" (при съёмках использовалась система телекино),Раду, дошли бы до нас с оригинальным стереозвуком.

Re: Почему звук 2.0 и 5.1 так поздно пришёл в кино?

СообщениеДобавлено: 01 сен 2020, 06:18
serg
Мне бы Ваши проблемы... Никогда не задумывался над этим и жил спокойно - на мою жизнь это никоим образом не влияло.

Re: Почему звук 2.0 и 5.1 так поздно пришёл в кино?

СообщениеДобавлено: 01 сен 2020, 07:05
v_gildenberg
Миша, ищите себе лучше в этом случае другой форум. Или читайте в библиотеках специализированную литературу , журналы. Искусство звукорежиссёра, саунд-мастера (и др.) бесценно, но это удел немногих , и я думаю порассуждать по этой теме предметно с любителями и специалистами здесь Вам не светит . :*TIRED*:

Re: Почему звук 2.0 и 5.1 так поздно пришёл в кино?

СообщениеДобавлено: 02 сен 2020, 23:15
serg
Замечу ещё, что недавно вместе со мной коллега в машине ехал и он заметил, что у меня в машине неправильно баланс звука выведен и басы не настроены. Я ездил, езду и никаких проблем у меня с этим нет - новости Серебряного Дождя и Эха Москвы послушать, там Музыка чуть слышным фоном идёт.
И ещё, ради интереса, сейчас Соловьева по утрам слушаю- как он объяснит то или иное событие...

Re: Почему звук 2.0 и 5.1 так поздно пришёл в кино?

СообщениеДобавлено: 05 сен 2020, 19:58
LmV
Думаю, проблемы возникли потому, что 2.0 (2.1) звук был не совместим с 1.0 по оптической фонограмме, т.е наоборот. Ну вы поняли. Если нет, то поясняю. ИМХО, если бы разделили звуковую дорожку плёнки на две, то возникла бы трудность: обычные (1.0) проекторы не смогли бы правильно воспроизвести звук, а, напротив, 2.0 проекторы - не смогли бы читать монофонограмму (конечно, последние можно было оборудовать переключателем, но что делать с монопроекторами, тем более - в условиях плановой экономики СССР?). Но непонятно, реально, с телевидением. Ведь могли же 2.0 (стерео) выдавать, и хотя бы для телевизионных фильмокопий делать стереозвук. Хотя, учитывая, что в позднем СССР ч/б телевизоры умудрялись выдавать на унифицированных блоках цветных ( и ни кому в голову не приходило: 15 лет расстрела за такое вредительство), то о чём говорить?
serg: новости Серебряного Дождя и Эха Москвы послушать,
А-а-а-а! :*WALL*:

Re: Почему звук 2.0 и 5.1 так поздно пришёл в кино?

СообщениеДобавлено: 06 сен 2020, 18:45
Slon
LmV:
2.0 - стерео, 5.1 - квадро+центральный канал+сабвуфер, т.е. окружающий звук (система "Долби" работает так).

Ну т.е. стерео, плюс цифровое выделение низких частот. 2.0 в 2.1 автоматически.
Ты офигел или помоек бездумно начитался? :=-O: физику в школе прогулял напрочь?
Миша, ёпрст, ты сам изрёк, что не надо лезть в то, что не понимаешь. И снова влез, причём вляпался.
Вот это совершенно не так. Иди учи матчасть, если хочешь рассуждать. Стыдоба для взрослого - вроде как, культурного человека ::'(:


v_gildenberg:
Миша, ищите себе лучше в этом случае другой форум. Или читайте в библиотеках специализированную литературу , журналы. Искусство звукорежиссёра, саунд-мастера (и др.) бесценно, но это удел немногих , и я думаю порассуждать по этой теме предметно с любителями и специалистами здесь Вам не светит . :*TIRED*:
Ну, я бы сказал, что минимум 2 человека здесь могли бы об этом говорить. Но с кем?
С Мишей, который просто, как выясняется, не знает - о чём говорит? Так ему для начала мастер-класс нужен, для начала-то. Впрочем, в Инете при желании он может найти ответы на большинство своих вопросов - копает он неглубоко...

Colonel_Abel:
Мне вполне хватает сабвуфера и двух сателлитов.
Это тема ёмкая. Трифоник в вашем варианте тянет на себя многое, и если сателлиты, то у вас на частоте среза вероятна ступенька, которую можно услышать. Конечно, если претендовать хоть на какой-то хай-фай... в музыке саб вообще не очень полезен, лучше опуститься по низам у основной акустики, но, кстати, саб, если нужно буханье в музыке, даже так эффективнее: у полочников низа-то больше, чем у сателлитов. Ну и, кстати, в большинстве музыки может и не быть тех частот, которые отрабатывает саб.
Разумеется, если вы не озвучиваете залы и стадионы :;-):
И ещё - хороший трифоник по деньгам сопоставим с обычным набором акустики... можно попробовать с трифоником выиграть место, но если места нет, то из-за бесконечных отражений и стоячих волн можно получить кашу вместо звука.

Re: Почему звук 2.0 и 5.1 так поздно пришёл в кино?

СообщениеДобавлено: 06 сен 2020, 22:55
serg
LmV - респект и уважуха: вернул Слона на форум, который не смог промолчать.

Re: Почему звук 2.0 и 5.1 так поздно пришёл в кино?

СообщениеДобавлено: 07 сен 2020, 19:06
LmV
Кто знает: когда на телевидении (у нас) звук стал стерео? Изначально. И, кстати, видеомагнитофоны 1980-х - стереозвук поддерживали? Это к вопросу о возможностях аппаратуры.

serg: LmV - респект и уважуха: вернул Слона на форум, который не смог промолчать.
Я то чего? Разве я виноват, что у него комп - вместо мобильного бубзика? :m/:

Re: Почему звук 2.0 и 5.1 так поздно пришёл в кино?

СообщениеДобавлено: 08 сен 2020, 01:57
Slon
LmV:
Кто знает: когда на телевидении (у нас) звук стал стерео? Изначально. И, кстати, видеомагнитофоны 1980-х - стереозвук поддерживали? Это к вопросу о возможностях аппаратуры.
Это немного к другому вопросу.
Миша, нельзя быть таким беспомощным или ленивым! Информации - море, не задавай ламерские вопросы, а научись искать хотя бы основы основ! Про яндекс слышал? ::-D: Начинай:
http://www.radioway.ru/2004/04/stereofo ... iment.html
https://stereo.ru/before/whatiswhat.php ... d=248.html
И вообще - проштудируй последний сайт, там по адресу https://stereo.ru/magazine/history лежит много выпусков журнала прошлых лет. Займись делом. Изучи. Много твоих вопросов отпадёт и узнаешь, судя по всему, много нового.
Я то чего? Разве я виноват, что у него комп - вместо мобильного бубзика? :m/:
У тебя чердак точно на месте? Ещё не в пути? ::-(:

Re: Почему звук 2.0 и 5.1 так поздно пришёл в кино?

СообщениеДобавлено: 08 сен 2020, 22:26
chuhchuh
Еще больше жаль, что хороший звук закончился в 90х. Остался ширпотреб огрубляющий.

Re: Почему звук 2.0 и 5.1 так поздно пришёл в кино?

СообщениеДобавлено: 11 дек 2020, 19:52
LmV
Порылся в теме. В общем, на 35-мм киноплёнке помещается 4 звуковых дорожки. Уже у нас делали так, ажно в 1950-х (но не массово). Дорожки: центр, правый, левый, тыловой. Тот же фильм "Илья Муромец". И эти 4.0 элементарно перевести в 5.1 сейчас.
Причём, те же 4.0 были и в 1970-х в забугорном кино (те же "Звёздные войны").
Почему же у нас, внезапно, лепили 1.0 аж до конца 1990-х? Если только из-за дурацкой экономии, и невозможности модернизации. ::-!: