Согласно данным ВЦИОМ, самые злостные безбилетники – мужчины 40–45 лет, то есть одна из самых трудоспособных категорий населения.
О секретах русского менталитета и прошедшей летней пригородной пассажирской кампании рассказал генеральный директор ОАО «СПК» Дмитрий Логинов.
– Дмитрий Вячеславович, в чём заключаются особенности прошедшей летней пассажирской кампании? – ОАО «Свердловская пригородная компания» начала работать на полигоне Южно-Уральской железной дороги сравнительно недавно – с начала этого года. Однако мы постоянно отмечаем положительную динамику роста пассажиропотока. Это связано, прежде всего, со снижением тарифов в июне 2011 года, а также введением новых видов скидок. Так, по инициативе ОАО «СПК», в дополнение к льготным абонементным билетам для пенсионеров-садоводов введена скидка «Дачник», позволяющая всем садоводам ездить на свои участки со скидкой 50% на обратный путь. Вначале скидка «Дачник» была введена только в Свердловской области, но, учитывая её большую популярность среди садоводов, было принято решение о запуске подобной скидки и в Челябинской области. Результатом мы очень довольны. К примеру, рост продаж билетов по маршруту «туда–обратно» составил свыше 25%.
– Какие новшества в сфере пригородного обслуживания появились в этом году? – Собственная инновационная разработка ОАО «СПК» – автоматизированная система управления пригородной пассажирской компанией (АСУ ППК). Это единственная в России комплексная учетно-аналитическая система в пригородном сообщении. Она соответствует концепции управления комплексным качеством, ставшей основой для системы стандартов ISO 9000. Система позволяет анализировать пассажиропотоки по географическому и временному критериям. На основании этого возможна дальнейшая оптимизация графиков движения поездов и тарифов на перевозки в пригородном сообщении. На полигоне Свердловской железной дороги она успешно действует уже более двух лет, а в этом году её внедрили на Южно-Уральской железной дороге.
Также система облегчает процесс покупки билетов. Ещё в ней есть функция, которая пользуется особым спросом у работников Свердловской железной дороги и, мы уверены, вызовет живой интерес работников Южно-Уральской магистрали. Речь идёт о транспортных картах СПК. Это карта, на которую записаны все пригородные формы железнодорожника. Она перезаписывается раз в год и позволяет в упрощённом режиме без заполнения талонов оформлять проездные документы, в том числе в терминалах самообслуживания, которые установлены на станциях и крупных предприятиях ОАО «РЖД». Картами обеспечены все работники, иждивенцы и пенсионеры Свердловской магистрали. Таким образом, в режиме самообслуживания оформляется около 70% всех билетов. В настоящее время идёт согласование договора и с Южно-Уральской железной дорогой. Надеюсь, уже в этом году наши коллеги воспользуются этой удобной инновационной услугой.
– Если говорить о проблемах в сфере пригородных перевозок, то какие из них можно назвать самыми насущными? – Помимо традиционных вопросов, связанных с безбилетным проездом и вандализмом на транспорте, можно отметить ещё один: контроль за кондукторами. Их честность – это, прежде всего, имидж компании. Поэтому в СПК ведётся жёсткая борьба с недобросовестными кондукторами, работающими на свой карман.
А вообще наша главная задача – вернуть пассажиров на железнодорожный пригородный транспорт. Прежде всего тех, кто пользовался электричками много лет, но в результате роста тарифов от них отказался. Именно поэтому мы выступаем за оптимизацию тарифов, вводим систему скидок. Полученный результат показывает, что мы на верном пути.
– Наблюдался ли спад безбилетников этим летом? – Что касается так называемых «зайцев», то тут позицию всех железнодорожников лучше всего обозначил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Вот что он пишет в своём Живом Журнале: «Зайцы» наносят железной дороге колоссальный ущерб. Действенных средств борьбы с этим явлением, ставшим, к сожалению, массовым, на законодательном уровне пока нет. Что самое печальное, неоплата проезда в электричке воспринимается в обществе сверхтолерантно, что показали результаты всероссийского опроса ВЦИОМ на тему безбилетного проезда. Главный вывод: Россия – страна «зайцев».
Почти две трети опрошенных считают, что в электричке проезд можно не оплачивать. В то же время электричка входит в тройку самых востребованных видов транспорта. Портрет нарушителя нарисовать несложно. Самые злостные безбилетники – мужчины 40–45 лет, то есть одна из самых трудоспособных категорий населения. Удивительно, но эти люди мотивируют безбилетный проезд отсутствием денег. Третья часть респондентов относится к безбилетникам с пониманием, примерно столько же – с безразличием. При этом они не видят или не хотят видеть связи между стабильностью оплаты за проезд и качеством парка общественного транспорта, хотя эта связь очевидна. Для справки: безбилетный проезд на электричках ежегодно лишает бюджет компаний-перевозчиков четырёх миллиардов рублей. На эти деньги можно увеличить парк на 50 электропоездов при средней стоимости каждой электрички от 80 млн рублей. Честно говоря, результаты соцопроса просто шокируют, но статистика – вещь упрямая. Она даёт нам вполне адекватный, хотя в данном случае и неприглядный, портрет нашего общества. Эта проблема недавно обсуждалась на слушаниях в Общественной палате, где пытались найти ответ на вопрос: как заставить «зайцев» вести себя по-человечески?
– И каков же выход из этой парадоксальной ситуации? – Предложения были следующие: десятикратно увеличить штраф за безбилетный проезд, передать полномочия по отлову «зайцев» транспортной милиции, вывести это нарушение из зоны административной ответственности в гражданско-правовую. Ясно одно: если взывать к порядочности бесполезно, надо ужесточать наказание.
Только в пригородных поездах ЮУЖД за восемь месяцев этого года выявлено более 17 тыс. безбилетных пассажиров, а с безбилетников взыскано более 1,5 млн рублей компенсационных сборов.
В целях профилактики безбилетного проезда ОАО «СПК» организует перронный контроль возле каждого вагона пригородного поезда, отправляющегося с путей, не оборудованных турникетной системой. Также перронный контроль работает на станциях с наибольшим количеством пассажиров: в Челябинске, Кургане, Оренбурге, Еманжелинске и Карталах.
Призыв, №38, 2011,
http://zdr.gudok.ru/pub/22/171026/