Обсуждение пригородного пассажирского сообщения. Новости, рассуждения, мысли, жалобы на электрички.
#581943 krechet 15 янв 2020, 13:04
Exval: А где предполагается запустить городские электрички, в каких городах?
Более-менее прописанные в градостроительных документах планы есть у нескольких городов (Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск и др.). Понятно, что "планы, не подкреплённые финансами, являются мечтами", но как минимум у Новосибирска и Екатеринбурга эти планы пересекаются с инвестиционной программой РЖД на 2019 - 2025 годы (20,5 млрд. рублей на оба города).
Exval: И почему бы не сделать ставку на трамваи, как более перспективный вид подвижного состава, по сравнению с электропоездами?
Вопрос сложный и многогранный. Как минимум, само РЖД пока не стремится уходить из городских перевозок. Та же их инвестиционная программа (понятно, что это всё пока очень приблизительно) содержит пункты о развитии железнодорожного сообщения в агломерациях городов. Ну и подвижной состав для ППК РЖД по-прежнему покупает значительной частью за свой счёт (либо 50 на 50 с регионом, а иногда и полностью). Хотя казалось бы у них нет никакого стимула это делать, все обязательства по обновлению ПС для ППК с РЖД сняли ещё 2013-м году ЕМНИП.
Возможно, поддерживая пригородные перевозки, они выбивают себе какие-либо косвенные льготы и/или субсидии. Для меня самого это не понятно.

Что касается трамвая. С одной стороны у него есть явные плюсы. Это, во-первых, возможность выбора трассировки, во-вторых, возможность практически безграничного сокращения интервалов, в-третьих, его гораздо проще вписать в городскую среду.
Но есть и недостатки.
В первую очередь это дорого. По нынешним ценам трамвайная линия в городской застройке - это 1 - 2 млрд. рублей/км. Одно это делает планы по замене электрички на трамвай просто нереализуемыми по крайней мере при нынешних бюджетах.

Во-вторых, необходимость выделять для него новый коридор неизбежно чревата большими юридическими и политическими сложностями. "Пермский вариант" (прокладка трамвайной линии вместо ЖД) очень мало где возможен (нет в городах ЖД путей. от которых РЖД так бы легко отказалась). Поэтому только новый отдельный коридор под него. А это сложно. NIMBY у наших людей очень силён, а прокладка трассы через городские леса сейчас вообще практически невозможна, ибо воспринимается большинством крайне негативно и неизбежна сопровождается мощнейшими протестами.

Ну и в третьих, всё же скорость у электрички существенно выше. Около 35 - 40 км/ч (при ряде технических и организационных мер теоретически можно довести до 50 км/ч). Для трамвая, даже скоростного и изолированного - 30 км/ч потолок. При связи с удалёнными на 30 - 50 км от центра районами это будет весьма существенной разницей.

Я, кстати, более реалистичной альтернативной электрички считаю не трамвай (ЛРТ), а скоростной автобус (БРТ). В отличие от трамвая его проще и гораздо дешевле проложить по существующим "вылетным" магистралям. При этом на "последней миле" его можно вообще пускать по жилым и деловым кварталам по улицам в общем потоке, это позволит развозить пассажиров почти до двери и избегать лишних пересадок. А некоторые задержки из-за светофоров и заторов на "последней миле" не критичны.

Тем не менее рельсовый транспорт всё же имеет ряд преимуществ (более стабильный и устойчивый к непогоде, в конце концов потенциально более комфортный и привлекательный для пассажиров), чтобы было оправдано от него отказываться. По крайней мере там. где пути для него и частично пассажирская инфраструктура уже есть.
#582057 krechet 16 янв 2020, 09:34
В продолжение.

Как один из вариантов альтернативы "традиционной" электричке можно было бы рассмотреть систему tram-train (трамваеподобный ПС, который по центру города движется по трамвайным путям, а в пригороды - по железнодорожной инфраструктуре). Но, к сожалению, в текущей реальности это уж точно ненаучная фантастика.

РЖД и Минтранс на полном серьёзе пишут отписки о технической невозможности пониженного уровня пола в электропоездах и платформ 550 мм, хотя и то, и другое на сети РЖД уже есть... Допустить же туда трамваеподобный подвижной состав - это вообще полное противоречие со всеми нормативами и мало у кого уложится в мозгах....

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12