Дата поездки – 11.09.2015, Петербург – Москва, вагон №1 (мягкий 1А).
В составе поезда два вагона класса «мягкий» - №1 и №2. Вагон №2 чуть попроще: здесь шесть купе, каждое с индивидуальным санузлом (душ, умывальник и туалет). В вагоне №1 «нумеров» всего четыре, и в нерабочем конце вагона есть небольшой салон-бар. Именно в первом вагоне мне и предстоит совершить ночную девятичасовую поездку. Предлагаю аудитории небольшую экскурсию по вагону класса 1А – высшему классу обслуживания, предлагаемому в регулярных сообщениях ФПК/РЖД. Есть, конечно, вагоны-салоны – но в них билетов не продают, и в схемы регулярных поездов они не входят.
Итак, приветствуем симпатичную проводницу первого вагона банальным «Добрый вечер» , демонстрируем документ, удостоверяющий личность и проходим внутрь. Тамбур ничем особенным не отличается – ну ТВЗ и ТВЗ, как будто зашел в обычный купейный. Но стоит пройти дальше в малый коридор, как обычный купейный испаряется, и начинается тот самый «вип»
Привычного титана напротив служебки проводников здесь, естественно, нет. Поскольку «по статусу не положено». У проводника, равно как и в баре в другом конце вагона, есть кулер и чайник – так что без кипяточку пассажиры не останутся, если уж несмотря на все "услуги" захочется заварить любимый "Липтон"
. Вместо титана рядом с котельным отделением устроено хозяйственное помещение. Хотя огромных запасов постельного белья а-ля плацкарт «России» в этом вагоне нет, но зато есть серьезный арсенал инвентаря и средств для чистки и уборки вагона – моющий пылесос, средства для чистки мягкой мебели, дерева, сантехники и.т.п. Весь этот арсенал и хранится в кладовке на месте титана. Напротив, как и в обычном вагоне, рабочее купе проводника. Подоконник отделан натуральным шпоном ореха, равно как и входная дверь в большой коридор. Красиво
В большом коридоре видим четыре входных двери в купе. Двери распашные, со скрытыми петлями и оборудованы электромеханическими замками. Во время посадки пассажиров двери открыты и фиксированы в этом положении магнитом на стене. Карточки доступа (две штуки – по числу мест) уже лежат на столе в купе.
Войдя внутрь и закрыв входную дверь, попасть в купе без карточки уже не получится. Поэтому одну из карточек сразу же кладем в карман.
Общий вид купе.
В отличие от соседнего вагона на 12 мест, оно здесь
реально очень просторное. И даже скошенная стена со стороны санузла не портит этого впечатления. Справа – гардероб с антресолями для багажа, в него же встроен сейф и аудиосистема, в нем же хранится лестница для подьема на верхнюю полку.
Поскольку ехал один, то не раскладывал и не тестировал. Чтобы открыть дверцы гардероба, нужно нажать на ручки-кнопочки – тогда они выдвигаются из пазов, превращаясь в ручки. После закрытия ручки снова можно утопить в дверце нажатием. Далее дверь в ванную комнату, кресло для пассажира верхней полки и телевизор.
Стол больше обычного купейного, и выполнен более солидно – из МДФ с отделкой шпоном.
К посадке стол сервируется – два комплекта столовых приборов, два стакана, две бутылки минералки и тарелка с фруктами. Почти сразу после посадки ко мне постучался официант, поинтересовался, какие напитки я предпочитаю (выбор был из коньяка, водки, красного сухого вина и сока), что я буду на завтрак и во сколько мне его принести. На завтрак предлагались омлет с сыром, каша и блины с красной рыбой на выбор. Ввиду того что в моем распоряжении были 2 места, можно было заказать два разных блюда либо две порции одного. Решив взять овсянку к заказанному еще при покупке билета омлету с сыром, я уладил свои дела с официантом, вскоре получил заказанные две бутылочки красного сухаря (фото 18+):
Продолжаем осваиваться в купе. Слева от входа – весьма удобный диван-трансформер:
над ним расположена верхняя полка для второго пассажира. Полка широкая, сантиметров 90, и в нерабочем состоянии поднята и утоплена в нишу. Над спинкой дивана располагаются два закрывающихся шкафчика для разных мелочей, здесь же открытая полка для пульта управления аудио-видеосистемой и дисков с фильмами (предлагаемый репертуар рассматривать не стал). Завершают эту панель светильники для чтения на каждом из концов дивана – конструкция, знакомая многим по вагонам-трансформерам. Здесь все в общем-то аналогично, только применены более дорогие материалы для отделки.
На окнах, помимо привычных штор, располагаются деревянные жалюзи. Смотрится красиво, солидно, но смотреть в окно мешает. Не для поездовщиков
. Поднял их еще до отправления и не стал закрывать, пока не лег спать. Что касается микроклимата, то каждое купе оборудовано своей сплит-системой, спрятанной над входной дверью купе. Долой теток-закупорщиц, которым дует – можно самому настроиться на ту температуру, которая тебе нужна, вооружившись пультом.
Единственная ложка дегтя – сплит-система, как и обычные УКВ-ПВ, работоспособна лишь при движении вагона, когда работает генератор. На стоянках работают вентиляторы, по одному на купе и на санузел, включаются и выключаются тумблерами из купе.
Прихватив карточку-ключ, заглянем в бар в конце вагона. Если лениво идти через половину состава до вагона-ресторана, то посидеть с бокалом коньяка или чашкой кофе можно и здесь, не покидая своего вагона. За столиком или за барной стойкой.
Правда, за ассортимент бара придется уже платить – в стоимость билета это не входит. Спросить, нельзя ли выпить принесенное официантом вино в баре, а не у себя в купе, я то ли не подумал, то ли постеснялся…
Итак, на часах 23.32, «Стрела» еще только-только начала посадку, соседний «Гранд» готовится к отправлению, а у нас перрон уже поплыл. Провожаем огни Северной Пальмиры, и теперь самое время как следует освежиться перед сном. Никаких проблем – у нас есть полноценная ванная комната:
с душевой кабиной (а не шторочкой, как в 12-местке):
Напротив – умывальный стол.
Смеситель сенсорный, температура воды регулируется пассажиром по своему усмотрению. Над умывальником – шкаф с зеркалом (в шкафу лежит фен) и розетка для электробритвы. В ванной для особо теплолюбивых имеется подогрев пола, который включается видимо перед посадкой по умолчанию. Мы не теплолюбивые - вырубил
Два комплекта полотенец разложены на вешалке, банный халат в упаковке – в гардеробе.
Халат оказался чуть тесноват
, но пользоваться можно вполне. Сангигнабор прилагается (шампунь и гель для душа весьма недурственного качества, одноразовый станок и крем для бритья, остальное стандартно – зубная паста/щетка, расческа, рожок для обуви, влажные салфетки и.т.п.). Честно признаюсь, что хороший полноценный душ после весьма активного дня в Питере доставил радости едва ли не больше, чем все остальные фишки этого вагона вместе взятые
.
После банных процедур можно немного посидеть в купе, выпив винца
. Первая техстоянка в Торфяном – пропустили вперед пролетевшую мимо без снижения скорости «Смену» и сразу же двинулись дальше (а я думал, что пропустим заодно и «номер первый», хм...) Пора ложиться спать, проведя необходимую подготовку купе. Нажав на кнопку сбоку столика, отводим его в сторону кресла:
Затем, взявшись за ручку на спинке дивана, опускаем спинку вниз – и превращаем диван в уже застеленную полутораспальную кровать:
Подлокотники также можно снимать, если они мешают. Спокойной ночи!
Проснулся где-то за час до прибытия. Успел спокойно умыться-побриться, ровно в восемь, как и было оговорено, принесли завтрак:
В стоимость билета входит все, что на фото, кроме чашки кофе – за нее 80 р платится непосредственно проводнику.
Еще одна весьма приятная услуга, входящая в стоимость билета – это услуга такси. По Москве в пределах МКАД бесплатно, если нужно дальше (например, в аэропорт) – то уже приходится платить. Какие условия по Питеру (где там проходит граница бесплатно/платно), увы, сказать не могу. Для заказа нужно вечером, перед отправлением, заполнить бланк, лежащий на столике в купе, и передать его проводнику. По прибытию водитель встречает у вагона. Я воспользовался такси для трансфера Ленинградский – Павелецкий, поскольку далее мой путь лежал в Домодедово, но самолет был под вечер.
В заключение отмечу пару недостатков, конечно же сугубо ИМХО.
Первое – как показалось, недостаточно «цивильных» мест для размещения багажа. В шкаф на антресоли влезет разве что пара сумок ниже среднего размера или один средний чемодан. Если ехать с огроменными чемоданами, что у нас прямо скажем не редкость, то их придется бросать прямо посреди купе, или же опускать вторую полку и размещать там. Второе – диван –кровать достаточно увесистый и тяжелый при раскладке. Мужчины наверняка справятся без проблем, а вот дамам (к которым относятся и проводницы) будет тяжеловато.
Оценка: 10 из 10. Долго раздумывал, но пожалуй все же скажу - оно того стоит. Особенно если ехать вдвоем и сравнивать с покупкой двух мест в СВ. И есть заметная разница с шестикупейным вагоном - в частности, по размеру купе и оборудованию санузла. Поскольку конкретно в "тройке" разница в цене между вагонами 1 и 2 незначительна, то всем, кто надумает проехаться в "мягком", рекомендую вагон №1. Грустно, что "восьмиместки" исчезли со всех внутренних маршрутов, кроме Москва - Петербург.