Итак, отзыв о поезде Москва - Рига.
Спойлер: ни о чем, но с прибалтийском шармом.
Поездка была осуществлена по маршруту Москва - Новосокольники 20 - 21 июля в вагоне #5 008-16049. Штабной . Схема поезда 11 вагонов : 1 общий , 2 плацкарта , 4 купе (3 ТВЗ вагона длиннобазных 25,5 м, 1 вагон всеми любимый постройки ГДР после КРМ) , 1 ресторан , 3 вагона СВ . Населенность 98%. Обратите внимание на схему - мы скоро к этому придём.
Задача которая ставилась посмотреть на подготовку вагонов в рейс, оценить обслуживание поездной бригады по эмоциональной и рациональной составляющей . Итак!
Наружное состояние вагонов - без замечаний. Я специально посмотрел на Рижском вокзале на кузова СВ те, которые по прибытию приходят с головы в Москву: есть ли там следы от тепловозных выбросов!? Мои опасения были напрасны- следов таких не было. Возможно , в Москве проводится ручная дозамывка, а возможно что и тепловозы были в надлежащем техническом состоянии. Весь состав в фирменной расцветке . Внешний вид проводников - строгая и опрятная форма, минимум украшений и неброский макияж. Бригады как мужчины лет 35-55, так и леди старше 35 до 55. Все подтянуты и ухожены. На посадке не совершают никаких действий способных вызвать отрицательные эмоции-здороваются, представляются , руки -по-швам . Внешний вид вагонов - ухожен. Видно что следят . Если у нас тамбурные откидные площадки все окислены и зачуханы- то латыши видимо методично их отмывают с помощью кислот, а переходные площадки освежают при помощи краски. О вагоне сказать нечего - длиннобазная тверь, штабной вагон. Это моя любимая модель. Однако есть важное отличие - ровно 9 купе, без купе для маломобильных пассажиров . Хотя купе (радиорубка) для начальника поезда оборудовано. Проводники занимают только первое купе , второе уже идёт в продажу . В туалетах расходные материалы все в наличии . Я посмотрел на откидные ящики для мусора - даже рояльные петли они смазывают. Хотя что - даже!? Это прямая обязанность всех причастных лиц. Сгнивших , оторванных петель в других вагонов тоже не выявлено. В целом по внутреннему оборудованию видно сразу - следят и проверяют . Понравилась - цветовая гамма внутреннего интерьера : светло-ореховых оттенков стены без этих дурацких штор. Стильно , минималистично и по-скандинавски! На полу лежит ковер коридорный, хотя в купе ничего не лежит на полу. Розетки и индивидуальное освещение - все присутствовало . На посадке за 5 минут до отправления был включён кондиционер , видимо в вагоне были установлены хорошие гелевые батареи и неизбежная духота прекратилась. Поезд отправился. Я ехал до станции Новосокольники. В купе на столике лежали буклеты латвийских дорог, было печенье и вода. Лежало меню вагона -ресторана . Континент практически полностью ехал до Латвии. После отправления интересно было наблюдать за поведением проводника , дамы лет 50. Энергично заходя в каждое купе она предлагала заполнить какие -то бумаги для пограничников. Что это такое - я честно не понял, но мои попутчики по купе быстро все заполнили . Затем были какие-то списки для пассажиров , тоже пересекающих границу. Никакого представления вагона , рассказа о вагоне, поездной бригаде и услугах не предполагалось. Очевидно пассажиры все были часто ездящие и прекрасно знали откуда и что берётся . Хотя мой сосед внезапно озаботился о моем постельном белье и подушке, а убедившись в том, что все находится в спальном месте - успокоился. Далее суета улеглась . Я захотел есть , и решил направиться в вагон - ресторан. Но не тут то было! В ресторане был аншлаг и бедные официантки только и успевали бегать между столиками. Забегая вперёд - скажу что принять пищу удалось с третьего захода! К чести проводника - она заботливо сказала о данной проблеме заранее, но я лично сам не ожидал. Из плюсов мне понравилось - кулер вместо кипятильника , но не понравилось того что нет электрического чайника! Все таки кулер с водой - это не кипяток. Советую обратить на это внимание . Удивило практически полное отсутствие сервисных услуг - как реализация сувениров , товаров в дорогу , к чаю и к кофе. С другой стороны , это ли не мечта проводника: работа ц!? Работа проводника это прежде всего безопасность движения , но я латвийскому экспрессу рекомендовал бы в штат включить проводника , который занимался сам реализацией сервисных услуг и прочего. Можно выбрать хорошую приятную леди или молодого человека , который за определённую доплату к окладу проводил бы некую презентацию. На мой взгляд. Второй момент - я не думаю, что совместный обед членов поездной бригады хоть пусть и после всех мероприятий уместен в штабном вагоне поезда который едет всего 16-17 часов. Хотя на Красной стреле и на гранде проводникам вообще запрещают употреблять пищу на рабочем месте - и это вполне справедливо , но для ЛЭ думаю можно рассмотреть вариант обеда /ужина в вагоне - ресторане для поездной бригады. Отмечу что проводники СВ носились туда-сюда отдавая и принимая заказы, наш вагон купе , к сожалению , не обладал такой опцией. Работали телевизоры и шло какое -то кино. Не смог найти расписание трансляции , ибо показанный фильм меня несколько смутил по сюжету. Не уверен что данная тематика фильма уместна в общественном месте. Фильм был на русском языке. Далее был Волоколамск . Поезд традиционно подъехал под высокую платформу . Отмечу что проводники отдыхающих смен в гражданской одежде курили строго в стороне от пассажиров. Удивила посадка по Волоколамску в СВ. Хотя - чем Волоколамск хуже, может им ближе было добираться сюда!? Думал на предмет состояние путей после Волоколамска ибо частенько после мосузла (вербилки) - поезд просто колбасит на путях. Но состояние путей просто великолепное - ни дать, ни взять ГХ окт ж.д. Скорость была до 100-120. Вечером образовался туман и я с грустью вспомнил про крушение Нелидово. Очевидно данная особенность погоды тут не редкость. Да и движение грузовых было достаточно плотным . Постельное белье кстати не понравилось - как и матрац, показался слишком жёстким. Хотя я могу придираться. Но фпк - матрацы (новые чёрные) гораздо лучше. А белье было ...как пересушенным, подушка маловата. Так мне показалось .
Заботливая проводница сварила вкусный кофе и принесла мне. За кофе отдельный плюс. Отмечу что следов окурков и бычков замечено на переходных не было- проводники не ныкаются около котельного отделения . Хотя кожуха котельного отделения думаю надо закрывать на ключ. Хотелось бы проверить и посмотреть на работу пограничников - но я ехал до Новосокольников. В итоге - что имеем!?
Имеем вполне адекватную поездную бригаду , которую можно дополнительно настроить по части работы с уклоном в клиентоориентированность. Думаю можно вводить питание в поезде. Отсутсвие товаров - из Латвии мне кажется неправильным . Понятное дело, где товар - там и план , но вариант решения я озвучил . Похоже пассажирским поездом особенно никто не занимается и текущее положение дел латышей вполне устраивает . По крайней мере я ездя на поездах Москва - Хельсинки, да и в Таллинн замечу что мы в плане сервиса уже тут обошли рижан. Впрочем , это мое частное мнение. Другое дело , что рижане так вылизывают состав (вагоны) , о чем наши пока лишь мечтают . Но латвийский экспресс это пока лишь красивая оболочка с безликостью внутри. Хотя можно сделать по другому. А в Новосокольниках я пересел на поезд до Петербурга 52 (минские вагоны) ... ну держись, белка !