В этом разделе Вы можете задать свои вопросы по пассажирским перевозкам. Сотрудники нашего агентства и знающие люди, по возможности постараются на них ответить. Пожалуйста, перед тем как задать свой вопрос просмотрите раздел «Ответы на вопросы».
#336093 Wowan 30 окт 2015, 20:10
I. Первый этап.
Трансформация курьерских поездов в фирменные.


С 1931 года:
    «Красная стрела». Первый рейс — 10 июня 1931 года. Изначально вагоны были тёмно-синими, в цвет дореволионных вагонов I класса — первый состав был из 20-метровых вагонов царской постройки. Затем добавляли советские 20,2-метровые вагоны, которые с начала 1930-х начал строить Ленинградский завод имени Егорова. Фото 1933 и 1937 годов. После ремонта в конце 1940-х надписи были русскоязычными. Фото 1952 года. С 1953 или 1954 года поезд составлен из цельнометаллических вагонов (ЦМВ). В 1961 году синие ЦМВ перекрашены в красную ливрею. В 1979 году состав полностью обновлён: СВ — «шоколадные» с кондиционером, купе — «белые» без кондиционера. В 1987–1988 годах — новое обновление, теперь уже все вагоны с «шоколадным» интерьером, а снаружи исчезла надпись «Экспресс». В 2005–2006 годах ТВЗ построил специальную серию купейных вагонов 61-4452/61-4453 для обновлённой «Красной стрелы».


С 1934 года:
    «Полярная стрела» — курьерский поезд №3/4 Мурманск — Ленинград. Первый рейс 15 мая 1934 года. Годом позже состав обновлён: «...Снаружи вагоны выкрашены свежей ярко-зеленой краской. Весь состав электрифицирован, вагоны убраны новыми коврами и занавесками. В поезде есть библиотека, два новых мягких вагона. Все надписи в поезде сделаны на 2 языках — финском и русском» (газета «Красная Карелия»). Поезд был отменён с началом войны, вероятно, в 1941 году. В 1959 году курьерский поезд 3/4 был восстановлен, но уже ходил маршрутом Мурманск — Москва, состоял из цельнометаллических вагонов, названия «Полярная стрела» не носил и был отменён в 1962 или 1963 году вместе с ликвидацией курьерских поездов как класса.


С 1947 года:
    «Голубой экспресс». Курсировал из Москвы к Чёрному морю (в Сочи?) и состоял из первых серийных цельнометаллических вагонов — плацкартов модели 2 сб выпуска ЛВЗ им. Егорова и Лианозовского завода.


С 1954 года:
    «Восток» (Москва — Пекин). Первый рейс — в январе 1954 года (из Москвы) как курьерский № 2/1. Поначалу вагоны были зелёными, из Москвы поезд курсировал по средам и воскресеньям, из Пекина — по понедельникам и четвергам. Фото 1954 года. Не позднее 1966 года получил фирменность и название«Восток». В 1962 году получил номер 8/7 (Согласно справочнику международных пассажирских сообщений). С 1963 года — №18/17 (№2 был отдан «России» не позднее осени 1964 года). С 1983-го и поныне — №20/19. Между 70-90-ми годами поезд был обычным зелёным, в начале 2000-х встречались вагоны в «триколоре. В 2007 году перезапущен с новой ливреей, но фирменность уже была снята.

    В общесетевом указателе 1967 года также упомянут другой «Восток» — сезонный поезд 3/4 Хабаровск — Тихоокеанская.


С 1959 года:
    «Арктика». Точная дата появления названия «Арктика» неизвестна, вероятно, это начало или середина 1960-х. Однако историю поезда следует вести со второй генерации курьерского поезда 3/4 Москва — Мурманск, перезапущенного после войны 25 мая 1959 года, который уже не был «Полярной стрелой» довоенного образца: новый поезд был сформирован из ЦМВ с мягкими и плацкартными местами, а также спальным вагоном прямого сообщения с двухместными купе. Ливрея была стандартной для курьерских поездов: тёмно-синий кузов и накладные буквы под окнами. В 1960 году поезд начинает заходить в Ленинград, состав намечается сформировать из ЦМВ — „таких же комфортабельных, как в экспрессе «Красная стрела»“ (газета «Ленинская правда», 5.05.1960).
    Скорый поезд 15/16 Москва — Мурманск (без заезда в Ленинград) появился в графике 1957 года (с 1948 года ходил пассажирский поезд 51/52 Москва — Вологда — Мурманск, с 1949-го — скорый 17/18 Москва — Ленинград — Мурманск, оба поезда уже отсутствуют в сетевом расписании 1957 года). Первоначальный вид скорого 15/16 неизвестен, но есть сведения, что в 1962 году вагоны уже были голубыми (или синими).
    Вероятно, после ликвидации курьерских поездов в начале 1960-х из двух мурманских поездов (3/4 и 15/16) сделали один — фирменную «Арктику». От бывшего курьерского достались тёмно-синие вагоны и традиционный график с заездом в Ленинград, а от скорого — номер. Старейшее фото — в феврале 1967 года. Первоначальная ливрея — тёмно-синяя с белыми полосами и накладными буквами, аналогичная ранней «Красной стреле». К концу 60-х ливрея посветлела, приблизившись к голубому цвету. Видео 1971 года. Фото 1973 года. В семидесятые вагоны стали обыкновенными зелёными. Поезд ходил через Ленинград-Московский до 1992 года, когда маршрут был укорочен через Чудово — Волховстрой. Фирменность снята в 1995-м и восстановлена в 2010 году. С 2003 года поезд следует через Петербург-Ладожский. Фото 2004 года.


С 1962 года:
    «Белоруссия/Беларусь». Первый рейс — 2 апреля 1962 года. В общесетевом расписании 1964 года значится как поезд 9/10. В служебном расписании Бел. ЖД за 1965 год — поезд 1/2 «Белоруссия». Ливрея — тёмно-синяя ливрея с белыми полосами и накладными буквами. Фото 1971 года. С началом девяностых поезд получил название «Беларусь» и более светлую окраску, впоследствии ставшую общей для всех пассажирских вагонов БЧ. Накладные буквы исчезли, вероятно, ещё в восьмидесятые. Фото декабря 2002 года.

    «Украина».


С 1963 года:
    Рижское отделение Прибалтийской ЖД (светло-жёлтые вагоны с синим оконным поясом и дверьми). Ливрея была общей для нескольких поездов, главным из которых был фирменный Latvija. Аналогично был покрашен поезд «Юрмала», вагоны которого курсировали в составах «Прибалтики» Рига — Адлер. С 1985 года рижские поезда перекрашивались в сине-оранжевую ливрею. Фото августа 1999 года.

    Эстонское отделение Прибалтийской ЖД — в 1972 году перекраска в более тёмный вариант.

    «Аврора». Первый рейс 12.06.1963. Поезду предшествовали дневные экспрессы Москва — Ленинград, запущенные в мае 1960 года — сначала синие (как «Красная стрела»), а с 1961 года красные с кремовым оконным поясом (как «Россия»). Первоначальная ливрея «Авроры», за исключением отсутствия белых полос над и под оконным поясом, была практически идентична дневным «Экспрессам», и поезда работали на линии параллельно до конца 1970-х. Сначала «Аврора» ходила под № 5/6. Не позднее 1979 года получила № 9/10. В начале 1980-х вышел новый состав в голубой ливрее. С 1984 или 1985 года — № 163/164 (одновременно с перенумерацией электропоезда ЭР200 с 17/18 на 157/158). Не позднее 1988 года — № 159/160. С 2003 года — обновлённый состав с купейными вагонами, переделанными под сидячие. Последний рейс — 4 апреля 2010 года.

    «Кавказ». В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 3/4 Кисловодск — Москва. Изначально красные (?)вагоны с накладными буквами. Примерно в 80-е появился контрастный оконный пояс. Фото ноября 1999 года. Фото июня 2005 года.


С 1964 года:
    «Россия». Официально первый рейс совершен 30 сентября 1966 года, но это историческая ошибка: в одном из французских журналов 1964 года уже упомянут поезд №2 «Россия». В общесетевом расписании 1964 года указан как скорый №9/10. В фильме «Маленький беглец» 1966 года снималась «Россия» образца не позже лета 1965 года — зелёный состав с салатовым оконным поясом и рисованными буквами. С 1966 года основной ливрее становится вишнёвая с кремовым оконным поясом и накладными буквами. С 1970 года начинается постепенная перекраска вагонов в простую красную ливрею. В 80-е — обычные зелёные вагоны. На позднее мая 1997 года (предположительно, красили осенью 1996-го к тридцатилетию поезда) как минимум один состав представили в триколор. Отличительная черта первого варианта — отсутствие надписей на кузове и белые крышки колёсных букс, такая ливрея продержалась до 2001 года. Не позднее 2005 года состав был обновлён купейниками после днепропетровского КВР — над окнами появилась надп"сь «Россия» из накладных букв. В 2008 году состав пополнили новые вагоны ТВЗ серии 61-444х: ливрея-триколор была прежней, только вместо накладных букв были уже рисованные. В 2010–2015 годах вагоны постепенно перекрашивались в корпоративную ливрею РЖД.

    «Янтарь». В служебках Прибалтийской ж.д. 1963 года и Белорусской ж.д. 1965 года поезд 29/30 указан без собственного имени. Именным указан в общесетевом расписании 1967 года. Фото начала 1970-х. Историческая ливрея продержалась до 2003 года. Фото 1992 года. Фото 2003 года (новая ливрея).

    «Байкал» (первый рейс 17.07.1964). С самого начала ходил в синей ливрее с чёрным кантом по низу кузова и накладной надписью «Байкал» над окнами. Фото 1978 года. В 1987–1992 годах один или несколько составов «Байкала» были обыкновенными зелёными. Фото 1996 года. Фото 1990-х годов. Новая ливрея представлена между 2003 (вагоны ТВЗ в 1997 году уже без черной полосы внизу кузова) и 2006 годами.

    «Рица». Первый рейс — 30 апреля 1964 года. Первоначальная ливрея — пурпурная или тёмно-красная со светло-жёлтыми буквами. В 1982 году уже обычные зелёные вагоны. В 1987 году поезд переименован в «Сочи» с перекраской вагонов в зелёный цвет с синей полосой под подоконным молдингом. В 2000 году — современная ливрея и вагоны ТВЗ. В 2007 году — очередное обновление состава вагонами ТВЗ НМР.

    «Жигули». Первый рейс в 1964 году, но фирменность и название «Жигули» поезд получил в 1965-м. Фото 1966 года. В расписании 1967 года указан как именной скорый № 9/10. Кадр из фильма 1992 года. В 2004 — новый состав.


С 1965 года:
    «Урал». Первый рейс 8.05.1965. В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 21/22 Свердловск — Москва. Изначально вагоны поезда были бежевого (песочного) цвета с тёмно-красной оконной полосой. Выше оконной линии накладные буквы «Урал», но несколько другого шрифта, чем появился на рубеже 90-х/2000-х. Маршрутные доски самые обыкновенные «Свердловск — Москва». Под поезд закреплены два локомотива ЧС2 бежево-красной окраски, которые были переданы в депо Свердловск из Харькова. Самая ранняя фотография привычной бордово-бежевой окраски — 1976 года. Видео 1978 года. Фото 1988 года. Восьмиугольные таблички в окнах появились в 1992–1993 гг., это была примета поездов свердловского формирования. Шторки с изображением кисти рябины появились не позднее конца 80-х. В 1998 году снова появляются накладные буквы над окнами (отличающиеся от 60-х), в купе появляются длинные красные шторы помимо занавесок и вместо привычных «рябинок» появляются белые занавески с фирменной надписью «Урал». В таком виде поезд просуществовал до отмены в 2009 году. Кроме того, на СвЖД был и «малый Урал»: с летнего расписания 1967 года название «Урал» получил пассажирский поезд 93/94 Свердловск — Ленинград, который с начала 1970-х стал пассажирским №193/194, потом скорым 71/72, а в 2003-м появился фирменный «Демидовский экспресс».

    «Южный Урал». В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 13/14 Челябинск — Москва. Фото 1960-х годов. Фото 1976 года. В советское время буквы «Южный Урал» над окнами были рисованные. Фото 1980-х годов. В 1985 году о фильме снят документальный фильм. Ещё видео. Фото апреля 2007 года. Фото июня 2007 года.

    «Летува»/Lietuva (в служебке Бел. ж.д. 1965 года указан как пассажирский 85/86 «Лиетува»). В 1966 году уже выглядел так же, как 1983-м: темно-зелёным со светлым оконным поясом и красной полосой поверх стандартной окраски подоконного молдинга. Фото 1975 года (видна надпись «Литва» по-русски). Фото 1988 года. В 1992 году оконный пояс уже обычный зелёный.

    «Латвия/Latvia». Впервые ежедневный скорый поезд 13/14 Москва — Рига был запущен в 1946 году. Согласно буклету, собственное имя получил в 1965 году — вероятно, в одно время с «Литвой», «Эстонией» и «Чайкой» — другими фирменными поездами Прибалтийской дороги. В служебном расписании ПБЛТ 1965 года и в общесетевом «Расписании» 1964 года именные поезда ещё не указывались. Впервые название «Латвия» упомянуто в «Указателе» 1967 года. В 1969 году поезд уже курсировал под номером 1/2. Классическая ливрея — светло-жёлтая с тёмно-синим оконным поясом, под окнами была скромная надпись «Рига — Москва». Аналогично был покрашен поезд «Юрмала», вагоны которого курсировали в составах «Прибалтики» Рига — Адлер. К началу 1970-х над окнами появилась надпись «Latvija». К середине 1970-х — уже крупная стилизованная надпись «Latvija» под окнами, «Рига — Москва» стали писать сверху. Различные снимки 1970-х годов. Фото 1980-х годов. С 1985 года все рижские поезда перекрашивались в сине-оранжевую ливрею, «Латвию» традиционно отличала крупная надпись под окнами. Фото 1986 года. В 1993 году место «Латвии» занял «Латвийский экспресс» (Latvijas Ekspresis) — поезд, сформированный одноимённой частной компанией.

    «Эстония». Вероятно, запущен одновременно с «Латвией» и «Литвой». Скорый поезд 33/34 Москва — Таллин значится именным в расписании по вокзалам Ленинграда 1967 года и общесетевом «Указателе» 1967 года. В служебном расписании Прибалтийской дороги 1963 года указан безымянным. История ливрей аналогична истории Таллинского отделения Прибалтийской ж. д. с той лишь разницей, что у «Эстонии» были две надписи «Эстония»/Estonia над окнами. Фото 1974 года. Фото 1979 года. Фото 1980 года. Фото 1990 года. Фото 1991 года. Между 1999 и 2001 годами EVR для своего новосозданного пассажирского подразделения EVR Ekspress (GoRail с 2006 года) внедрила новую ливрею — поезд был переименован в Tallinna Express («Таллин экспресс»). Фото 1996 года. Фото 2006 года. Фото 2008 года. С 18 мая 2015 года поезд отменён. С 10 июля 2015 года на новый маршрут с заездом в Санкт-Петербург-Главный запущен двухгруппный нефирменный поезд 33/34. С сентября 2015 года поезд получил название «Балтийский экспресс» и стал фирменным с группой нефирменных вагонов.

    «Чайка». Указана в служебке Бел. ж.д. 1965 года как пассажирский 87/88 «Чайка». Составы Таллинского отделения Прибалтийской ж.д. в своей фирменной окраске, плюс две стилизованные чайки в межоконных промежутках. Фото августа 1973 года. Фото 1984 года. Фото с неизвестной датой, вероятно, 1980-х.

    «Буревестник». Предположительно, ходил уже летом 1965 года. В расписании 1967 года указан как именной пассажирский № 209/210. До конца 1980-х имел номер 609/610 и был дневным поездом, составленным преимущественно из сидячих вагонов. Фото 1980 года. В 1987–1988 годах польские вагоны заменили на КВЗ зелёного цвета, состав вырос до 24 вагонов. В 1991–1992 годах поезд был скорым №43/44, а в 1993 году отменён. Не позднее мая 2003 года «Буревестник» восстановлен как фирменный поезд 61/62, в том числе с сидячими вагонами 61-532 производства «Вагонмаша». С 2004 года под номерами 119/120 и 115/116 и курсировал ещё один «Буревестник» с гладкобортными вагонами ТВЗ, которые поначалу были окрашены аналогично «Невскому экспрессу», но уже через год получили собственную ливрею. В 2006 году «Буревестник-1» обновлён вагонами 61-532.3 В июле 2010 года после запуска «Сапсанов» оба «Буревестника» получили «скоростные» номера 151/152 и 153/154. С 1 июня 2014 года выведены из эксплуатации. Плоскобортные вагоны перекрашены в корпоративные цвета РЖД и переданы на маршрут Москва — Брянск.

    «Кубань». В 2005 году отмечалось 40-летие поезда. В общесетевом расписании 1967 года указан как скорый 15/16 Москва — Новороссийск. Историческая ливрея — синяя с красным оконным поясом. С начала и до конца 90-х был зелёным. С 2002 года состав обновлён вагонами ТВЗ, а с 2004 года перекрашен в современную ливрею с синим оконным поясом и тонкими жёлтой и синей полосой по низу кузова. 1.06.2009 поезд переведён в класс «премиум» и перекрашен в корпоративную ливрею РЖД.

    «Саратов». Согласно Википедии, в первый рейс отправился в июне 1965 года. Упомянут в общесетевом расписании 1967 года как именной скорый 9/10 Саратов — Москва. Фото 1997 года. Фото июня 2007 года. Фото 2011 года.

    «Сибиряк». Первый рейс — 12 июня 1965 года. В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 3/4 Новосибирск — Москва. Фото 1972 года. Фото января 1974 года. Фото 1991 года. Фото 2002 года.

    «Башкирия»/«Башкортостан». Первый рейс — 30 октября 1965 года. В расписании 1967 года указан как именной пассажирский № 113/114.

    «Воронеж». В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 29/30 Воронеж — Москва. Фото 1965 года или ранее. Собственную ливрею получил не позднее 1990-х годов. Фото 1997 года. Фото сентября 1998 года. Не позднее лета 2002 года получил новую ливрею. Фото апреля 2002 года. Фото сентября 2002 года. Фото августа 2004 года. Фото мая 2007 года.


С 1966 года:
    «Балтика». Скорый поезд 37/38 Ленинград — Рига получил собственное имя не позднее 1966 года, т.к. в расписании по вокзалам Ленинграда 1967 года значится как уже курсировавший. Фото 1967 года. В служебном расписании Прибалтийской дороги 1963 года поезд указан просто как скорый местного сообщения. До 1983 года ливрея была тёмно-синей. 30 мая 1993 года поезд получил ливрею недавно созданной компании «Латвияс экспресис» и новое название — «Балтия». Фото 1997 года.

    «Мордовия». Первый рейс — в июне 1966 года (поездная бригада под руководством Александра Федоровича Филимонова). Поезд упомянут в общесетевом расписании 1967 года как именной пассажирский 125/126 Саранск — Москва, курсировал через день. В 1974 году стал скорым и ежедневным. В 1978 году получил номер 41/42. Аттестован на фирменность 1 декабря 1995 года.
    Фото мая 2006 года. Фото февраля 2007 года. Фото марта 2010 года.

    «Тихий Дон». Первый рейс в начале января 1966 года. В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 45/46 Ростов — Москва. Историческая ливреятёмно-синяя с красной полосой (фото 1989 года) — сохранялась примерно до 2003 года, когда поезд был перекрашен идентично «Атаману Платову»: в серый цвет с синим оконным поясом. С июня 2009 года «Тихий Дон» фактически отменен, а под номером 19/20 курсирует «премиум» в корпоративной окраске РЖД.

    «Юность». К обслуживанию пассажиров были привлечены молодые работники из числа передовых комсомольцев, поэтому поезд назван «Юностью». Первый рейс — в апреле 1966 года. В мае 1966 года обслуживание передали в депо Москва, сформировали второй состав. В расписании 1967 года значится как скорый 23/24 (в 1986 — 20-летие). Изначально вагоны были обычные зелёные с большой маршрутной доской. Фото сентября 1986 года. Перекрашен между 1998 и мартом 2001 года. Фирменная категория повторно присвоена (или восстановлена?) с 20 августа 1999 года согласно указанию замминистра В. И. Ильина Л-1709у от 16.08.1999. Впоследствии фирменность один раз снимали и снова восстанавливали. Фото 2002 года.
    Поезд считался одним из самых популярных на всей сети: в 1970 году «Юность» перевезла миллионного пассажира, в 1986 — 20-миллионного, а к 2006 — 40-миллионного (за один 2004 год — 640 тысяч пассажиров). Поезд был отменён 18 декабря 2009 года в связи с запуском «Сапсанов». Вагоны бывшей «Юности» оказались в составах разных поездов, самым крупным из которых был 45/46 Москва — Воронеж, запущенный 1 июня 2010 года.

    «Северная Пальмира». Поезд № 11/12 Ленинград — Адлер получил фирменность не позднее 1966 года и курсировал как минимум до 1993-го. В расписании 1996 года уже имеет номер 35/36, курсировал ежедневно как нефирменный. Фирменность восстановлена 11 июня 2004 года распоряжением № 2526р, в состав включены новые вагоны ТВЗ выпуска 2003 года. Ливрея представляла собой белую надпись «Северная Пальмира», рисунок разведённого Дворцового моста, в центре которого прорисован шпиль Петропавловской крепости — и всё это поверх обыкновенного зелёного кузова. В марте 2006 года (по другим данным — с 2005 года) вагоны перекрашивались из зелёных в специфическую ливрею в синих тонах. С 2007 по 2012 год «Северная Пальмира» курсировала через день под номером 105/106 в Адлер и через день — под номером 27/28 в Москву, составы были в общем обороте. В 2013 году адлерскому поезду вернули номер 35/36, с января 2015 года московский поезд отменён. С 28 мая 2016 года по отдельным дням по маршруту Санкт-Петербург — Адлер курсирует двухэтажный состав «Северной Пальмиры» (в другие даты — одноэтажный).
Последний раз редактировалось Wowan 10 апр 2018, 17:52, всего редактировалось 179 раз(а).
#336094 Wowan 30 окт 2015, 20:11
II. Второй этап.
Региональные центры получают свои фирменные поезда
.

С 1967 года:
    «Абхазия». Указан в общесетевом расписании 1967 года как скорый 51/52 Москва — Сухуми.

    «Азербайджан». В расписании 1967 года указан как именной скорый № 5/6 Москва — Баку. Фото 1972 года.

    «Алтай». В расписании 1967 года указан как именной скорый № 35/36 Барнаул — Москва. В январе 2001 года — уже современная ливрея. Фото июля 2001 года.

    «Белые ночи». Запущен как фирменный в 1967 году. В общесетевом расписании 1967 года указан как скорый поезд 21/22 «Белая ночь» Ленинград — Кисловодск. Сохранял название до конца 1980-х.

    «Верховина». Указан в общесетевом расписании 1967 года как пассажирский 91/92 Москва — Львов.

    «Волгоград». В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 1/2 Волгоград — Москва. Однако в официальной истории РЖД и согласно материалам Википедии, первый рейс состоялся 1 ноября 1980 года — вероятно, к этой дате поезд получил собственную окраску. Фото 1974–1978 годов (вагоны, скорее всего, зелёные). Фото августа 1999 года. Фото августа 2001 года. Фото 2003 года. В начале двухтысячных годов ливрею обновили. Фото октября 2005 года.

    «Вятка». Первый рейс — 24 октября 1967 года. В общесетевых указателях 1967 и 1969 годов поезд значится безымянным пассажирским 187/188 Киров — Москва (в 1967 году даже был ещё летним). Долгие годы вагоны были обыкновенными зелёными, но с накладными буквами. Фото 1983 года. Не позднее 1992 года надписи начали наносить краской. В 1994 году (во всяком случае, не позднее лета 1996 или 1997 года) появилась жёлто-красно-синяя ливрея, выбранная кировчанами на специальном конкурсе и утверждённая начальником ГЖД Омари Шарадзе. Фото лета 2002 года. Фото июня и июля 2003 года.

    «Дагестан». В общесетевом расписании 1967 года указан как именной пассажирский 93/94 Махачкала — Москва. Историческая ливрея — вишнёвая с жёлтыми надписями. Фото 1960–1970-х.

    «Дружба». В общесетевом расписании 1967 года такое название носят сразу два поезда: скорый 13/14 Москва — Тбилиси и скорый 33/34 Москва — Ереван.

    «Днепр». Указан в общесетевом расписании 1967 года как скорый 15/16 Днепропетровск — Москва. Фото 1960-х (?) — вагон «Днепра» в составе иного поезда, например, Днепропетровск — Ленинград. В общесетевом «Указателе» 1967 года название «Днипро» (не «Днепр») имеет поезд 255/256 Днепропетровск — Киев.

    «Дніпро»/«Днипро». В общесетевом «Указателе» 1967 года название «Днипро» имеет поезд 255/256 Днепропетровск — Киев. Курсирует одновременно с поездом 15/16 Днепропетровск — Москва «Днепр».

    «Южанин». В общесетевом «Указателе» 1967 года указан как именной пассажирский 205/206 Луганск — Харьков.

    «Донбасс». Первый рейс в 1967 году согласно книге В. П. Степкина и В. И. Гергеля «Полная история Донецка». Указан в общесетевом расписании 1967 года как скорый 9/10 Донецк — Москва. Вагоны зелёные. Кадры из фильма «Три тополя на Плющихе» 1967 года. В общесетевом «Указателе» 1967 года название «Донбасс» также имеет поезд 39/40 Донецк — Киев. В 1972 году, похоже, специфической ливреи по-прежнему не имел. Фото 1960–1970-х. К началу 2000-х утратил фирменность и название, с 15 апреля 2008 года назван «Троянда Донбасу», окрашен в синюю ливрею. Фото июня 2008 года. Фото июня 2011 года. К чемпионату Европы по футболу 2012 года составы обновлены, поезд снова получил название «Донбасс» и красно-кремовую ливрею с изображениями терриконов. Фото марта 2012 года. Фото января 2013 года.

    «Енисей». В расписании 1967 года указан как именной скорый № 11/12. 10.12.1993 — новая окраска (по другим данным, до 1995–1996 года вагоны были зелёными с «фирменными» маршрутными досками). Фото июля 2001 года. Фото января 2007 года. Фото июля 2009 года.

    «Иртыш». В расписании 1967 года указан как именной скорый № 25/26 Омск — Москва. Однако согласно официальной истории, фирменным стал в 1968 году. Фото августа 1995 года. Фото ноября 2007 года.

    «Казахстан». Дата первого рейса неизвестна. В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 7/8 Алма-Ата — Москва. Фото 1989 года. Фото декабря 2007 года. В конце 2000-х годов переименован в «Алатау». В июне 2017 года маршрут сокращён до Алма-Ата — Саратов.

    «Кама». В расписании 1967 года указан как именной пассажирский 87/88 Пермь — Москва-Курская (через Нижний Новгород). C 28 мая 1972 года переведён на Ярославский вокзал (через Монино — Фрязево). В 1982 году — уже жёлто-голубые вагоны. С 1983 по 1990 год следовал с Казанского вокзала под номером 61/62. Фото 1984 года. С 28 мая 1990 года до 1999 года вновь курсировал с Курского вокзала, с 1999 по 2007 годы — с Казанского вокзала, наконец, с 2007 года вернулся на Ярославский. Фото лета 2002 года. Летом 2005 года — новая сине-голубая ливрея с крупной надписью «Кама». 31 мая 2010 года выполнил последний рейс, после чего передан на формирование на Горьковскую дорогу с ликвидацией фирменности, названия и ливреи, в составах появились вагоны в корпоративной окраске РЖД. В 2011 году поезд окончательно отменён. В 2014 году до Перми был обрезан маршрут 7/8 Екатеринбург — Москва, курсировавшего раз в два дня. В 2016 году поезду присвоили название «Кама», а с декабря 2017 года он ходит ежедневно.

    «Карелия». Скорый поезд 47/48 Ленинград — Петрозаводск (через Мгу) совершил первый рейс 21 апреля 1964 года, потратив на маршрут 5 часов 20 минут, в составе были сидячие вагоны. С 12 июня 1965 года запущен в ежедневное обращение, а с летнего расписания 1967 года стал фирменным — «Карелия». Последний рейс состоялся в 1971 году.
    С 15 июня 1973 года курсировал пассажирский поезд 55/56 с графиком 9:49/~11 ч. Считается, что «Карелию» перевели на ночной график (параллельно ходили 647/648 и 657/658). Именным курсировал до середины 1980-х (в сетевых расписаниях СЖД 80-х названия уже нет, но 657/658 «Карелия» упомянут в расписании по вокзалам Ленинграда 1983 года).
    Под таким же именем запущен 4–5 ноября 1985 года поезд 169/170 Петрозаводск — Москва, который курсирует поныне с номером 17/18 и известен тем, что фирменность ему присваивали трижды и дважды снимали. Впервые «Карелия» № 17/18 стала фирменной в сентябре 1996 года (указание МПС РФ № К-808у от 11.09.96 замминистра Н. Е. Аксененко), но к концу девяностых фирменность отменили. У поезда первой генерации были обыкновенные зелёные вагоны, на жёлтых маршрутных досках была изображена Преображенская церковь на острове Кижи.
    Первый раз фирменность восстановили весной 2001 года, после обновления вагонного парка в петрозаводской дирекции указанием вице-президента РЖД № А-537у от 2 марта 2001 года. Вагоны получили собственную ливрею (фото 2001 года или позднее). Дизайн поезда, декоративное решение окон поезда, купе и коридора разработала фирма РИЦ «Папирус» в Санкт-Петербурге по заявке «Транссервис». Съёмное оборудование для фирменного поезда приобреталось отделом снабжения «Транссервис». Фото сентября 2003 года.
    Но вагоны стремительно ветшали, и с 1 января 2007 года фирменность вновь была отменена распоряжением Акулова № 2379р от 4.12.2006. После обновления составов фирменность восстановлена с 15 января 2012 года, однако все вагоны уже были в корпоративной ливрее РЖД.

    «Киргизия». Дата первого рейса неизвестна. В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 17/18 Бишкек — Москва.

    «Крым». Указан в общесетевом расписании 1967 года как скорый 31/32 Москва — Симферополь.

    «Кузбасс». В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 19/20 Кемерово — Москва. Согласно официальной истории, первый рейс — 1 апреля 1978 года. Вагоны были зелёными, с маршрутными досками фирменного стиля. В 1997 (?) или 1998 году фирменность была подтверждена, и до самой перекраски в корпоративную ливрею в 2010 году поезд имел постоянную синюю окраску с более светлой надоконной полосой и надписью «Кузбасс». Фото 1999 года.

    «Ладога». Скорый поезд 11/12 Ленинград — Киев есть в расписании 1963 года. Фирменность и собственное имя получил не позднее 1967 года. Указан именным в общесетевом расписании 1967 года. В 1970-е поезд был передан на формирование в Киев — вероятно, тогда же утратил ливрею. К 1979 году уже имел номер 53/54. К 2005 году на маршруте Киев — Петербург курсировали три состава: два фирменных формирования УЗ и один нефирменный РЖД (вагонного депо Санкт-Петербург-Варшавский).
    Обновлённая «Ладога» петербургского формирования в триколоре отправилась в первый рейс в мае или июне 2005 года. Распоряжением № 851p первого вице-президента РЖД Х. Ш. Зябирова 6 июня 2005 года поезду присвоена фирменная категория. Последующие четыре года «Ладога» попеременно с поездом УЗ «Либідь» («Лыбидь»/«Лебедь»). В 2009 году «Ладогу» отменили.

    «Львів». Указан в общесетевом расписании 1967 года как пассажирский 285/286 Киев — Львов.

    «Лотос». В общесетевом расписании 1967 года указан как именной пассажирский 83/84 Астрахань — Москва. Согласно официальной истории РЖД, впервые запущен в 1970 году (в общесетевом расписании 1980 года поезд 5/6 Астрахань — Москва уже назван «Лотосом»), фирменность получил в 1990 или 1992 году. Собственная ливрея появилась не позднее 1999 года. Фото августа 2003 года. Фото 2004 года. Состав обновлён в 2011 году.

    «Луганский». Указан в общесетевом расписании 1967 года как скорый 19/20 Луганск — Киев.

    «Маяк». Запущен как фирменный в 1967 году (в общесетевом расписании 1967 года указан как именной 19/20 Ленинград — Одесса). Собственной ливреи, вероятно, не имел никогда.

    «Молдова». Указан в общесетевом расписании 1967 года как пассажирский 85/86 Москва — Кишинёв. Кадры из фильма «Ты и я» 1971 года. Фото примерно 1972 года. Фото 2000-х годов.

    «Нева». В расписании 1967 года указан как именной скорый №7/8 Ленинград — Севастополь. По всей вероятности, собственной ливреи поезд не имел никогда. Зато номер и маршрут поезда не менялись вплоть до прекращения прямого сообщения с Крымом через Украину в конце 2014 года. Фото 2001 года. Фото 2003 года.

    «Одесса». Указан в общесетевом расписании 1967 года как скорый 23/24 Москва — Одесса.

    «Оренбург». Указан в общесетевом расписании 1967 года как пассажирский 99/100 Оренбург — Свердловск.

    «Осетия». Первый рейс — 2 августа 1967 года. Указан в общесетевом расписании 1967 года как скорый 29/30 Москва — Орджоникидзе. Фото 1979 года. Современная ливрея появилась не позднее 1999 года.

    «Орёл». Первый рейс — 5 июля 1967 года. В общесетевом расписании 1967 года указан как безымянный пассажирский 203/204 Москва — Орёл. С 26 мая 2006-го переименован в «Тургенева» и увязан в общий оборот с новым поездом 29/30 Москва — Симферополь. Фото августа 2005 года (ещё вагоны в орловской ливрее). Фото сентября 2006 и сентября 2010 года. Последний рейс — 1 ноября 2014 года.

    «Полярный». Скорый поезд 49/50 Ленинград — Мурманск. Запущен как фирменный в 1967 году. Ливрея, вероятно, вишнёвая в первые 7–8 лет курсирования. Фирменность была снята в 1970 году. Между 1975 и 1981 годами составы были обыкновенные зелёные. Есть мнение, что снятый в 1998 году электровоз ВЛ10-1838 раскрашен в цвет «Полярного», но фактами не подтверждено. Тем не менее, поезд официально сохранял название в сетевых расписаниях как минимум до 1989 года и был отменён в 1995 году, а вместо него был запущен скорый 21/22. График 1985/1986 гг.

    «Северная Двина». Указан в общесетевом расписании 1967 года как именной пассажирский 117/118 Архангельск — Москва.

    «Северное сияние». Указан в общесетевом расписании 1967 года как именной скорый 21/22 Москва — Воркута.

    «Селигер». Указан в общесетевом расписании 1967 года как скорый 61/62 Москва — Осташков. Вероятно, собственной ливреи не имел, вагоны были зелёными. Фото 1967 года.

    «Сура». В расписании 1967 года указан как именной пассажирский № 105/106 Пенза — Москва. Получил фирменность в 1974 году. Летом 1998 года был зелёно-жёлтым. Фото февраля 2003 года. В 2004 году состав обновлён, вагоны перекрашены в зелёно-белую ливрею.

    «Таллин». Пассажирский поезд 249/250 Ленинград — Таллин. Запущен как фирменный в 1967 году, упомянут в общесетевом расписании 1967 года.

    «Татарстан». В расписании 1964 года указан как скорый 27/28. В расписании 1967 года — как именной скорый. Фото 1967 года — уже в современной ливрее. Фото 1988 года. Фото 1990-х. Фото 2005 года. С июня 2009 года фактически отменён и заменён «Премиумом» № 1/2 в общем обороте с поездом № 101/102 Адлер — Москва.

    «Томич». Первый рейс 30 сентября 1966 года. Фирменность получил в июне 1967 года. В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 37/38 Томск — Москва. Первоначальная ливрея — коричневые вагоны с желтым оконным поясом. Фото конца 1960-х. Фото мая 1970 года. В 1994 году (или на рубеже 80–90-х) представлена новая ливрея: вагоны были окрашены в зелёный цвет с широкой синей полосой по высоте окон и жёлтой узкой полосой под окнами. Фото 2001 года. Тем самым поезд символизировал вечнозеленую сибирскую тайгу и высокое голубое небо. До 2001 года поезд прибывал на Москву-Казанскую, а затем был переведён на Ярославский вокзал. С октября 2005 года по февраль 2006-го «Томич» курсировал в виде прицепных вагонов к «Кузбассу», затем снова как самостоятельный поезд. Фото апреля 2006 года.

    «Трускавец». Указан в общесетевом расписании 1967 года как скорый 33/34 Москва — Трускавец.

    «Туркменистан». Дата первого рейса неизвестна. В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 11/12 Ашхабад — Москва.

    «Удмуртия». В общесетевом расписании 1967 года указан как именной пассажирский 87/88 Ижевск — Москва. Фото 1969 года. Вагоны поезда были зелёного цвета с жёлтыми полосами. Накладные буквы красили серебрянкой. Согласно официальной истории, в первый рейс отправился 23 мая 1977 года. К концу 80-х накладные буквы исчезли. С 1990-х (?) по маршруту Ижевск — Москва курсирует фирменный поезд «Италмас».

    «Узбекистан». Дата первого рейса неизвестна. В общесетевом расписании 1967 года указан как именной скорый 5/6 Ташкент — Москва. Видео 1987 года. Фото 1992 года. Фото октября 2006 года. Фото февраля 2018 года.

    «Ульяновск». Указан в общесетевом расписании 1967 года как пассажирский 75/76 Ульяновск — Москва. Позднесоветская окраска была красно-жёлтая. В 1990-е или 2000-е стала сине-белой. Фото сентября 2006 года. Фото августа 2007 года. Фото февраля 2013 года.

    «Харьків». Указан в общесетевом расписании 1967 года как пассажирский 277/278 Харьков — Киев.

    «Южный». Упомянут в общесетевом расписании 1967 года как именной пассажирский 111/112 Харьков — Калининград.

    «Ясная Поляна». Упомянут в общесетевом расписании 1967 года как пассажирский 201/202 Москва — Тула.


С 1968 года:
    «Омич». Первый рейс — в 1968 году. Фото 2006 года. С 28 мая 2006 года «Омич» курсирует по маршруту Омск — Нижневартовск.

    «Обское море». Первый рейс — в 1968 году.

    «Пионер Алтая». Первый рейс — в 1968 году.


С 1969 года:
    «Берёзка». В общесетевом «Указателе» 1969 года указан как именной пассажирский 203/204 Рязань — Москва.

    «Магнитогорск». В общесетевом «Указателе» 1969 года указан как именной пассажирский 93/94 Магнитогорск — Москва (этот номер поезд получил между 1964 и 1967 годами, в справочнике-1967 значится ещё безымянным).

    «Октябрь». Упомянут в общесетевом «Указателе» 1969 года как именной пассажирский поезд 263/264 Саратов — Калининск.

    «Чувашия». Упомянут в общесетевом «Указателе» 1969 года как именной пассажирский 97/98 Чебоксары — Москва (ранее курсировал безымянный двухгруппный поезд 79/80 Йошкар-Ола/Чебоксары — Москва).


С 1970 года:


    С 1971 года:
      «Сож». Первый рейс — осенью 1971 года, с тех пор фирменность не снимали.


    С 1972 года:
      "Русская тройка". Вагоны строились с 1972 года, первый рейс с пассажирами 8.07.1975. После 1976 года с пассажирами не эксплуатировались. Последний известный рейс 10.04.1980.


    С 1973 года:
      «Полонез»/Polonez. Первый рейс — в июле 1973 года. Обслуживался составами PKP (польских государственных ж.д.) до 11.12.2005. Классическая ливрея — тёмно-синяя фирмы WARS с жёлтыми надписями. Фото марта 1983 года. В 2005 году WARS перешла под контроль PKP Intercity, и вагоны начали перекрашивать в новую ливрею: фото февраля 2005 года. С 27.05.2007 курсирование возобновлено на паритетной основе составами PKP Intercity и ФПК РЖД.

      «Марий Эл». Первый рейс в 1973 году: зелёные вагоны с жёлтыми надписями. Поезд также показался в фильме «Почти смешная история» 1977 года.


    С 1974 года:
      «Репин». Фото 1982 года. Фото июля 1983 года. В 1985 году ещё зелёный. В 1987 году вышел новый состав из купейных сидячек Ammendorf K/ki-32 — в поезде их было 3–5, более нигде в СССР такие вагоны не встречались. Кроме них, в составе были обыкновенные немецкие СВ и ресторан. Фото июля 1992 года. С 30 декабря 1996 года присвоена (восстановлена?) фирменность (указание первого замминистра Н. Е. Аксёненко А-860 от 7.07.1996). В 2003–2006 годах поезд отправлялся с Ладожского вокзала, затем вернулся на Финляндский. Фото августа 2006 года. Летом 2007 года состав обновлён вагонами «Вагонмаша» и ТВЗ в новой ливрее: голубой оконный пояс на основном сером цвете, белые полосы под и над окнами, синяя полоса посередине серого нижнего пояса. Последний рейс — 11 декабря 2010 года, на следующий день маршрут обслуживали уже поезда «Аллегро». Вагоны же бывшего «Репина» передали в состав нового поезда 5/6 Санкт-Петербург — Петрозаводск.

      «Минск». Поезд запущен после присвоения Минску звания «город-герой» (т.е. не ранее июня 1974 года). Первоначально вагоны были зелёными, на всех межоконных проёмах был нарисован орден «Золотая Звезда», а над окнами — жёлтая надпись «Минск». Фотографии 1989 года. К началу 90-х бывала только надпись «Минск — Москва», а многие вагоны ездили простыми зелёными. Длина поезда достигала 24 вагонов, поэтому в Минске была удлинена первая платформа, а в Москве поезд отправляли не из тупиков, а с транзитного пути (ныне занят «Аэроэкспрессами»). В конце 1990-х поезд перекрашен в синюю ливрею БЧ, а название осталось только на маршрутной табличке в окне. С 2005 года (или ранее?) начал курсировать через день, попеременно с поездом 7/8 «Русич» формирования РЖД. С летнего расписания 2013 года фирменность снята, вагоны переданы в ЛВЧ-3 Брест и поезд курсирует по маршруту Брест — Москва.


    С 1975 года:
      «Лев Толстой». В общесетевом расписании 1957 года есть поезд 31/32 Москва — Ленинград с вагонами до Хельсинки, которые по всему маршруту следуют единым номером. Скорый поезд 31/32 Москва — Хельсинки указан в справочнике международных пассажирских сообщений с осени 1962 года. Первый рейс в статусе фирменного — 30.05.1975 (ранее — двухгруппный поезд через Ленинград-Главный, откуда вагоны в Хельсинки и Турку ехали с отдельным локомотивом до Вайниккалы). Тогда же был введён и логотип — вензель с буквами «Л» и «Т». С 1976 года в составе были вагоны западноевропейского габарита (РИЦ). Собственной ливреи поезд не имел, вагоны были обыкновенные зелёные. Фото 1984 года. Категорию фирменного поезд получил с 10 декабря 1993 года указанием М 921у от 25.11.1993. Фото 2000 года. С 2003 или 2004 года — состав, обновлённый вагонами ТВЗ в бело-синей ливрее.

      «Красная Талка» (Иваново — Москва). Запущен в конце мая 1975 года. Зелёные вагоны с красными межоконными пространствами, жёлтые верхняя и нижняя полосы. Возможно, под окнами была надпись. Вагоны с креслами, может, несколько купейных. Дневной ежедневный поезд, отправлением в ~7 утра из Иванова, прибытием в ~14 в Москву-Яр., обратно: ~16–~23. Здесь приводится № 257/258. В сетевом расписании 1980 года значится как безымянный пассажирский 657/658, в 90-х получил № 77/78 (ранее этот номер принадлежал скорому поезду Москва — Кинешма). В 90-х или 2000-х перестал быть ежедневным, а потом вообще стал назначаться лишь иногда. Вагоны уже обычные зелёные.


    С 1976 года:
      «Волга». Первый рейс — 04.11.1976. В апреле 1987 года вагоны были зелёными. Не позднее 2003 года — современная ливрея.

      «Экспресс». Поезд основан как второй рейс «Красной стрелы», поэтому поначалу надписей было две. К восьмидесятым осталась надпись просто «Экспресс» под окнами. Фото 1986 года. Фото 1990-х. С 2003 года в составе появлялись красные вагоны ТВЗ. Фото июня 2005 года. Ещё июнь 2005 года. Фото декабря 2005 года. С 27.12.2007 — обновлённый состав из синих вагонов ТВЗ.


    С 1978 года:



    С 1979 года:
      «Вологодские зори» (Москва — Вологда). Первый рейс — в конце мая 1979 года. Историческая раскраска неизвестна. В 90-е вагоны были зелёными с надоконным поясом и тамбурными дверьми голубого цвета. Белая надпись «Вологда» была рисованной. Фото июля 2007 года. Фото августа 2012 года.

      «Звезда/Звязда». Первый рейс в качестве скорого 51/52 — в летнем графике 1979 года. Есть фото 1985, но снята вероятно не «Звезда», проходившая этот участок ночью, а некий дополнительный поезд. Название «Звезда» впервые упомянуто в служебных расписаниях Бел. и Окт. ж.д. 1990 года. Фирменной ливреи во времена СССР не имел: вагоны были зелёными, о фирменности говорила лишь широкая маршрутная доска с надписью «Звезда» таким же шрифом, как у одноименной белорусской газеты. В конце 1990-х вагоны окрашены в голубой цвет БЧ с надписью «Звязда». Фото июля 2002 года.


    С 1980 года:
      «Ярославль» (поезд появился не позже 1982 года, изначально зелёные вагоны с белым оконным поясом и жёлтыми полосами). В 90-е вагоны были зелёными с жёлтой надписью «Ярославль» над окнами, как минимум один вагон в одном составе был окрашен в триколор. В 1998 году один состав был полностью окрашен в триколор.

      «Двина». Запущен как пассажирский 277/278 в 70-е (упомянут в общесетевом расписании 1980 года). В служебке Бел. ж.д. 1983 года — пассажирский именной «Двина». С летнего расписания 2001 года — скорый №39/40. Получил фирменность в 2002 году.


    С 1983 года:
      «Океан» (поезд получил фирменность не позднее 1983 года). Изначально вагоны были зелёными с синим оконным поясом. Летом 2000 года — уже синие с жёлтым подоконным молдингом и надписью «Океан» над окнами. Ещё раз перекрашен в середине 2000-х. Фото октября 2009 года.

      «Иверия». Когда получил собственную ливрею и название, неизвестно. В общесетевом расписании поезд 625/625 Тбилиси — Сочи присутствует с 1980 по 1989 год, но с собственным именем упоминается только в 1986-м. Отменён, вероятно, в 1992 году с прекращением сообщения по Абхазии.

      «Неман». Указан в общесетевом расписании 1964 года и в служебке Бел. ж.д. 1965 года как пассажирский 78/80. В расписании 1969 года — уже №77/78, но ещё не именной. Название «Неман» указано в служебке Бел. ж.д. за 1983 год. Фирменность получил в 2001 году. Фото 1992 года — наиболее раннее, где видна надпись. В 80–90-е годы вагоны были зелёными с желтой надписью «Гродно — Москва» и белой — «Неман».


    С 1984 года:
      «Смена». Впервые запущен 4 ноября 1984 года. С самого начала и по сей день поезд обслуживается единственным в России круглогодичным отрядом студентов-проводников (КОСП) «Смена» — учащихся ЛИИЖТ (ныне ПГУПС). Фирменную категорию поезд получил только в 1993 году (указание М-785у от 05.10.1993).
      Исторически вагоны были зелёными. Не позднее девяностых появилась белая надпись «Смена». Фото марта 2006 года. C 2007 года вагоны начали перекрашивать в новую ливрею в синих тонах. Фото февраля 2007 года. Фото сентября 2007 года. Фото июля 2009 года. Распоряжением ОАО «РЖД» 2156р от 23 октября 2009 года в честь двухсотлетия Петербургского университета путей сообщения поезду присвоили двойное название: «Смена — А. Бетанкур» (Августин Бетанкур был первым руководителем института). Фото июля 2010 года.


    С 1987 года:
      «Берёзка». Поездов с таким названием на сети МПС было несколько, но наиболее известен поезд 9/10 Москва — Санкт-Петербург, курсировавший с названием «Берёзка» со времён перестройки. Категорию фирменного получил в 1987 года («Магистраль имени Октября», М., изд-во «Транспорт», 1990). Это был один из наиболее престижных поездов на маршруте, но сродни «Интуристу» он не был поездом общего пользования в привычном понимании: в свободную продажу места на него попадали незадолго до отправления. Фирменность «Берёзки» снова была подтверждена (или повторно присвоена) 12 октября 1993 года указанием С 801у за подписью заместителя министра А. Я. Сиденко.
      Скорый поезд № 9/10 на маршруте Ленинград — Москва непрерывно ходил полвека. С 1950-х годов и до конца восьмидесятых поезд 9/10 был безымянным скорым, короткий период в конце 60-х — дневным «Экспрессом» по указанию, с семидесятых и до 1984 (или 1985) года под этим номером курсировала «Аврора».
      Вагоны фирменной «Берёзки» были красными, надпись наносилась белой краской под окнами косого коридора. Фото 1 сентября 1996 года. Фото августа 1998 года. Поезд был отменён вскоре после кризиса 1998 года: в расписании 1999 его уже не было, а ещё спустя три года номер был отдан фирменному «Пскову». С 1999 года был запущен нефирменный поезд 19/20 с вагонами бывшей «Берёзки», курсировавший до 2005 года (в декабре 2005-го заменён новым фирменным поездом «Две столицы»).

      «Интурист». Ночной скорый поезд № 5/6 курсировал между Ленинградом и Москвой с конца 70-х. Категорию фирменного «Интурист» получил в 1987 года («Магистраль имени Октября», М., изд-во «Транспорт», 1990). Это был один из наиболее престижных поездов на маршруте и возил преимущественно иностранцев, поэтому сродни «Берёзке» он не был поездом общего пользования в привычном понимании: в свободную продажу места на него попадали незадолго до отправления или не попадали вовсе.
      Ливрея «Интуриста» была аналогична «Берёзке»: красные вагоны, жёлтая полоса и белая (реже — жёлтая, сразу под полосой) надпись под окнами косого коридора. Фото июля 1997 года. Ещё фото 90-х. Летом 1999 года «Интурист» был отменён.


    С 1988 года:
    Последний раз редактировалось Wowan 09 апр 2018, 20:56, всего редактировалось 106 раз(а).
    #336095 Wowan 30 окт 2015, 20:11
    III. Современный этап.
    Массовое распространение и упадок фирменных поездов.


    С 1991 года:
      «Русь» (туристический поезд).

      «Афанасий Никитин». Ночной поезд 37/38 Москва — Ленинград курсировал как минимум с 1965 года. С 24 октября 1986 года по примеру ленинградской «Смены» формировавшийся в Москве поезд 37/38 стали обслуживать студенты — Московского лесотехнического, педагогического, технологического институтов, Коломенского педагогического и Московского института культуры — всего 250 человек. В каждой поездной бригаде было по пять наставников из числа опытных проводников. В 1988 году в поезде появились вагоны югославского завода GOŠA.
      Фирменность поезд получил не позднее 14 октября 1991 года. Одновременно маршрут был изменён на Москва — Выборг с заездом на Финляндский вокзал. Первоначальная ливрея была белой с синим оконным поясом и надписью «Афанасий Никитин» псевдорусским шрифтом под окнами. Впоследствии эту схему перенял поезд «Лев Толстой».
      С сентября 1992 года в состав включен вагон повышенной комфортности (тогда он назывался коммерческим), в его услуги входили питание, постельное белье, санитарно-гигиенический набор. С 1993 года в схему был включён в схему первый вагон с душем постройки «Аммендорфа». С 1 апреля 1994 года вагон-ресторан был заменен буфетом. С 1 июня 1997 года поезд вернулся на исторический маршрут Москва — Петербург. С 1995 по начало 2000-х в составе поезда от ст. Бологое до Москвы курсировали нефирменные беспересадочные вагоны Сонково — Москва и Старая Русса — Москва.
      В 2007–2008 годах состав снова был обновлён: вместо полосы и надписи «Афанасий Никитин» на белом подоконном поясе осталась одна узкая синяя полоса. Фото декабря 2004 года (вагон 003 16216 — самый первый Ammendorf K/kribni, штабной купейник с купе для инвалидов, построенный в ноябре 1993 года и как раз попавший в состав «Афанасия Никитина»). Фото мая 2008 года. С 13 декабря 2014 года поезд отменён, может назначаться по указанию.


    С 1992 года:
      Sibelius (первый рейс 30.05.1992, поезд Финских ЖД/VR).

      «Пенза». Нефирменный поезд 171/172 Пенза — Москва не позднее 1992 года получил название «Пенза» и собственную окраску. Фото февраля 2003 года.


    С 1993 года:
      Latvijas Ekspresis (частная организация).

      «Псков». До 1992 года по маршруту Псков — Москва курсировали пассажирские поезда, скорый 69/70 запущен только в 1993 году. 6 апреля 1993 года поезду присвоена категория фирменного и название «Псков». С 2001 (?) или 2002 года — № 9/10. Несколько лет прибытие поезда сопровождалось песней Алексея Кортнева «Я возвращаюсь в город Псков». В 2003 году в составе появился вагон-люкс. Фото 2005 года. Фото 2007 года. Фото 2013 года. К 2013 году почти все вагоны перекрашены в корпоративную ливрею РЖД.

      «Тамбов».


    С 1994 года:
      «Металлург». Скорый поезд 29/30 Москва — Липецк курсировал как минимум с 1970-х. Фирменность и собственное имя «Металлург» получил в 1994 году, на вагонах были накладные буквы. Предположительно, в 2006 году переименован в «Липецк» с обновлением состава и ливреи.


    С 1995 года:
      «Шексна». Первый рейс в 1995 году. Стандартные зелёные вагоны с художественной надписью «Шексна» в правой нижней части борта. Фирменность снята в январе 2007-го, возобновлена в январе 2008 года, часть вагонов были заменены.


    С 1998 года:


    С 1999 года:
      Укрзалізниця/УЗ (украинские железные дороги начали красить вагоны в синий цвет с лимонно-жёлтой полосой).

      "Беломорье". Ливрея нефирменного поезда 15/16 Архангельск — Москва, появилась не позднее 2000 года. Фото 2002 года. В общесетевом расписании поезд 15/16 до 1986 года назывался «Северная Двина», впоследствии упоминаний об имени собственном нет.

      «Атаман Платов». Первый рейс в качестве скорого №99/100 в 1999 году. Фото августа 2003 и января 2004 года. В 2005 получил фирменность. В 2009-м отменен, а его номер получил перекрашенный в корпоративную ливрею «Тихий Дон».

      «Николаевский экспресс». Первый рейс — 25.12.1999. Ночной скорый поезд № 5/6 курсировал между Ленинградом и Москвой с конца 70-х, в позднесоветское время номер принадлежал «Интуристу», которому и наследует «Николаевский экспресс». Состав «НЭ» был сформирован из «Аммендорфов» 1987 года, модернизированных на Октябрьском электровагоноремонтном заводе: шесть СВ, восемь купейных и ресторан. Вагоны отличались оригинальным оформлением, фурнитурой (в т.ч. номерными табличками), оригинальной была и форма проводников.
      К 2008 году многим вагонам было более 15 лет, и 21 октября 2008-го распоряжением М. П. Акулова № 2222р с 1 ноября фирменность была снята. До лета 2009 года поезд курсировал как простой нефирменный, а с нового графика 2009/2010 был расформирован.


    C 2001 года:


    C 2002 года:
      "Саяны". (в 2005 году поезд ещё зеленый, с 2007 года уже синий).

      "Соловей" — ливрею получил не позднее 2002 года. Название "Соловей" поезд 605/606 и 105/106 Москва — Курск носят как минимум с 1980 года. С 2003 года поезд ходит также по маршруту Курск — Санкт-Петербург. Фото июня 2004 года. В 2008 году с обоих поездов фирменность снята, а с 1 февраля 2010 года восстановлена. С 27 декабря 2014 года снова стал нефирменным.

      С 2003 года:


      С 2004 года:
        O'zbekiston Temir Yo'llari/УТЙ.

        «Челябинский экспресс» (№88У/87А). Внешний вид вагонов такой же, как у фирменного поезда «Южный Урал» (поезд принадлежал Южно-Уральской дороге). Первый рейс из Челябинска совершил 31.05.2004 и курсировал через Вологду. Последний рейс — вероятно, 31.05.2010. С 2.06.2010 поезд заменён скорым №146/145 (маршрут через Москву-Курскую и Нижний Новгород).


      С 2005 года:
        «Две столицы». Первый рейс — не ранее 24 декабря 2005 года, в соответствии с распоряжением М. П. Акулова № 2188р. При запуске поезд имел номер 19/20 (и заменял тем самым нефирменный поезд из вагонов бывшей «Берёзки), а с запуском «Мегаполиса» получил номер 63/64.
        Первоначально «Две столицы» были сформированы только из новых купейных вагонов и СВ производства ТВЗ 2005 года. Фото мая 2006 года. В 2007 году часть вагонов заменили на плацкартные.


      С 2006 года:

        «Белые ночи» (Вологда — Санкт-Петербург). Фото 1996 года. К 2000 году поезд был зелёным с синей полосой над окнами, идентичным поезду «Вологодские зори» Вологда — Москва. Фото 2000 года. Фото августа 2003 года. Собственную ливрею получил не позднее 2006 года. Название тоже относительно новое, т.к. исторически в 1960–1980-е название «Белые ночи» носил фирменный поезд 21/22 и 49/50 Ленинград — Кисловодск.

        «Тургенев». Первый рейс — 26 мая 2006 года. Фото сентября 2006 года. Поезд курсировал в общем обороте с пассажирским 603/604 Москва — Орёл. Последний рейс — 1 ноября 2014 года.

        «Мегаполис». Поезд принадлежит образованной в 2003 году частной компании ООО «Тверской экспресс». Однако ливрея идентична поезду РЖД «Две столицы». Первый рейс — 3 октября 2006 года под номером 19/20 (ходивший под этим номером поезд «Две столицы» перенумерован в 63/64). Сформирован из купейников и СВ производства ТВЗ 2006–2007 годов и ресторанов «Вагонмаша» 2006 года. Фото апреля 2007 года. Фото апреля 2011 года.


      С 2009 года:
        РЖД (aka PID). Корпоративная окраска представлена в 2009 году и в последующие пять лет заменила собой почти на все фирменные и региональные ливреи РЖД, за исключением «Красной стрелы» и «Экспресса».

        «Александр Невский». Последний в истории России фирменный поезд с собственной ливреей и интерьерами. По некоторым данным — попытка реанимации идеи отеля на колёсах, которую воплощал «Николаевский экспресс». Единственный состав принадлежал ООО «РЖД Тур». Технически это были модернизированные немецкие вагоны с оригинальным оформлением, соответствовавшим тогдашним представлениям о роскоши: восемь СВ, два десятиместных люкса и только три купейных вагона и несколько ресторанов с различными интерьерами.
        Поезд регулярно курсировал между Москвой и Санкт-Петербургом с 26 апреля по 31 декабря 2009 года (сначала трижды в неделю, а с 12 октября — дважды).
        С 2010 года «Александр Невский» используется в качестве туристического на разных маршрутах. Например, в новогодние каникулы 2010/2011 и 2011/2012 как поезд 70/69 Москва — Хельсинки. Отдельные вагоны сдаются в аренду, иногда попадаются в специальных поездах. В июле 2013 года один из ресторанов был замечен в Киеве и Минске в спецпоезде РПЦ, перевозившем крест Андрея Первозванного. Летом 2015 года несколько вагонов курсировали в частном турпоезде поезде на Транссибе.


      С 2015 года:
        «Балтийский экспресс». Вместо отменённого «Таллинн экспресса» с 10 июля 2015 года на новый маршрут с заездом в Санкт-Петербург-Главный запущен двухгруппный нефирменный поезд 33/34. С сентября 2015 года поезд получил название «Балтийский экспресс» и стал фирменным с группой нефирменных вагонов.
    Последний раз редактировалось Wowan 15 мар 2018, 23:52, всего редактировалось 34 раз(а).
    #336097 Wowan 30 окт 2015, 20:13
    Что ж, давайте пополнять. )
    Кто что знает — пишите. Желательно, конечно, с пруфами в виде фото.
    #336103 oleg5955 30 окт 2015, 20:46
    Я помню номер фирменной "Кубани" еще "№ 40" - ссылка в подтверждение вот - http://www.parovoz.com/phpBB2/viewtopic.php?t=3638. С какого времени он фирма, сказать не берусь, скорее 1965 - просто дата первого рейса- http://www.yuga.ru/news/68441/. Окрас не помню :( возможно как говорят здесь - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1 ... 0%B7%D0%B4) - темно синий.
    Еще с детства - 1970 годы - помню "Шексну" , как название, но у РЖД он указан как фирменный с 1995 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0 ... 0%B7%D0%B4). Окрас тоже не помню.
    #336104 Шаэнн 30 окт 2015, 20:57
    У меня фотки сюда плохо вставляются, но, если интересно, можете покопаться в моём альбоме на ЯФ:
    https://fotki.yandex.ru/users/ag-ma/album/73065/
    #336111 SM@TRON 30 окт 2015, 21:09
    "Аврора" судя по всему была перекрашена ещё до крушения и обновления составов. 1987-й год:
    http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=442519

    "Экспресс" (1986-й год):
    http://railwayfoto.narod.ru/Vagons/PASS ... press1.jpg

    "Лиетува" и попутно "Полонез" (1983-й год):
    http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=458038
    Она же (1992-й год):
    http://vaunut.org/kuva/83302

    В независимой Литве помимо обычной "зелени с красной полосой" было два варианта окраски вагонов - красно-жёлтый и жёлто-зелёный (красные вагоны - межгос, зелёные - внутренние поезда), 1994-й год:
    https://www.flickr.com/photos/98708469@N04/14354288746
    https://www.flickr.com/photos/98708469@N04/14374004541

    "Полонез" начал ходить с 1973 года, не ходил с 2005 по 2007 годы (тогда-же, в 2007-м, появился российский состав), польский состав перекрашен в начале-середине 2000-х (1986-й год):
    http://trains-worldexpresses.com/500/511-08m.JPG
    Он же (конец 1980-х годов):
    http://railwayfoto.narod.ru/Vagons/PASS_VAG/VARS_1.jpg
    Он-же (1996-й год):
    https://www.flickr.com/photos/wolfie59/5375911323
    https://www.flickr.com/photos/wolfie59/5806213092
    Он же (2004-й год):
    https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Polonez.jpg

    "Янтарь" (1970-е годы):
    http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=396284
    Вагон от "Янтаря" (1992-й год):
    http://trains-worldexpresses.com/500/530-02-06m.JPG

    "Неман" (1992-й год):
    http://trains-worldexpresses.com/500/T01-010_index.JPG
    Он же (1997-й год):
    http://railwayz.info/photolines/photo/50179
    Он же (1998-й год):
    http://railwayz.info/photolines/photo/24173

    "Чайка" (1973-й год):
    http://vaunut.org/kuva/67604
    Она-же (1981-й год):
    http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=77445
    Она-же (1984-й год):
    http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=24008

    "Прибалтика" (1978-й год):
    http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=4444
    http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=4462
    Она-же (1987-й год):
    http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=4550

    "Эстония" (1980-е годы):
    https://vk.com/sov_railways?w=wall-72200068_1715
    Она-же (конец 80-х - начало 90-х):
    http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=4262
    Она-же (1991-й год):
    https://www.flickr.com/photos/96767885@N07/8938210740
    Она-же (1990-е годы):
    http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=4280
    Она-же (1996-й год):
    Маршруты и поезда прошлых лет (3)

    Питер - Таллинн (2002-й год):
    http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=349110

    "Балти-Экспресс" (1995-й год):
    http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=4386
    Он же (1996-й год):
    Маршруты и поезда прошлых лет (3)
    Он же (конец 90-х - начало 2000-х годов):
    http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=4278

    "Кама" (1984-й год):
    http://www.panoramio.com/photo/49691120

    "Вятка" с 1967 года: Маршруты и поезда прошлых лет - вплоть до перекраски в 90-х зелёная с накладными, позже просто рисованными белой краской буквами.

    Она-же (1970-е годы): Маршруты и поезда прошлых лет (3)
    Она-же (1982-й год): https://commons.wikimedia.org/wiki/File ... on_III.jpg
    Она-же (1992-й год): http://vaunut.org/kuva/83300
    Она-же (1992-й год): http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=503305
    Она-же (2007-й год): https://trainpix.org/photo/121665/
    Последний раз редактировалось SM@TRON 31 окт 2015, 15:16, всего редактировалось 3 раз(а).

    С уважением, Евгений.
    Вагоны фирменного поезда Дагестан в 1980-е годы -- были полностью выкрашены в вишнёвый цвет, с "растянутой" надписью жёлтой краской поверх окон: Д А Г Е С Т А Н. А внизу окон, посередине вагона, вместо сменяемой металлической таблички-маршрутного указателя, которую почти всегда вешали на пассажирские вагоны ПДС, во времена СССР -- тоже жёлтой краской, но буквами помельче -- было написано: Махачкала--Москва.
    Вагоны фирменного поезда Кавказ в 1980-е годы -- сами были зелёные, но имели жёлтую полосу между окон, со "скосом" её возле одной из входных дверей в вагон, где были нарисованы буквы как-бы "одна в одной": МК .
    Вагоны фирменного поезда Грузия в 1980-е годы -- были зелёные, и поверх окон имели надпись: "Грузия", и на грузинском и на русском языках надпись: Тбилиси--Москва. Аналогичные надписи имел фирменный поезд Азербайджан. А вагоны его -- были выкрашены как этот вагон:
    Изображение
    Кстати: все вышеперечисленные мною поезда -- в 1980-е годы ходили именно по Курскому направлению МЖД, и отправлялись именно с Курского вокзала.
    #336122 SM@TRON 30 окт 2015, 21:36
    "Кавказ" (1977-й год):
    Маршруты и поезда прошлых лет (3)

    А вот так "Чайка" выглядела перед отменой в середине 90-х:
    Вагоны "Тверского Вагоностроительного Завода" (ОАО "ТВЗ")

    "Дагестан" (год не знаю какой):
    https://www.flickr.com/photos/8680541@N04/4944236547
    Последний раз редактировалось SM@TRON 30 окт 2015, 21:49, всего редактировалось 2 раз(а).

    С уважением, Евгений.
    SM@TRON: "Кавказ" (1977-й год):
    Маршруты и поезда прошлых лет (3)
    Я помню только такой окрас поезда Кавказ в 1980-е годы:

    Изображение
    правда уже без букв "МК" возле "скоса" жёлтой полосы к левой входной двери по ходу поезда...
    #336129 SM@TRON 30 окт 2015, 21:53
    "Осетия" (2000-й год): http://www.parovoz.com/newgallery/index.php?ID=233947

    "Океан" (1983-й год): http://habarnew.livejournal.com/8874.html

    "Рица (1972 - 1976 годы): https://fotki.yandex.ru/next/users/serg ... iew/612426

    А вот здесь можно видеть вагоны фирменной "Белоруссии" (1992-й год): https://www.flickr.com/photos/vikingman/8584143894

    С уважением, Евгений.
    #336140 oleg5955 30 окт 2015, 22:09
    может название темы уточнить - "фирменных и именных" , как я понял отсюда - http://fot.com.ru/index.php/topic/22095 ... %82%D1%83/ - именными они точно были, а вот фирма - ??
    Последний раз редактировалось oleg5955 30 окт 2015, 22:23, всего редактировалось 1 раз.
    #336145 Wowan 30 окт 2015, 22:19
    Именные — и есть региональные окраски.
    Вообще, самое интересное и сложное — это отследить даты изменений. Хотя бы к какому-то диапазону свести.
    #336223 Аргонавт 31 окт 2015, 10:52
    2003 запуск Демидовского экспресса зеленый с серыми наклонными широкими полосами
    2005 вагоны Днепры с белой лентой и надписью демидовский экспресс
    2009 стандартная РЖД окраска вагоны нового модельного ряда

    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10