Возможно, внесу некоторые коррективы, как житель Минска, т.е. человек, видящий эту ситуацию изнутри.
Во-первых, население в РБ действительно бедное - на самом деле значительно беднее, чем кажется из РФ. И я, в принципе, знаю источник этого заблуждения - обычно бедные страны имеют весьма неказистый внешний вид (ну, потыкать в Google Earth на фото из городов, к примеру, Бангладеш или Сенегала и все станет ясно). У белорусов же есть черта характера - делать из всего красивый фасад. Поэтому с точки зрения туриста, проезжающего через РБ, страна не кажется бедной. Тем не менее, зарплаты (даже в Минске) нельзя сравнивать не только с Москвой/СПБ/НСК, но и с другими крупными городами РФ. Благосостояние РБ - примерно на уровне не сильно богатых регионов РФ наподобие Республики Коми. Для сравнения, цены на продукты в Минске - примерно на 10% ниже питерских, на одежду, бытовую технику и т.п. - на 10% выше их же (сравнивал примерно год назад, сейчас м.б. по другому, но порядок цифр ясен). Почему так получилось - не совсем уместная тема для данного форума.
И, как следствие, цены на внутрибелорусские перевозки действительно копеечные - иначе никто не будет ездить, перейдут на автобусы/маршрутки. Это видно по межгосу - скажи мне году в 2011, что 26 и 96 в сезон будут ходить по 5-6 вагонов каждый, а 132, 78 и 250 будут допами - не поверил бы. Я помню, как еще 5-7 лет назад в любое время года ухватить плацкартный билет на Москву/СПб было не так просто - а сейчас возят воздух. Кто победнее - перешел на автобусы, кто побогаче - на самолеты.
Во-вторых, что касается БЧ: она действительно работает по принципам МПС: никто "снаружи" не знает финансовых показателей, какие прибыли/убытки от грузовой деятельности и от пассажирской деятельности. Кроме этого, БЧ тащит огромную социальную нагрузку. Т.е. перед пассажирским департаментом (или как он называется) не стоит задача зарабатывать деньги. С точки зрения пассажира это великолепно - дешевые тарифы, большой выбор поездов - но такая ситуация не может продолжаться бесконечно, всякая халява когда-то заканчивается. БЧ пытается каким-то образом адаптироваться к новым реалиям (в первую очередь это закупка современного МВПС белорусской сборки - Штадлеры, Песы), однако в общем и целом эта организация весьма ригидна. И боюсь, что тем большим будет шок от падения, если эту структуру заставят жить по средствам.
В-третьих, что касается пассажиров. Не секрет, что в РБ весьма развита маятниковая миграция, центр ее притяжения на 90% - Минск (но есть и пасс потоки между облцентрами и крупными райцентрами). В ВУЗе, где я преподаю (политех), студентов-минчан в целом меньше 20%, на предприятиях - схожая ситуация. Все эти люди регулярно посещают малую родину, и это основной потребитель услуг БЧ. Как-то интересовался у своих знакомых неминчан, каким образом они ездят домой. И получил довольно неожиданную, по мнению многих здешних форумчан, ситуацию:
- в города, где ЖД есть, но идет неудобно/долго (Гродно, Мозырь, Житковичи, Могилев, Пинск) - едут автобусами/маршрутками
- в города, где есть дневное МВПС сообщение (Брест, Бобруйск, Орша, Барановичи, Гомель + сейчас добавились Лида и Полоцк) выбирают именно его, и только при неимении билетов на них - ЦМВшные поезда.
- ночное сообщение популярно из Минска, наверно, только в Гродно и отчасти города Полесья (те же Пинск, Мозырь, Лунинец, Речица)
Да, на БЧ есть ночные поезда из Минска во все обл.центры, но когда я говорил, что еду в Витебск ночным поездом, собеседник обычно делал круглые глаза.
Хоть я и поклонник, как здесь принято говорить, ортодоксальных поездов - не могу не признать, что зачастую БЧ топит печку деньгами. Я уже как-то приводил в пример поезд 612/611 Барановичи-Витебск. Когда курсировал 050/049 СПб-Брест, 612 шел вслед за ним с интервалом в полчаса и с теми же остановками, и естественно, шел пустым. В прошлом году он ездил о трех вагонах и перевозил за рейс по 50-60 человек (ну а затраты можете сами посчитать). Причем курсирование 625/626, хотя он тоже всегда полупустой, можно обосновать тем, что он и прицепки к нему вывозят людей из медвежьих углов Вит.области - и это оправдано, но 612/611 (особенно 611 - ночник из Витебска в Минск через Оршу, 00:00 отправление, 05:00 прибытие) - это маразм (сейчас 612/611 завернули на Кричев, посмотрим, что из этого получится). И таких примеров много: трехвагонный рижский поезд через день под тепловозом (его бы пустить ниткой 31-го в те дни, когда она свободна), 669/670, который посреди ночи возит воздух между Калинковичами и Гомелем, 629/630 и 648/647, состоящие полностью из сидячек с одним купейником (сюда МВПС напрашивается). В несезон куча поездов составностью до 5 вагонов, вместо того, чтобы собрать пару поездов нормальной схемой. С точки зрения пассажира это хорошо, но БЧ живет не по средствам. С другой стороны, в РБ есть пример, что получится, если пасс.перевозки поставят на самоокупаемость - это АК Белавиа. Космические цены, старые самолеты, неудобное расписание и раздутый менеджмент.
В общем, возможно, я пессимист, но будущее БЧ меня не радует - это выбор между плохим вариантом и очень плохим.