Странно читать такое на профессиональном форуме, где уважаемые форумчане знают матчасть и теорию до запятой.
Межгосударственное сообщение это не одно и то же, что международное сообщение.
Во времена той большой страны пассажирское сообщение было либо внутренним, либо международным. Всё было просто - если поезд не пересекал госграницу, он считался внутренного сообщения. Если поезд госграницу пересекал - это был поезд международного сообщения. Но после её распада из внутреннего сообщения надо было выделить сообщение между бывшими республиками некогда единой страны. Вот для этого и было придумано так называемое межгосударственное сообщение. Для него же был придуман межгостариф, который в настоящее время является предметом споров всех бывших республик и причиной того, что это самое сообщение находится в столь плачевном состоянии.
Межгосударственный пассажирский тариф (МГПТ)
Дата официального опубликования: 22.03.2018
Раздел 1. Общие положения
1.1. Межгосударственный пассажирский тариф (МГПТ) применяется при перевозках пассажиров, багажа, грузобагажа и почты между железными дорогами:
Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, Эстонской Республики.
1.2. Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты производятся через пограничные станции и между станциями, включенными в базу данных систем резервирования или перечисленными в Тарифном руководстве №4. (Взято с сайта РЖД.)
А международными маршрутами так и остались маршруты, которые связывают станции стран СНГ со станциями за пределами бывшего СССР. Соответственно, международным считается тот поезд, который следует за границу СССР. Вот так, страны уже давно нет, а её формальные признаки в виде границы остались.
Для простого пассажира может и нет разницы, как называть поезд из Киева в Москву, но билет на этот поезд можно взять онлайн или в обычной железнодорожной кассе и это будет обычный билет, потому что в большинстве стран СНГ действует единая система резервирования, в то время как билет на поезд из Киева в Будапешт или из Москвы в Хельсинки в обычной кассе не продадут. Для этого существуют специализированные кассы. Это же касается и формы бланков - в международном сообщении они несколько иные, как и правила и порядок резервирования мест, а для расчёта стоимости проезда применяются другие тарифы. Кроме того, к международным поездам применяются иные техрегламенты, иные требования к подвижному составу, к работникам поездных бригад.
Сравнивать эти поезда конечно можно, но это будет некорректное сравнение. А отсюда и непонимание того, почему поезд Алма-Ата - Нукус вроде и связывает два государства, а является по своей сути скотовозом, а поезд Алма-Ата - Урумчи тоже следует между двумя государствами, а с тем поездом и рядом не стоял.
Но международных поездов на просторах бывшего Союза осталось так мало, что и возникает вот такая неразбериха в понимании.