Немного любопытных цифирь за апрель 2019.
Пассажиропоток туда+обратно в среднем за сутки. По жд - только дальнее следование.
Маршрут | железка / авиа
Москва-Самара 1715 / 2576
Москва-Тольятти 639
Москва-Сызрань 432
Москва-Казань 4531 / 2684
Москва-Чебоксары 916 / 1360 (у авиа больше, чем ж.д. !!!)
Москва-Киров 1317 / 662
Москва-Пермь 783 / 1569
Москва-Ульяновск 1261 / 931
Москва-Уфа 435 / 2947
Москва-Екатеринбург 530 / 3887
Посмотрим на основные города Свердловской области (ессно, только ж.д)
Москва-Первоуральск 14
Москва-Н.Тагил 32
Москва-Каменск Ур 18
Москва-Богданович 5
Москва-Камышлов 4
Москва-Красноуфимск 36
Москва-Серов 27
Таким образом, не видно, что у городов области, имеющих беспересадочное сообщение с Москвой, какой-то особенный ж-д трафик, при этом в аэропорту Кольцово имеются достаточно регулярные рейсы автобусов и маршруток на Тагил, Первоуральск, Серов, Каменск... Явное исключение здесь, пожалуй, Красноуфимск, город в 200+ км от Ебурга на запад, а до Москвы 22 ч на поезде.
Посмотрим трафик от Ебурга в некоторые ключевые пункты. Снова ж-д / авиа
СПб-Екатеринбург 201 / 1228
Краснодар-Екатеринбург 31 / 871
Екатеринбург-Омск 401 / 30
Екатеринбург-Новосибирск 243 / 140
Екатеринбург-Красноярск 62 / 144
Екатеринбург-Н.Новгород 90 / 54
Екатеринбург-Казань 617 / 68
Екатеринбург-Самара 81 / 233
Екатеринбург-Уфа 91 / 124
Интересно, что авиация неплохо развилась на Самару, Уфу и Красноярск, и уже обошла ж-д по потоку. На Краснодар вообще очень приличный авиатрафик.
Другие города, которые не связаны с Екб авиацией, соответственно, только ж-д.
Екатеринбург-Пермь 806
Екатеринбург-Тюмень 1088
Екатеринбург-Ижевск 235
Екатеринбург-Киров 141
Екатеринбург-Орск 149
Екатеринбург-Оренбург 141
Екатеринбург-Челябинск 94
Екатеринбург-Ишим 31
Екатеринбург-Кунгур 55
Екатеринбург-Соликамск 33
Екатеринбург-Каменск Ур 15
Екатеринбург-Ирбит 6
Екатеринбург-Туринск 18
Екатеринбург-Тавда 38
Екатеринбург-Кушва 4
Екатеринбург-Верхняя Тура 2
Екатеринбург-Верхотурье 5
Екатеринбург-Серов 87
Екатеринбург-Ивдель 74
Екатеринбург-Югорск 195
Екатеринбург-Советский 126
Екатеринбург-Талица 8
Екатеринбург-Камышлов 3
Видно, что роль поездов дальнего следования по области минимальна. Какой-то трафик наблюдается в Серове (город чуть меньше 100 тыс населения и узловая станция для агломерации), но кол-во пассажиров - на уровне одного автобуса. А не так давно набирался целый местный ночной поезд Бокситы-Екб, ранее еще ходил Карпинск-Екб, также был поезд через Алапаевск. И, конечно, проходящие с севера. Кол-во автобусов из Серова на Екб - около 20 пар.
Роль поездов дальнего следования по другим корреспонденциям - из Верхотурья, В. Туры, Кушвы, в Ирбите, Туринске и вовсе околонулевая. На Транссибе в Талице и Камышлове, где ж-д вполне пользовалась спросом для поездок в Екатеринбург, когда ходили экспрессы Тюмень-Екб, роль поездов теперь также нулевая.
Посмотрим другие пары городов, ж.д.
Уфа-Саратов 81
Уфа-Самара 192
Уфа-Челябинск 311
Самара-Саратов 263
Ульяновск-Саратов 36
Казань-Саратов 104
Волгоград-Саратов 187
Н.Новгород-Казань 201 (здесь есть и авиа, 64 чел в сутки)
Самара-Казань 176
Ульяновск-Казань 39
Ижевск-Казань 227
Пермь-Казань 156
Н.Новгород-Самара 85 (авиа - 82 пасс)
Ульяновск-Самара 20
Волгоград-Самара 89
Самара-Челябинск 81
Оренбург-Самара 137
Пенза-Самара 194
Курган-Челябинск 53
Курган-Екатеринбург 161
Киров-Ижевск 52
Киров-Пермь 153
Киров-Н.Новгород 236
Киров-Екатеринбург 141
Киров-Вологда 18
Киров-Ярославль 21
Киров-Кострома 5
Киров-Усинск 151
Киров-Котлас 70
Киров-СПб 276
Н.Новгород-Саранск 14
Н.Новгород-Пенза 15
И как противоположность, "жирный" кусок с курского направления:
Москва-Орел 2608
Москва-Курск 3051
Москва-Белгород 3464 (авиа - 758)
Москва-Мценск 405
Орел-Курск 56
Курск-Белгород 40
Курск-Серпухов 40
Орел-Серпухов 66
Мценск-Серпухов 21
Мценск-Орел 1
Что здесь можно сказать. Во-первых, сам по себе трафик между соседними центрами регионов невелик, и по ж.д. больше 100 пасс в сутки в одном направлении - уже праздник. Во-вторых, как только на маршруте длиной до 400-600 км появляется хорошая автодорога, а скорости у ПДСов средненькие, расписание не подогнано под местные пассажиропотоки, да еще и сплошь лежачие вагоны, то ничего хорошего у дальнего следования обычно не получается.
Например, Ульяновск-Казань и Самара, Курган-Челябинск, Нижний-Саранск, не говоря уже про Екб-Челябинск.
Сеть ПДС держится во многом на монопольном положении ж.д. по тысячам корреспонденций, в некоторых случаях неплохо работают ночные поезда на довольно большое расстояние (смотрим, например, от Екб на север, на территории ХМАО трафик заметно возрастает). Также есть несколько удачных направлений, где общий трафик очень мощный сам по себе, поэтому его часть, приходящаяся на долю ж.д., оказывается большой и поезда в результате имеют приемлемую длину с точки зрения экономической целесообразности перевозок. Нечто похожее не раз было озвучено товарищем СанСергеичем.
РЖД хронически не умеет работать с хорошими дневными междугородними пассажиропотоками уровня под 500-1000 чел в сутки и поболее, если есть заметная конкуренция. На примере той же Свердловской области видно, суммарный автобусный трафик очень приличный, а у ж.д. получается на выходе практически ноль.
И нельзя не отметить позитивные сдвиги в авиации, в т.ч. на немоковских маршрутах.
Конечно, отдельный вопрос, с какой динамикой и когда все это будет восстанавливаться.