http://newsib.net/index.php?newsid=81314515&paper_id=241Западно-Сибирская транспортная прокуратура в ходе проверки соблюдения прав и свобод человека обнаружила в планах Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов нечто такое, что надзорный орган посчитал незаконным.
Оказывается, вышеназванная дирекция планировала ввести с декабря 2011 года плату за вход на перрон и платформы для граждан, провожающих или встречающих пассажиров.
«Действия по ограничению нахождения на железнодорожном вокзале, перроне и платформе данной категории физических лиц противоречат требованиям Конституции РФ, Федерального закона «О защите конкуренции» и Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации», — заявил надзорный орган.
Кроме ожидаемого введения платы за вход на перрон, прокуратура обнаружила и факт введения указанных ограничений на железнодорожном транспорте пригородного сообщения. При пропуске лица, провожающего (встречающего) пассажира, через турникет пригородного вокзала станции Новосибирск-Главный взимается плата в размере 50 рублей, в обмен выдается «карта провожающего» либо «карта встречающего». Полученную карточку провожающего (встречающего) можно вернуть при возвращении в город и получить 50 рублей обратно.
Новосибирский транспортный прокурор направил в суд исковое заявление о признании указанных действий незаконными. 23 января Железнодорожный районный суд Новосибирска удовлетворил в полном объеме исковые требования Западно-Сибирской транспортной прокуратуры о признании незаконными действий ОАО «Экспресс-пригород» по взиманию с лиц, провожающих и встречающих пассажиров, платы. Пусть и залоговой.
«Благодаря своевременному вмешательству аппарата Западно-Сибирской транспортной прокуратуры удалось избежать массовых фактов нарушений конституционных прав граждан, что подтверждают результаты проверок, проведенных транспортными прокурорами (на правах районных). На всех железнодорожных вокзалах Западно-Сибирского региона, где оказываются услуги перевозки граждан в поездах дальнего следования, не допущено фактов взимания платы с граждан за вход на перрон и пассажирские платформы» — сообщает прокуратура.
Большинство наблюдателей заметило, что вводимый залоговый вход на перрон — способ борьбы с безбилетниками, которых можно назвать если не бичом железных дорог, то головной болью точно. Особенно, если речь идет о железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Однако, как удалось выяснить корреспонденту «Новой Сибири», ОАО «Экспресс–пригород» преследовало совершенно другие цели, вводя залог за вход на перрон.
«В целях удобства пассажиров и провожающих, сопровождающим гражданам предоставлена возможность проводить пассажиров в случае необходимости до электропоезда. Данная мера не является мерой по борьбе с безбилетным проездом, а направлена на улучшение качества обслуживания пассажиров», — заявили в компании.
На самом деле, если отбросить в сторону эмоции, которыми полны интернет-форумы, на которых потенциальные пассажиры обвиняют руководство «Экспресс–пригород», мягко говоря, в крохоборстве, мера по залоговому входу на перрон выглядит логичной. Более того — действительно улучшающей качество обслуживание пассажиров пригородного транспорта.
Сейчас ни провожающие, ни встречающие не могут пройти на перрон через турникеты без билета. Единственный способ — приобрести билет до ближайшей станции. Правда за него деньги, в отличие от карточки провожающего-встречающего уже никто возвращать не будет.
«Я не считаю, что компания ущемляла интересы пассажиров, мы хотели улучшить качество обслуживания. И я была уверена, что ситуация будет развиваться по-другому, — рассказала главный юрист ОАО «Экспресс–пригород» Татьяна Булгакова. — Сейчас я не могу спрогнозировать, как же ситуация будет развиваться дальше. Мы ознакомимся с судебным актом, дадим ему правовую оценку. После этого будет принято соответствующее решение».