10 мая 2011 г, поезд №167 Санкт-Петербург - Москва.
Прежде чем пройти на платформу, пришлось проходить зал досмотра, как и на Сапсан. В принципе ничего страшного в пресловутом досмотре не было - только поставил рюкзак на ленту и прошел через рамку, никак на меня не отреагировавшую. Хотя народу в зале много (шла посадка и на НЭ и на обеденный Сапсан), а зал небольшой, поэтому возникло ощущение тесноты и толчеи. Со мной было несколько провожающих - пропустили без каких-либо вопросов, только ставь сумку на ленту и пройди через рамку.
Поезд состоял из 8 вагонов плюс ВР, вел ЧС200-003. Первые два вагона - те самые "самолеты" на 68 мест, оставшиеся - купейные сидячки первой серии (2001 года). Заполненность близкая к 100%, оставалось только несколько мест в первом вагоне. Жестко обломался при выборе места - по изученым схемам выходило, что 12 место у окна, а оказалось наоборот. В итоге большую часть дороги простоял в коридоре у окна, впрочем, особо от этого не устал.
Сам вагон внутри выглядит уже изрядно затасканным - пластик стен поблекший, обивка кресел изрядно поизносилась. После набора скорости в вагоне начался скрип и лязг, непонятно от чего - то ли столик, то ли панели потолка и стен, но комфорту поездке такой аккомпанемент понятное дело не добавлял. Даже "немец", которым я ехал после этого из Москвы и который был вдвое старше этого вагона, так не скрипел
Хотя плавность хода, надо признать, лучше, чем у премиумного вагона "Арктики".
Кресла вроде и шире сапсановских, но показались мне менее удобными - выдвижения вперед нет и откинуться как следует на спинку не получается. Места для ног действительно больше и людям высокого роста в купе НЭ верятно будет комфортнее, чем на местах рядом со столиком в сапсане. Телевизоры в количестве двух штук в купе были, но не работали. Штор на окнах не было, от солнца закрывались выдвижной шторой. В принципе этого было достаточно.
Проводница после отправления предложила чай-кофе (зеленый Гринфилд - 19 р), также можно было заказать горячее из ресторана с доставкой в купе. Больше ее особо и не было видно - появлялась только перед остановками, которых было три - Бологое, Волочек и Тверь. Удивила посадка в Твери примерно 5 человек во второй вагон - видимо, понемногу народ-таки ездит и на такие расстояния. Контингент - самый обычный, было довольно много быдловатой молодежи, шастающей по всему составу с пивом в руке. Впечатления элитного поезда, в отличие от той же Стрелы, Невский на меня не произвел - видимо, с появление Сапсанов это статус его остался в прошлом. В той же "Юности" публика отличалась несильно.
Пару слов о скорости. Хорошо ощущалось, что много ограничений - на участке от Питера до Бологого четыре раза снижали скорость до 50-60 км/ч, 200 набрали только после Мстинского моста. Зато после Бологого "полетели" и держали 180-200 до Крюково. Несмотря на торможения, по всем промежуточным станциям проходили минута в минуту - можно было сверять часы
Резюме. Поезд неплохой, но по части комфорта Сапсанам он явно уступает. Вагоны, хотя им всего 10 лет, уже скрипят так, как будто ездили все 20, причем не по самой вылизанной в стране дороге, а из Москвы во Владивосток
Хотя есть конечно и плюсы - в Невском можно постоять у окна в коридоре, если вдруг не повезло с местом, попить чайку из красивых стаканов с подстаканниками
Короче говоря - атмосфера поезда в нем ощущается больше, но это важно скорее для ж.д. любителей, чем для простых пассажиров. Если надо просто ехать днем и с комфортом - то Сапсан однозначно лучше, тем более что разница в цене между дневной птицей и Невским сейчас совсем незначительна.
Оценку могу поставить 8,5-9 из 10.