Несколько дней тому совершил поездку Москва-Берлин на этом поезде, вторым купейным классом. Я с момента старта этого проекта мечтал прокатиться на нём, ждал запуска, ловил все новостные сообщения, и, наконец, исполнил своё давнее намерение. Впечатления смешанные.
Положительные моменты - сам поезд и поездная бригада. Мировые люди, всегда готовы помочь, все всегда объяснят, очень любезны. На тех условиях, которые они работают в ФПК, это подвиг, я считаю - сохранять к пассажиру такое достойное отношение (а не быть аналогом советской официантки "вас тут много, а я одна"), как у сотрудников бригады, с кем я имел удовольствие иметь дело по ходу следования.
Что касается самого поезда, с одной стороны - он удобный, у него хороший интерьер, и если принимать во внимание габарит и российский стандарт перемещения в спальных купе, то дизайнеры хорошо постарались, сделав купе очень функциональными. Ряд решений можно назвать спорными - столики для еды, одна розетка на купе; но суметь впихнуть весь привычный российскому пассажиру спальных поездов функционал в маленькие испанские вагоны европейского габарита требует от дизайнеров очень больших компромиссов и нестандартных решений. Кроме того, он всё же мало соответствует привычному для россиян способу путешествия - с большим количеством сумок. Когда ты просто бэкпэкер или у тебя относительно небольшой чемодан, никаких проблем нет, но в моём купе ехали две дамы с огромными чемоданищами, которые не помещались ни под нижними полками, ни в надкоридорной нише (чемодан одной из попутчиц от Минска до Жепина простоял в коридоре). Не очень понравилось оформление коридоров спальных вагонов, но интерьеры сидячих вагонов и ресторана - отличные; считаю хорошим решением и то, как решены переходы из одного вагона в другой - лабиринтом. Туалеты дизайнерам тоже удались. Жаль, правда, что в вагонах второго класса нет душевых (хотя бы одной на два вагона), как в новых ТВЗшных РИЦах, но это уже придирки ) Вообще, в связи с этим я считаю не самыми релевантными придирки о "маленьких купе" и "узких коридорах" - это всё потому, как я уже отметил, что дизайнерам, проектируя интерьер для России, пришлось решать задачу впихнуть в узкий габарит всё необходимое для путешествия. Кулеры в углу - вещь хорошая, но "горячая" вода в них всего лишь тёплая.
Более спорной вещью я теперь считаю саму концепцию использовать именно этот поезд для расстояния почти 2 тыс. км, т.к. эта платформа всё же предназначена для дневных поездок на гораздо более короткие дистанции в специфических условиях Испании - вагоны короткие не потому, что так захотелось дизайнерам, а потому, что страна горная, со сложным рельефом и множеством кривых на путях; система изменения колеи (вещь для России в принципе полезная, с учетом налаживания движения как в Китай и, возможно, когда-нибудь, в Корею, так и в Европу) тоже потому, чтобы состав можно было гибко использовать как на старой инфраструктуре с широкой колеёй, так и на новых высокоскоростных путях. Кроме того, платформа Talgo 250 не может на существующих путях в РФ, РБ и Польше использовать весь свой скоростной потенциал - он пригоден для движения со скоростью 250 км/ч, в то время как в Белоруссии если - судя по табло - разгонялись до 135, то это было уже щастье. Роли ночного ПДС со спальными вагонами для такого расстояния эта платформа не очень соответствует - это заметно хотя бы потому, что при подъезду к Берлину вода в туалетах заканчивается, утреннее умывание становится проблемой (хотя в роли именно ночного поезда - вечером сел, утром приехал - он, я думаю, вполне пригоден). В принципе, это наверняка можно решить дополнительной экипировкой водой в том же Бресте.
Необычная испанская подвеска, как мне показалась, требовательна к состоянию путей - при следовании по территории России и Белоруссии в вагонах довольно серьёзно стучит (на ритм стука хорошо накладываются джазовые импровизации), но порой этот стук пропадал - я полагаю, на участках, где недавно были уложены новые длинные рельсовые плети. В Польше и Германии при движении стука не было вообще.
Теперь о отрицательных впечатлениях, и все они обусловлены тем, как ФПК относится к этому своему проекту. Самые кричащие моменты - беспроводной интернет доступен только на территории РФ; оплата банковскими картами на момент поездки была невозможна в принципе. Я хотел купить себе сувенирный набор, который ждал несколько часов - пришлось для этого поставить на уши нескольких проводников, которые выяснили, что наборов, заявленных в продаже в буклетах поезда и на портале "Попутчик", вовсе нет (а ведь это только что экипированный поезд). В оформлении портала дурацкие ошибки - больше всего доставил "Салат из свежих овощной" в меню, указанном на портале. При этом даже он не работает при пересечении российской границы. Буклеты в купе - с устаревшей информацией (расписание не соответствует текущему, беспроводной интернет указан как платная услуга, на деле он бесплатен, но до Смоленска). Оформлены с ошибками вывешенные на стенках вагонов расписания - неправильное время стоянки на одной из станций исправлено ручкой.
Обслуживание вагонов-бара и ресторана отданы на аутсорсинг какой-то фирме, название которой я не запомнил. Вроде ничего так, и люди хорошие, но не понравилось то, что упакованная продукция в коробках, закрытых и раскрытых, стояла прямо в вагоне-баре на виду у пассажиров (разве нельзя было спрятать вовремя это всё?), меню оформлено в стиле "Поностальгируй о советском времени" (опц. "о 90-х") - меню (с обязательным указанием номенклатуры продуктов в блюдах) могло быть для поезда премиум-класса отпечатано в виде брошюры на хорошей бумаге, а в оформлении салфеток, подстаканных картонок и прочего использоваться логотип поезда - нет, меню собрано из отдельных ламинированных листов А4, что выглядело, прямо скажем, безвкусно. Из высокоскоростных проектов РЖД лучший вагон-ресторан - в поездах "Аллегро" (потому что это типичный финский поездной вагон-ресторан); на втором месте - "Сапсан", а "Стриж" и "Толстой" делят между собой первое место с конца (хотя, как мне кажется, у "Стрижа" не всё так мрачно).
Мой вердикт таков - ФПК жирная двойка за текущее воплощение так мной долгожданного проекта, причём то, что она отдала беспроводной интернет и поездной развлекательный портал на аутсорс каким-то биороботам, вообще тянет на жирную единицу (уважаемый Пётр Валерьевич, если до вас как-то донесут ваши миньоны информацию из этого отзыва, до вас должно дойти - нельзя, нельзя делать поезд премиум-класса и позориться тем, что за год не договорились о работе беспроводного интернета по всему маршруту следования, а поездной портал развлечений делать таким бедным и так позорно оформлять - начальная страница оформлена вообще ужасно, ваши горе-веб-дизайнеры на ней даже не сделали адрес портала работающей гиперссылкой, хотя вообще при запуске браузеров на мобильных устройствах должен происходить автоматический редирект на страницу авторизации, хотя и в ней смысла нет - ведь в поезде и так нет зайцев, все следуют по билетам, в чем смысл проходить авторизацию для доступа в вай-фай?). Другой неожиданный момент - это неначисление бонуса по программе "РЖД-Бонус" за поездку, если в аккаунт не добавлен загранпаспорт. Почему-то программа строго привязана к документам, чего ни в одной другой программе лояльности нет, поэтому при покупке билета на сайте РЖД невозможно указать номер участника программы лояльности; соответственно, баллы за поездку не засчитаются. Я считаю, что правильным было бы привязать программу не к паспорту/паспортам, а к имени. Поезду - 4+ (при проектировании для отечественного габарита такой поезд заслужил бы твёрдой пятёрки, но из-за того, что не все компромиссы оказались удачными или объяснимыми, полбалла сняты). Фирме, обслуживавшей вагон-ресторан - 4-. Бригаде проводников - твёрдая 5.