Расскажу Вам, дорогие мои, притчу несколько мыслей о справедливости ребе Пелливерта
О справедливости говорят в последнее все кому не лень в Израиле (да и не только). Кого считать справедливым, какое решение или поступок, что такое справедливое государство, права, заработок и т.д. Во многих конкретных случаях нам легко согласиться насчёт того, что то или иное действие справедливо. Например, "учитель справедливо наказал обоих зачинщиков драки", "судья вынес справедливый приговор", или же - "кто то получил справедливое вознаграждение".
Чаще всего, справедливость понимается нами как аналог добра. То есть, справедливое поведение это то, что следует делать в конкретном случае согласно принятым в обществе моральным принципам и нормам. Однако, если продолжить рассуждать в таком ключе, мы быстро поймём, что такое понимание справедливости всегда относительно. У одних, месть обидчику священна, у других - наоборот принято прощать; у одних с политическими противниками принято договариваться, у других - их принято уничтожать. Даже соблюдение закона - не всегда справедливо, если требуется донести на членов семьи, например. Иногда, даже наоборот - несоблюдение закона считается справедливыми, будь то поселенческая деятельность или переход на красный свет, так как оправдывается более высокими принципами (религиозными или просто спешкой). Я уже не говорю о том, что наши представления о справедливости могут сильно расходиться в вопросах подоходного налога, прав на владение огнестрельным оружием, в вопросах о границах Израиля и исторической справедливости.
Когда то считалось, что справедливость заключается в том, чтобы каждый получал согласно своим потребностям и затраченным усилиям. Но в условиях современной экономики это невозможно - если бы фондовая биржа работала по принципам справедливости, она бы разорилась.
То же самое можно сказать и о безработных людях, об обанкротившихся компаниях, о бездомных и больных - вряд ли можно говорить о справедливости в этих случаях.
Иногда под справедливостью подразумевается беспристрастность. Например, мы считаем неправильным, если профессор принимает экзамен у собственной дочери или если частная компания получает подряд в обход тендера. С другой стороны, мы понимаем что невозможно относиться к людям одинаково: есть семья, друзья, родственники, к которым мы неравнодушны и необъективны по определению. Даже Б-г, если он есть, не правит миром "по справедливости" в нашем человеческом смысле этого слова.
Так что же такое справедливость ?
Если свести наши представления о справедливости к какому то общему знаменателю, то скорее всего это - неписаный общественный договор, согласно которому у всех есть свои эгоистические интересы, и что они - равноправны. То есть интерес Бориса, Мухаммеда и Ицика могут входить в противоречие, но все они имеют равное право защищать свои интересы и стремится к своим целям. Если общество признаёт этот принцип, то скорее всего оно будет стабильным и считаться справедливым своими членами.
Но, чтобы такая справедливость возобладала, необходимо ещё одно качество - чтобы у членов общества было благожелательное отношение друг к другу. Именно в дефиците благожелательности граждан друг к другу следует видеть главную угрозу демократическому обществу.
Давайте будем благожелательными друг к другу !