А если попытаться систематизировать те калининские вагоны "эпохи до ЦМВО-66", которые мы знаем?
1. "Голубой экспресс" (условно назовем его так). 60/90 мест, тара 54 тонны (согласно альбому 1955 года). Из характерных особенностей - 12 окон с "котловой" стороны, причем нет окна в котельном, в косом коридоре одно окно "полу-узкое" (шире, чем у обычных КВЗ, но уже, чем стандартное). На крыше три "грибка" над проходом. Есть упрощенный чертежик вида сбоку, несколько заводских фото. Плюс нечто похожее видим на
скринах из фильма "Горизонт" 1961 г. (обратите внимание на "перерыв" между дверью тамбура и окном в косом коридоре, которое кажется вполне стандартных размеров):
http://www.mza.ru/forum/download/file.php?id=1201&mode=view/vlcsnap-2011-04-02-01h10m22s46.jpg
Вагон в музее на Рижском, похоже, из этой же серии (снова 12 окон без окна в котельном):
http://andrew_msu.users.photofile.ru/photo/andrew_msu/3811024/89632589.jpg
-------------------------------
2. 8-гофровые вагоны (2 под полосой, 2 над окнами) с 13 окнами с "котловой" стороны. Причем все окна идут подряд, без перерывов - сначала два узких, потом еще 11 обычных широких окон. На крыше - длинный ряд "грибков". Изображение вагона было, например, в фильме "
Разные судьбы" 1956 года:
http://www.mza.ru/forum/download/file.php?id=891&mode=view/vlcsnap-2011-03-20-23h38m50s227.JPG
Заметьте, что в других фильмах ("
Рядом с вами", "
Журналист") мелькают таблички, висящие у двери рабочего тамбура. И там указано:
спальных мест 58, для сидения 87. Тара 56 т.
-------------------------------
3. 10-гофровый вагон, аналогичный пункту 2. Внешне всё почти то же самое, только над окнами не 2, а 4 гофра. Видим такой вагон в фильме "
Под стук колес" 1958 года:
http://www.mza.ru/forum/download/file.php?id=1366&mode=view/vlcsnap-2011-04-05-02h39m47s227.jpg
Катается такой же и в Сумской области (
второй вагон от локомотива, первый - пожалуй, межобластной КВЗ на 73 места - 3 узких окна слева + нет частокола "грибков"):
http://www.parovoz.com/gallery/UASU/20110608_322282.jpg
И еще в Риге (вид со стороны "купе"):
http://www.parovoz.com/gallery/LV/20080227_123693.jpg
Но плацкартники ли это? Есть вероятность, что 10-гофровые - это сидячки... Как проверить?
------------------------------
Кстати, вот два прекрасных фото, где 8-гофровый вагон стоит рядом с 10-гофровым, причем есть виды с обоих сторон. Правда, автор фото почему-то считает 8-гофровый вагон "егоровцем".
http://www.parovoz.com/gallery/RU78/20101103_288160.jpg
http://www.parovoz.com/gallery/RU78/20090330_189931.jpg
-------------------------------
Принципиальный момент - как отличить всё это от межобластных вагонов? Если количество окон у этих ранних плацкартов такое же, как у сидячек? Кроме того, у сидячек и впоследствии не было широкого "перерыва" между окном в котельном и окнами в косом коридоре).
Возможно,
Если я всё правильно понимаю, у всех плацкартов над проходом много (11 шт.) вентиляционных дефлекторов. А у сидячек большинство дефлекторов с противоположной стороны крыши (так сделано у немецких и венгерских купейников), а с "котловой" стороны вагона - раза в два меньше (грубо 6), что прекрасно видно и на
сюжете 1957 года в киножурнале "Наш край", и на фото польских сидячек, которые, как я полагаю, были сделаны по образу и подобию калининских:
http://www.parovoz.com/gallery/RU16/20090204_180551.jpg