Ну что же тогда, что бы сильно не напрягаться расскажу о ветке Кавказская - Ставрополь, по которой проехал на пригородном в мае 2008 года, скопировав предварительно сохранённый материал старого отчёта с укрфорума сюда. Правда придётся повозится фото были перезалиты на фотофайле. Учтите что первую часть не правлю, а публикую, без изменений, как было в 2008 году.
А потом покажу Ставрополь 2013 года.
Итак начнём! Впервые мне удалось побывать замечательной станции Кавказская, не пугайтесь, аж 1985 году, причины, способствующие этому, заведут нас в восточный Берлин, где я, будучи в длительной командировке познакомился с русской девушкой из города Новоалександровск Ставропольского края. А затем в первом в своей жизни рабочем отпуске, решил по её приглашению посетить этот город. За свой первый отпуск я три раза побывал в Москве, затем в Оренбурге и Самаре из которой на 111/112 Новосибирск – Адлер и приехал первый раз на эту станцию, что бы сделать пересадку на пригородный и доехать до станции Расшеватка, где жила моя знакомая. Никогда не думал, что в дальнейшем мне придётся бывать в этом городе по нескольку раз в год, по служебным делам, после моего переезда из Волгограда в Ростов в 2002 году.
Немного о городе и станции, в городе проживает почти 80000 человек. В Краснодарском крае он шестой по числу жителей, и уступает по этому показателю только Краснодару, Сочи, Новороссийску, Армавиру и Ейску. Недалеко от города, в 8 километрах по автомобильной дороге на Ставрополь, расположена станица Кавказская, которая и дала название станции, потому как во время её создания города как такового не было. Появился он позже в 1874 году, после постройки депо и вокзала, как посёлок Романовский, а статус города получил в 1921 году и назван в честь теоретика анархизма и географа князя Кропоткина. Железная дороги на Ставрополь была построена в 1897 году, а линия Кавказская – Краснодар в 1901 году. В городе много предприятий пищевой промышленности, а самым известным является механический завод выпускающий трубоукладчики и аппараты по изоляции труб.
Если Вам случится проезжать эту станцию, то я дам Вам несколько полезных советов. Любителям пива, боящимся далеко отходить от поезда, между западной оконечностью вокзала и зданием ЛОВД есть проход в город, но Вам после него надо сразу повернуть направо и в 20 метрах маленький магазин с нормальными ценами. Кто считает, что ему хватит 15 минут что бы пройти 150 метров туда и обратно с 5 минутами в магазине для покупки продуктов, слева в пятиэтажном здании на привокзальной площади два магазина «Деликатес» с разливным Кропоткинским и Ставропольским пивом и «Магнит», у меня всегда оставалось время что бы постоять на платформе и попить пива. С восточной стороны вокзала рядом с Михал Иванычем, недорогой бар наливашка. В самом вокзале есть закусочная на первом и кафе Кавказ на втором этажах. В вокзале есть дешёвые комнаты отдыха, где почти всегда есть свободные места. Есть двухместный номер люкс по 380 рублей с души за сутки, один раз я его откупал на три дня, цены лета прошлого года. На вокзале есть подземный переход и четыре платформы, а также пешеходный мост через пути, но без выхода на платформы, только на первую снимок сделан с него.
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150091623.jpg
Совсем недалеко в 200 метрах к западу от вокзала на другой стороне путей расположено живописнейшее веерное депо с двумя поворотными кругами, вот так оно выглядело в январе 2008 года
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150091464.jpg
а вот так в мае 2008 года
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150090152.jpg
количество «Чехов» в нём стремительно падает. Мне кажется, что по количеству пассажирских электровозов Кавказская все-таки превосходит Тимашевскую. Здесь мне удалось заснять козырно покрашенный ЭП1М-500 и даже поговорить с его новочеркасскими сдатчиками
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150100209.jpg
в гостинице, в которой я постоянно останавливаюсь и которая расположена в 300 метрах от вокзала как раз напротив второго поворотного круга депо.
Немного о том как устроены развязки на станции Кавказская. Подъезжая со стороны Ростова, первой справа примыкает электрифицированная линия из Краснодара, снимок сделан из электрички следующей из Кавказской в Краснодар, то есть в направлении Тихорецкой и Ростова
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150106636.jpg
именно по этой ветке ходит Новороссийск – Владикавказ, по этой ветке я специально проехал в марте до Краснодара, что бы исследовать её.
Через сотню метров влево отходит тоже электрифицированная ветка в сторону Ставрополя, но электрифицирована она только до станции Гетмановская
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150106689.jpg
далее чуть не доезжая до депо, влево уходит ветка с самой станции Кавказская на Ставрополь
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150106733.jpg
на этой фотография оба ответвления сошлись. Влево Кавказская вправо Тихорецкая.
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150106658.jpg
То есть поезд № 77/78 Москва – Ставрополь и любые грузовые следующие со стороны Ростова, Тихорецкой на Ставрополь, теоретически на Кавказскую могут не заходить, а менять локомотив допустим в Гетмановской. Но на деле так почти никогда не происходит, а уж 77/78 обязательно заходит на Кавказскую и меняет там направление движения и электровоз на тепловоз.
Все служебные дела были сделаны до обеда четверга 29.05.08 г. в Ростове надо было быть в пятницу в обед, свободного времени предостаточно. Решил посмотреть на Ставрополь и заодно обкатать ветку по которой ездил только до Расшеватки и как уже говорил слишком давно. В данном случае автобус выигрывает, но совсем немного, и на него мне бесплатный билет не дадут, да и не люблю я автобус. Предупредив дежурную в гостинице что буду поздно около часа ночи пешком отправился на вокзал, где из пригородного расписания узнал, что пригородный на Ставрополь уходит в 14.26, у меня было около часа времени зайдя в здание вокзала, перекусил в закусочной на первом этаже, затем вернулся в кассу и приобрёл бесплатный билет до Ставрополя. Поезд из двух вагонов во главе с 2ТЭ10М-3557 уже стоял у второй платформы.
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150091834.jpg
Хитрые проводницы впускали пассажиров только в первый вагон, но я в наглую ушёл в последний, благо двери между вагонами не были закрыты. К своему восторгу обнаружил, что последним был не рабочий тамбур и двери в нём открывались все и переходная торцевая тоже. После отправления проводницы обнаружили меня и даже видели что я фотографирую, но ничего не сказали. Отгородив одну секцию плацкарта одеялом, даже доверяли мне пропуск в вагон пассажиров с хвостового нерабочего тамбура. Вагоны достаточно покоцанные ТВЗ, один из которых в типичной раскраске Кисловодского ДОП.
После отправления с Кавказской поезд пройдя мимо веерного депо сразу за ним круто забирает вправо и уходит от основной линии, причём почти до Гетмановской всё время идет в горку, через пять минут, слева примыкает спрямляющая ветка с главного хода со стороны Тихорецкой, от Кавказской до Гетмановской поезд делает поворот более чем 90 градусов, я открываю входную дверь и делаю фото поезда с локомотивом
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150091588.jpg
затем открываю переходную дверь и делаю фотографию перегона
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150091543.jpg
надо сказать, что погода была не совсем фотографическая, но за счёт сочной зелени и не слишком темного неба, снимки получились достаточно приличными. Обычно эти места в особенности на Ставрполье выглядят значительно суше. Подъехали и остановились в Гетмановской, фото вокзала
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150134485.jpg
Станция большая шесть путей и три наливных состава
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150134538.jpg
недалеко находится мощная нефтеналивная база. Немного вышло немного зашло но в основном в первый вагон.
Вообще именно эта станция расположена в станице Кавказская и по идее должна носить её имя. Очень часто я наблюдал, что в Кавказскую с Гетмановской грузовые приходят уже под электровозом, хотя и не всегда.
Делаю фото перегона в открытую переходную
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150091489.jpg
Прибываем на Темижбекскую состояние вокзала удручает
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150134490.jpg
посадки и высадки почти никакой, радом со станцией находится одноимённая станица. На некотором отдалении после станции кончается КС
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150091557.jpg
проезжаем заброшенную станцию Краснокубанская, последнюю станцию на территории Краснодарского края сошло несколько человек, хорошо видно разобранный путь и платформу возле него, а так же бывшее здание вокзала.
https://cdn.rail-club.ru/forum/images/cache/photo.qip.ru/150091521.jpg
Дальше наш путь лежит по Ставрополью дорога уходит в сторону от реки Кубань и преодолевает водораздел. Забегая вперёд скажу, что отношение к этой ветке в Ставрополье более бережное, что сразу бросается в глаза.