В этом разделе мы с удовольствием почитаем и обсудим Ваши железнодорожные путешествия. Расскажите нам, пожалуйста, не только о каком-либо поезде, а путешествие в целом, с рассказами о посещённых городах, работе вокзалов, порядке пересадок, организации ночного отдыха и т.д. Пишите о том, что может пригодиться путешественнику по железной дороге.
#772407 МВт 17 июн 2023, 22:06
Приветствую всех, товарищи! Предлагаю вашему вниманию отчёт о моём небольшом путешествии по Мурманской области, в ходе которого были посещены города Полярные Зори, Мончегорск, Оленегорск, Териберка, ну и, разумеется, столица региона - город-герой Мурманск. Полагаю, что рассказать об этом вполне целесообразно. На форуме имеется давний отчёт нашего заслуженного рельсоплавателя Альберта К о поездке в Мурманск 2011 года, однако с тех пор, полагаю, многие вещи изменились.

Итак, Заполярий в России много, если говорить именно о том, что расположено строго за Полярным Кругом, а не просто на абстрактном "Севере" (к таковому кто-то и Тюмень умудряется относить). Заполярных городов в России 27, из которых 16 относятся именно к Мурманской области, что делает её регионом исключительно незаурядным. Она почти вся лежит за этим самым кругом, в отличии даже от большинства "коллег по Арктике", но в то же время обладает высоким уровнем развития, превосходящим многие регионы России, находящиеся в "благоприятных" широтах. Чего уж говорить про оставшиеся 11 заполярных городов вроде Певека, не в обиду, конечно, последнему (вдруг ещё найдутся форумчане с Чукотки!). В конце концов, когда-нибудь я доберусь и туда, ибо нет для меня в нашей стране большей страсти, чем всяческие Севера. Ну а пока о Кольском Заполярье...

Часть I - дорога

Двигаться по Мурманской области я решил строго с Юга на Север, и в начале путь мой лежал в Полярные Зори. Начальный пункт - Рыбинск, откуда есть два пути к Кольскому полуострову: на запад через Питер или на восток через Ярославль. Первый вариант был выбран для дороги туда, второй - для дороги обратно. С первым тоже всё было неоднозначно, поскольку пересаживаться можно не только в Питере, но и в Бологом. В последнем случае можно было обойтись одной пересадкой - доехать на дневном Кострома - СПБ до Бологого, а там пересесть на 92-й поезд, который объезжает город на Неве по ветке Чудово - Ирса - Волховстрой. Но вариант был отвергнут по причине неудобства расписания (посадка в Бологом в полночь, приезд в Полярные Зори в 5 утра), а также отсутствия вагона-ресторана. Да, такой уж я поездовщик, с некоторых пор бесповоротно отвергший "Дошираки" и "Роллтоны".

При езде через Питер максимально подходила "Арктика", тем более эта была супервыгодная возможность потратить 7 тысяч РЖД-Бонусов, покрыв ими билет стоимость в 8 тысяч рублей. Расстояние-то до Полярных Зорей как раз чуть меньше 1250 км, выше которых билет уже стоит 12 тысяч бонусов. Но вот приезд в Северную столицу вызвал затруднения. Почти в 9 утра туда приходит "Текстильный край", но на Московский вокзал, тогда как "Арктика" едет через Ладожский, и отправляется в 10:10. Такой маленький простор для пересадки - рискованное мероприятие, а тут ещё и переход с Ладожского в метро закрыли на ремонт. Поэтому пришлось ехать до Сонково на уже упомянутой Костромской двухэтажке, а там пересаживаться на феерический экспресс №610, который прибывал на нужный Ладожский вокзал в удобные 6:53.

Функционируй по-нормальному пригородное сообщение, из Рыбинска в Сонково можно было бы доехать на пригородном поезде. Не говорю "на электричке", ибо электрификации там нет. Не удалось пока точно узнать, в каком году поезда обрезали до Пищалкино, но в 2005/06 до Сонково был один ежедневный + ещё один по указанию. Но всё это в прошлом, и пришлось тратить баснословные деньги. В Сонково предстояло пробыть минут 40 до посадки в следующий вагон. Населённый пункт этот живёт исключительно железной дорогой, и ничего другого там не просматривается.




Вообще интересное ощущение от него - эдакий гигант по меркам захолустья. На станции сходятся 4 дороги, мало кто этим может похвастаться, но все эти дороги далеко не самые активные. И хотя станция была большей частью заставлена грузовыми поездами, один из которых при мне поехал в Рыбинск, всё равно здесь как-то "глухо".


Но дальше было ещё интереснее. Я уже писал вдохновенный отзыв (https://rail-club.ru/forum/viewtopic.php?p=771548#p771548) о 610-м поезде, но повторю здесь сказанное там. Представьте себе, как сели в пустого старого немца и поехали в сторону Овинищ в преимущественно пасмурную погоду. Поезд едет, в купе на столе старый, как будто сделанный зеками, подстаканник с надписью "SMOLENSK" (причём тут Смоленск?), а за окном обломанные берёзы, стоящие в воде. Глядя на всё это, я решил больше этим поездом не ездить. Хорошо хоть дальше люди подтянулись, стало малость повеселее. И, забегая вперёд, могу сказать, что ни в Мурманской области, ни в Карелии, и ни в одном ранее проезженном месте я не видел такой дремучести и заброшенности, как на участке Сонково-Овинище-Хвойная :=-O: . Отмечу также, что за Сонково начисто вырубилась 4G, не появляясь даже на относительно крупных станциях, чего тоже больше нигде не наблюдалось. Но важный результат - пара сотен вновь проезженных километров. Остался только участок в Весьегонск...

Станция Сандово - относительная цивилизация...

Утром в "Арктике" можно было вздохнуть с облегчением. Отзыв на поезд здесь: (https://rail-club.ru/forum/viewtopic.php?p=771594#p771594). Многие, конечно, стремятся к максимальной дремучести в ЖД-путешествиях, но тут нужно какое-то особое настроение, которого у меня не нашлось. Да и вряд ли вообще найдётся. А вот дорога на Север интересна тем, что уже после Петрозаводска опять же возникает ощущение, что поезд едет в глушь. Там вроде бы и ветка становится однопутной. Вообще, Карелия в части малых городов не выглядела очень приятной. Кондопога показалась местом цивилизованным, там и производство (ЦБК) просматривается с дороги, но каким-то неухоженным и бедноватым. К тому же тут сработал самый банальный стереотип о Севере: на платформе обнаружился этап из двух скованных цепью парней (они были одеты в спортивки) и окружающих их эцилоппов. Дальше - больше, Медвежья Гора. Здесь такой же этап (только контингент был уже в "форме") стоял под виадуком.

Несмотря на ухоженный в целом вокзальчик, антураж был весьма угрюмый. И интересно в таком случае думать о том, что дальше на Север ещё ехать и ехать. Кому-то может показаться, что будет только хуже, но всё куда интереснее...

Продолжение следует!

Электричка есть душа (пост)советского транспорта
#772411 Фыва Цукен 17 июн 2023, 22:14
да вы, батенька, эстет ::-D:

что до "исключительности" мурманской области - всё просто. там, если брать российское заполярье, теплее всего. потому и народу больше всего живёт.
#772474 МВт 18 июн 2023, 17:09
Часть II - Полярные Зори

В числе прочего Мурманская область может похвастаться целой АЭС - Кольской, которой и обязан появлением этот город атомщиков. У неё сравнительно небольшая для атомных станций мощность в 1840 МВт, но в своём регионе она с большим отрывом опережает ближайших преследователей. Хотя здесь много объектов со статусом "самый северный в мире", станция таковой не является, и проигрывает пару градусов широты крошечной (36 МВт мощности) Билибинской АЭС на Чукотке. КАЭС дала ток летом 1973-го, спустя 4 года после начала строительства. Полярные Зори считаются основанными в 1967-м, и в год пуска станции официально получили своё название и статус посёлка. Пишут о том, что название было выбрано по результатам конкурса, и вряд ли можно было придумать что-то лучше. На мой взгляд, красивее только Владивосток и Ставрополь. А вот городом Полярные Зори стали почему-то только в 1991-м.

Сейчас тут живут 14 тысяч жителей, это лишь 10-й показатель в области, и из городов-спутников АЭС Зори по населению уступают только уже упомянутому Билибино. Впрочем, своей компактностью они и интересны. Вообще, каждый подобный населённый пункт задумывался, как, своего рода, "город Солнца". Как правило, на пустом месте почти что разом создавалось всё, что нужно, поэтому можно было всё грамотно спланировать и создать цельный ансамбль. Здесь интересно ощущать, что находишься, безусловно, в городе, но постоянно удивляешься, насколько он маленький. Город образует почти что квадрат между станцией и Пинозером, куда впадает река Нива.

Поскольку у нас тут ЖД-форум, начать нужно с вокзала. Внутри него на полу был указан чуть ли не 1984-й год, т.е. появился он довольно поздно. Посередине здания барельеф с довольно абстрактной схемой местной железной дороги. А ещё прямо на перроне стоит километровый знак 1199/1200.

Параллельно вокзалу идёт улица Энергетиков. Это не самая благоустроенная улица в городе, то есть благоустроенная ещё в советские времена - лежат бетонные плиты. И на ней расположен стандартный знак "Я люблю "Х".


Дальше можно выйти к въездной стеле с названием города. Оттуда ведёт дорога в Мурманск, и, по совместительству, на саму КАЭС, которая от города довольно далеко, и там её никак не увидишь.

Занятная кирпичная кладка на торце дома:

Это рядом с улицей, которая называется "Нивский проспект". Привет Гоголю! Обратите внимание на лесенки - в городе ощутимые перепады высоты, типичная ситуация для Мурманской области. Часто приходится куда-то подниматься или спускаться, а не просто идти по ровной поверхности.



У города есть ярко выраженный центр, где расположены городская администрация, дворец культуры, а ещё здание с сохранившейся надписью "почта, телефон, телеграф".


Эта штука - кофейня. Тепловыделяющие сборки для АЭС в ней не возят

Ещё тут есть довольно странно отреновированная детская школа искусств и стадион


Вот эту улицу за минуту до фотографии перебегала белка

Улица Партизан Заполярья

Штука, визуализирующая полярное сияние. Ночью оно должно светиться, но возможности проверить не было по причине отсутствия ночи в привычном понимании. Но об этом позже.

Это улица недавно благоустроена всякими приятными скамеечками, фонариками и прочими объектами. Единственный нюанс - озеленение. Увы, но большинство саженцев не приживается. Видно, без какого-то специфического ухода тут не обойтись, и жаль, что сейчас его не могут обеспечивать. А так вообще-то всё хорошо сделано.







Белок тут, похоже, довольно много

От вокзала к Пинозеру ведёт пешеходная улица Пушкина, которая тоже хорошо благоустроена.




В книге должны были быть цветы, но их, надеюсь, не успели посадить




А известно, выезжал ли Пушкин севернее Петербурга?

Электричка есть душа (пост)советского транспорта
#772476 МВт 18 июн 2023, 17:25
Вот вот, именно такая ассоциация и возникла.

По поводу цветов - что плохого? Зачем там просто чёрная земля? Вряд ли это задумывалось для того, чтобы там была голая земля без всего.

Электричка есть душа (пост)советского транспорта
#772477 Фыва Цукен 18 июн 2023, 17:26
МВт:По поводу цветов - что плохого? Зачем там просто чёрная земля? Вряд ли это задумывалось для того, чтобы там была голая земля без всего.
а, в этом смысле...
#772564 МВт 19 июн 2023, 19:41
К Пушкину мы ещё вернёмся, а пока нужно договорить про Полярные Зори. В городе есть очень большой парк, который называется "Наш парк". Хорошее такое название, коллективистское!

Парк большей частью прогулочный, дорожки грунтовые, а по обочинам лежат камни. Здесь имеется подсвечиваемое изображение Умки - он вообще в этих краях очень популярен, а в Полярных Зорях его я насчитал три штуки.



Парк выходит к Пинозеру, где появляется второй Умка, уже трёхмерный и не один.

Озеро чрезвычайно живописное, особенно при свете солнца. Здесь видно кольские сопки, благодаря чему местность приобретает колорит. Далеко не везде покрытые деревьями сопки сочетаются с огромным количеством озёр. В моём родном Забайкалье сопки есть, но далеко не всегда с лесом, а озёр вообще кот наплакал.



Здесь есть уже упомянутые предметы благоустройства:

Вот это полушарие призвано красиво светиться в темноте, но внутри, к огромному сожалению, много мусора. Хоть бы двери внутрь тогда закрывали...



Дальше парк становится местом массового спорта. Тут есть хоккейная площадка, на тёплое время года превращающаяся в баскетбольную, всяческие турнички, горки для скейтов и самокатов, и всякое такое прочее. Плюс ещё современный дворец спорта. А здесь лавочки и фонари-баскетболисты. Всё это, конечно, должно эффектно подсвечиваться. Надеюсь, оно так и есть, уже где, как ни в Заполярье ценить свет...

Ещё прикольная деталь - указатель расстояний до всех российских АЭС. Только фото не очень вышло из-за темноты, вызванной тучами.

С другой стороны парка была экотропа с довольно выцветшими плакатиками о природе в духе "юный натуралист". Юных я там встретил - не факт, что это были натуралисты, но ребята хорошие, не злые. Из экотропы можно через лес вернуться в город.

Река Нива, впадающая в Пинозеро


Замечу также, что в Полярных Зорях есть такие дома, которых я не видел ни в каком другом населённом пункте области. Да и вообще не припомню, чтобы где-то их видел. Была такая организация, как Минатомстрой, и возводила она, видимо, какие-то свои, эксклюзивные серии. Во всяком случае, не массовые.


Город из подъезда 9-го этажа

Здесь на фотографии внушительная школьная территория. Учись, не хочу...

А вот другая школа с 19-м МиГом - это памятник, посвящённый авиаполку из населённого пункта под интересным названием Африканда, туда до сих пор из Зорь ходит автобус. Полк расформирован в 2002 году, но он, конечно, не был единственным в области. Их там есть и сейчас.


В итоге могу сказать, что Полярные Зори город очень уютный и какой-то дружелюбный. Как никак, атомная энергия это вам не мазут, тут нужно культурно. Он очень привлекателен именно в своём миниатюрном масштабе, быть больше ему бы не подошло. Для жизни атомщиков, работающих на станции, есть всё, даже свой горнолыжный курорт Салма (притом, что недалеко более знаменитый Кировск). Но, поскольку я не атомщик, оставаться в Полярных Зорях больше, чем на день, не имело смысла. Впереди ждал Мончегорск.

Электричка есть душа (пост)советского транспорта
#772582 wsa-79 19 июн 2023, 22:04
Непонятна любовь к белым мишкам. Они там отродясь не водились, вот обычных в окрестностях должно быть полно.
#772671 МВт 20 июн 2023, 18:56
wsa-79: Непонятна любовь к белым мишкам. Они там отродясь не водились, вот обычных в окрестностях должно быть полно.
Пишут, что белые могут там оказаться в результате дрейфа льдов побережью. Т.е. очень редко. Но обычных тоже ничтожно мало.

Электричка есть душа (пост)советского транспорта
#772686 МВт 20 июн 2023, 21:19
Часть III - Мончегорск

Об этом городе я узнал при интересных обстоятельствах - во время прочтения увлекательного рассказа Сергея Болашенко о своих злоключениях в неудавшейся арктической экспедиции 1997-го года, в ходе которой он попал здесь в "детскую тюрьму". Надеюсь, что когда-нибудь на здании мончегорского заведения для юных правонарушителей появится памятная табличка о заключении в ней С.Д.Болашенко (Логачёва). В общем, не самое располагающее знакомство, надо сказать, но времена нынче вроде бы как другие, и участь отважного исследователя мне не грозила. Однако и без его истории репутация у города неважная.

По меркам Мурманской области, в которой жизнь вообще очень новая по историческим меркам, Мончегорск немолод. В качестве посёлка он появился в 1935-м, когда Советская Власть, опираясь на минералогические изыскания учёных (в первую очередь - А.Е.Ферсмана), взялась за освоение несметных богатств Кольского полуострова, в данном случае - медно-никелевых руд. В 1937-м Мончегорск стал городом, а ещё через 2 года новый комбинат "Североникель" выдал этот самый товарный никель. Кроме меди и никеля он стал производить ещё и кобальт (сопутствующий двум предыдущим), и эта триада нашла отражение на советском гербе города.

Сегодня в Мончегорске живёт чуть меньше 40 тысяч человек - это 4 место в области после столицы, Апатитов и Североморска. На пике развития Мончегорск населяло почти 69 тысяч, и лично мне трудно понять, чем вся эта толпа тут занималась, если "Североникель" никуда не делся. Вряд ли цветная металлургия так сильно развилась, что для поддержания технологического процесса нужно настолько меньше работников. При этом в городе всё-таки наличествуют небольшие призрачные промзоны, намекающие на то, что раньше здесь могло работать что-то ещё. А неважная репутация складывается, конечно, из-за главного работодателя, который, дескать, выбросами серы (её содержит руда) отравил весь город. Мне доводилось видеть комментарий в ЖЖ на эту тему, где Мончегорск выставлялся чем-то инфернальным, вроде Норильска. Я в это изначально не верил, но при общении с администратором гостиницы в Полярных Зорях услышал, что-то типа "там дышать нечем". Тем интереснее было узнать, как оно на самом деле.

Увы, добираться из Зорь в Мончегорск пришлось не как человек, а на презренном автобусе. Железная дорога в городе, конечно, есть, с 1936-го года. Но представляет она из себя 32-километровое ответвление от Оленегорска, которое, хотя и электрифицирована, но пассажирского сообщения лишена. Я не так давно находил какие-то данные, по которым оно существовало. Сейчас её откопать едва ли возможно (просто не представляю, как вывернуться, чтобы яндекс понял, что я ищу исторические данные, а не пытаюсь просто уехать из Мончегорска), но вроде бы в начале 1990-х пригород ходил из Мончегорска в Оленегорск. Так или иначе, всё это в далёком прошлом. Станция находится на отдалении от города, и с автомобильной дороги можно было что-то там разглядеть, даже сооружение, служившее, вероятно, вокзалом. Но добраться туда сравнительно непросто, тогда как автовокзал находится в центре.

Чем особенно плохи автобусы, так это тем, что в них нельзя быть на 100% уверенным. Всё, что ходит по Мурманской области, отсутствует в Яндекс-расписаниях. Правда, в картах автобусы таки значатся, к тому же удалось найти местный сайт, который с данными из карт согласовывался. Оттуда выходило, что из Полярных Зорь в Мончегорск можно попасть на автобусе 225 Кандалакша-Мурманск. Но оказалось, что в Зорях про него почти никто не знает, во всяком случае, администраторов гостиницы я им сильно озадачил, и озадачился сам. Конечно же, никто из них отродясь в Мончегорск не ездил. Ну а зачем, если там дышать нечем? Правда, спасибо одному из администраторов, она потом через свою дочь подтвердила, что 225 автобус таки существует.

Чтобы попасть на него, пришлось вставать в 5 утра. Хорошей новостью оказалось то, что он отслеживался по яндекс-картам, а плохой новостью стала сущность автобуса в виде издевательской маршрутки с совсем маленьким числом мест (чуть больше 10). Да ещё и билет мне продали вместо Мончегорска в Оленегорск. Деньги оказались бешеные - 544 рубля, тогда как на электричке из Зорь в Оленегорск можно добраться за 266. Ехать в гадской маршрутке было совершенно неинтересно, поскольку мест у окна не оказалось, да и не видно через них ничего - всё запотевшее. Неоднозначным развлечением стал разговор двух попутчиков, ехавших как раз в Мончегорск из Кандалакши. Обсуждали они сначала актуальные три буквы, а потом разные аспекты местной жизни. Занятным показалось рассуждение о бесперспективности пчеловодства в условиях полярного дня. Дескать, пчёлы без темноты не засыпают, а им надо отдыхать, но они не спят и умирают от усталости. Ну и надо сказать, что развитого пчеловодства в Мурманской области действительно нет.

Итак, город. Здесь уже совершенно другой дух, чем в Полярных Зорях. Не в смысле запаха серы с комбината, его я, вообще-то, ни разу и не почувствовал, а в переносном смысле. Всё посерьёзнее и посуровее. Мончегорск, как вообще многие города области, состоит из трёх частей - изначальной сталинской, хрущёвской и брежневской. Хотя за свою историю город раскинулся довольно широко, главной улицей остался преимущественно сталинский проспект Металлургов. Там, к слову, располагалась моя гостиница. Проспект довольно широкий, и по обе стороны дороги обсажен деревьями в два ряда, между которых можно ходить. Обратите внимание - деревья жиденькие. Такие тут, в основном, и растут. Их много и плотность высокая, но высокими и толстыми они не вырастают.


В начале проспекта при въезде стоит памятник покорителям Монче-тундры. Вообще, "Монче" в переводе с саамского языка означает "красивый"!

Домики на проспекте по-сталински пафосные, и довольно ухоженные.


Городская библиотека. В скверике оказался "скворечник" для бук-кроссинга, я даже пару книжек унёс.


Перед ней стоит забавная такая штучка, из которой складывается жизнеутверждающий девиз "Знание, Любовь, Родина, Пушкин".


Остановка напротив продолжает книжную тему:

Один из символов города - памятник лосю. Здоровый такой лось, больше настоящего

Южнее проспекта Металлургов сталинки поскромнее



Ещё тут отгрохали местный "бродвей" - благоустроили Стахановскую улицу. Она начинается памятниками, связанными с присвоением городу звания "город трудовой доблести". А дальше идут всё те же скамеечки, фонарики, а ещё качельки-скамейки. На фотографии улицы они дальше.




Сталинская часть Мончегорска напомнила мне Северодвинск, только в последнем она существенно больше. Правда, несмотря на более суровую широту, Мончегорск показался мне зеленее. А ещё одна интересная особенность - здесь почти нет деревянных домов, единственный я видел в глубине одного из дворов. Вряд ли их не было изначально, но похоже на то, что в 1950-х город был перестроен, и лишился большей части деревянных построек. Так или иначе, это производит очень хорошее впечатление. Деревяшки, сколь удобными они бы не являлись в момент создания, в 21 веке в подавляющем большинстве случаев смотрятся скверно, да ещё и на Севере...

Электричка есть душа (пост)советского транспорта
#772690 Фыва Цукен 20 июн 2023, 21:39
ну, не такая уж новая жизнь на полуострове. город кола с 16 века известен (если не с 13).

а насчёт пчёл непонятно. в улье ж по любому темно?
#772695 Нил 20 июн 2023, 22:01
Электричка приезжала утром из Оленегорска часов в 7 с копейками, потом шла до Мурманска 4 часа. До самой своей кончины в 90х годах это была типа Ср3. Из Мурманска возвращалась часам к 10 вечера и шла на ночь в Оленегорск, что бы с утра опять вернуться в Мончегорск. Вокзал работал. Была касса и багажное отделение. Из Мончегорска можно было отправить багаж и контейнер. В некоторые годы, летом, ходил дополнительный поезд раз в неделю или вагоны на Питер или Москву (373).
Мончегорск - жемчужина Заполярья.
Не менее, чем комбинат, был трест Кольстрой, автобаза, Стальконструкция, деревоперерабатывающий, молокозавод, хлебзавод, колбасный завод, пивной завод, швейная и обувные фабрики. Развивался достаточно бурно.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 63