В этом разделе мы с удовольствием почитаем и обсудим Ваши железнодорожные путешествия. Расскажите нам, пожалуйста, не только о каком-либо поезде, а путешествие в целом, с рассказами о посещённых городах, работе вокзалов, порядке пересадок, организации ночного отдыха и т.д. Пишите о том, что может пригодиться путешественнику по железной дороге.
#773794 МВт 03 июл 2023, 20:07
БАРСИК: Без юбок, что ли, ходят? :=-O:
Да господь с вами, в штанах же...

Электричка есть душа (пост)советского транспорта
#773892 МВт 04 июл 2023, 20:58
Отдельным блоком - немного портовой и припортовой инфраструктуры. Рыбная часть порта стоит выше по реке (т.е. дальше от моря). Здание управления рыбного порта (жёлтая сталинка) довольно резко выделяется на общем фоне

Можно было туда и сходить, но постоянно присутствовало ощущение, что там какая-нибудь закрытая зона, и поход туда может закончится конфликтом с вохрой. Хотя, если смотреть по карте, конкретно к этом зданию вполне можно подойти.

Когда я увидел вот этот дом, подумал, что он и есть тот самый первый каменный. Но оказалось, что нет. Настоящий я не увидел, или увидел, но не знал, что это он

Вдоль железной дороги идёт Траловая улица, по которой можно было дойти до самого морвокзала и ледокола "Ленин", но я пошёл туда уже в другой раз через настоящий вокзал. Из центра к заливу ведёт отдельный виадук

Мурманский паровоз-памятник запрятан уж очень далеко

Виадук пересекает все возможные пути. Обратите внимание на ассортимент грузовых вагонов - больше половины грузооборота порта составляет уголь, а в фосагровских хопперах увозят, наверное, апатитовый концентрат, или может быть уже сами фосфорные удобрения. Хотя удобрения производятся не в Апатитах

Имеется и контейнерный терминал. А вот цистерн в этих краях почти нет. Возможно, я вообще ни одной не видел. Это даже приятно было в некоторой степени...

Заканчивается виадук у здания судоремонтного завода, которое выглядит так, будто покинули его не позже, чем 20 лет назад

Спустившись с виадука, попадаешь в сквер портовиков




Бюст одного из проектировщиков порта Валериана Ляхницкого. Появился тут не так давно

А вот сам морской вокзал. В отличии от, например, Архангельского, он выглядит живым, хотя даже линия Мурманск - Островной обходит его стороной. Видимо, роль его теперь исключительно декоративная, разве что только что-нибудь прогулочное отсюда отходит, но я точно не знаю

У морвокзала стоят небольшие суда, а за ними угольный терминал

На перегрузке угля стоял довольно крупный балкер. Не удалось разобрать принадлежность, но название латинское

Краны судоремонтного завода

Ну и главный персонаж акватории - первый в мире атомный ледокол "Ленин", самый популярный музей в Мурманске

Иронично, что перед ним в рабочие дни почти всегда стоит очередь - как к мавзолею. Здесь не как на "Авроре", купил билет и зашёл, здесь запускают по 2 партии из 20 человек в определённое время. Экскурсии проводит один из членов экипажа, и длятся они порядка часа с предельно общим рассказом, удовлетворяющим путешественника, обозревающего все важные достопримечательности, но не того, кто на любительском уровне интересуется судостроением. Возможно, можно записываться на какие-то специальные сеансы, но узнавать про это было лень. Поскольку всё очень быстро, тут и фотографий немного. Ещё один забавный факт - до введения в эксплуатацию в конце 1959-го данного атомохода, уже существовал ледокол "Ленин", который пришлось переименовать во "Владимир Ильич".

Что меня удивило на атомоходе, так это его не очень значительные размеры. Водоизмещение 16 тысяч тонн, это, наверное, раз в 5 меньше, чем у стоявшего на погрузке угля балкера. Наследники "Ленина" из серии "Арктика" превосходили его на 5 тысяч, а у новейших наших ледоколов стандартное водоизмещение почти 33 тысячи тонн. Но, с другой стороны, ледоколы и не должны быть гигантскими. Жалко, кстати, что ни других ледоколов, ни лихтеровоза "Севморпуть" (крупнейшего грузового судна с атомной энергоустановкой) мне в Мурманске не попалось. И где они, кстати, должны стоять? Внутри тоже не очень просторно, местами было низковато (я порядка 1850 мм ростом). несмотря на отделку лакированным деревом судно всё-таки несколько аскетичное.

Экскурсия начинается в столовой экипажа, которая, по-совместительству служила кинотеатром, продолжается в турбинном зале, где с одной из турбин снята крышка, и имитируется её работа путём включения звукозаписи её работы. У ледокола была длинная энергетическая цепочка, сначала всё, как на АЭС, реактор кипятит воду, пар вращает турбины, турбины вращают генераторы, а гребные винты вращались электродвигателями

Потом ходили на энергетический пост, где сидели вахтенные механики, дальше, кажется, в медсанчасть, где были зубной кабинет, операционная, рентгеновский кабинет

Дальше заходили в комнату перед реакторным залом, в который можно заглянуть через освинцованное стекло. Изначально реакторов было 3, их довольно быстро заменили на новых 2 по причине некоторых неурядиц

Дальше были жилищно-досуговые помещения. Изысканная (хотя и тесноватая) кают-компания, где побывало множество известных людей от Фиделя Кастро и Никсона до Гагарина и Пахмутовой. Вот резная картинка об истории северного мореплавания, и напряжённо работающим Ильичом посередине

Очень красивые здесь настенные часы. Правда, далеко не все идут

Салон капитана

Капитанский мостик с машинными телеграфами, эхолотами, гирокомпасами и много ещё чем, про что не было времени спросить у экскурсовода. Тут в 2016-м снимали фильм "Ледокол". Штурвал у "Ленина" просто смехотворно маленький, что, наверное, разочаровывает начитавшихся книг о первооткрывателях и флибустьерах

По "Ленину" всё... Вроде бы как здесь ведутся работы по расширению экспозиции, в частности, оборудуют для показа каюту рядового состава, где жили по двое, ну и всякий раз хотелось почитать развешанные по коридорам стенды, а надо было идти дальше. Так что музею есть, куда расти, но даже часовая экскурсия для всех посещающих город настоятельно рекомендуется!

По Мурманску остался маленький пост про центр

Электричка есть душа (пост)советского транспорта
#773896 John 3 volta 04 июл 2023, 21:42
Первый каменный дом на территории в\ч, поворот от дороги вокзал - авторынок вправо, но его сложно увидеть.

2024 Калининск, Йошкар Ола, Албаба, Камышин, Раненбург, Ладожское Озеро, Хвойная, Весьегонск, Углич
#773910 seriyshanson 05 июл 2023, 08:20
Всё хорошо, но это не река, а Кольский залив. Реки Кола и Тулома впадают в залив в городе Кола. Но они не судоходные.

Дайте людям свободу выбора категорий вагонов.
(с) Прошу поддержать )))
#773917 Фыва Цукен 05 июл 2023, 09:45
вот интересно - город кола основан на реках кола и тулома, причём тулома раза в три больше. а город - таки кола, и залив кольский, и весь полуостров...
#773919 seriyshanson 05 июл 2023, 10:45
Так город был основан очень давно и самое интересное это не его название, а то что столица Мурманск, основанный в 1916 году, а не древняя Кола. Правда, из старинных зданий в Коле осталось только здание храма, но это не отменяет его историю.

Дайте людям свободу выбора категорий вагонов.
(с) Прошу поддержать )))
#773929 seriyshanson 05 июл 2023, 11:29
Потому что есть посёлок Тулома, хотя не думаю, что он был во время основании Колы.

Дайте людям свободу выбора категорий вагонов.
(с) Прошу поддержать )))
#773977 МВт 05 июл 2023, 21:04
Тут сделали замечание, что я залив рекой однажды обозвал. Резонно!

Осталось показать кое-что из центра города. Понравились вот такие современные остановки, в которых ветер не дует. Почти на всех работали табло времени ожидания транспорта, а у одной как-будто даже скамейка подогревалась. Ну и телефоны от них можно заряжать, хотя я нигде не видел людей, которые бы этим занимались. А в Мурманске интервалы короткие, много не назаряжаешь

Я не рассказывал про центральный сквер возле гостиницы "Арктика". Он довольно старый, здесь сохранились вот такие фонари и аутентичные скамейки

Фонтан с якорем

Табло температуры, даты и времени, которое работало не полностью

Уже однажды показанная скамейка в форме кУваксы

Доска почётных граждан. В похожем ключе была таковая в Архангельске

ДК им. Кирова с несколько нехарактерным для пресловутого сталинского ампира фасадом. Дело в том, что здание, открывшееся в 1932-м, было построено в конструктивистском стиле, а, когда его отстраивали после войны, воткнули классицистские колонны

Рядом памятник самому "Великому гражданину". Сергей Миронович был в Мурманске несколько раз, как первый секретарь Ленинградского обкома, причём последний раз даже с самим Сталиным. Он не дожил до создания отдельной Мурманской области

А это уже здание областной думы

За думой находится филармония, рядом с которой проходит музыкальная аллея. Здесь оказались довольно высокие деревья


От аллеи внушительная лестница ведёт на улицу Капитана Буркова

Здесь затесался второй по значимости стадион города - "Строитель", на котором играет в хоккей с мячом команда высшей лиги "Мурман"

Стадион со всех сторон тесно обставлен домами. Матчи можно смотреть из окон

Очередная лестница, которая ведёт к одному из корпусов Арктического госуниверситета



Вот фотография кинотеатра "Родина" с другого ракурса. Странно, но оно каким-то необыкновенным образом завораживает...

Непарадные сталинки в районе улицы Карла Либкнехта


Довольно крупный ДК железнодорожников. Сегодня судьба таких зданий - выставка шуб, танцевальные ретро-вечера и детские кружки

Оттуда я вышел к улице Челюскинцев

Прошёл через огромный закрытый двор розовой сталинки. Не спрашивал об этом людей, но мне постоянно кажется, что сталинки - это какая-то немного другая жизнь по сравнению с более поздними домами

И снова проспект Ленина

Последний в этом отчёте из бесчисленных скверов - сквер городов-побратимов. Удивило, что на этих плитах отмечены разрывы побратимских отношений, произошедшие в прошлом году. Отмечены не все, Тромсё, например, тоже разорвал

Есть ещё такой стенд, который, наверное, подсвечивается. За всю поездку из-за полярного дня не было возможности увидеть ночное освещение ::-):

Здание краеведческого музея, откуда его на время реконструкции выселили

А ещё я под самый конец заметил на площади Пяти углов канализационные люки с "Лениным". Только похож он тут больше на новейшие российские ледоколы

Традиционно последние снимки с вокзала. Внутри мурманский вокзал выглядел очень приятно, особенно здорово поработали с куполом

И самый последний снимок, сделанный в этом славном городе. На стоящем справа поезде предстояло ехать домой


Общие итоги я подведу в следующей части, поскольку остался неосвещённым ещё один населённый пункт. А под мурманской частью я подведу черту вот этим артефактом, воспроизводящим скульптуру Вучетича

Электричка есть душа (пост)советского транспорта
#774119 МВт 06 июл 2023, 21:33
Часть VII - Териберка и эпилог

На самую последнюю очередь я оставил Териберку, куда съездил на экскурсию уже из Мурманска. Поехал туда в первую очередь потому, что в столице региона не увидишь непосредственно Баренцева моря. Правда, в Териберке оно тоже не прямо вот тебе открытое море, там Териберская губа, но сойдёт. Описывая сей населённый пункт одним словом я предпочту слово "необычный". Действительно, когда едешь в Мурманскую область, ждёшь, как будет меняться природа. Если ты этого ждёшь, тебе будет казаться, что она действительно меняется, но в то же время ничего радикального не происходит. "Придорожная" Карелия (а она, надо полагать, не вся одинаковая) выглядит ровным и довольно дремучим лесом, а проспав ночь от Сегежи до Кандалакши, замечаешь, что появились горы, а лес стал существенно мельче. Плотность деревьев большая, но они тонкие и невысокие. Так вот, в Териберку стоит ехать для того, чтобы увидеть реально другую природу, которая настолько другая, что не заметить этого невозможно.

Как это ни прискорбно говорить на железнодорожном форуме, но железной дороги в Териберке не было, нет, и вряд ли в обозримом будущем будет. Ехать туда, насколько я отмерил, часа 2,5 без остановок. Можно много спорить о влиянии культуры на общество, но жизнь этого села действительно изменил фильм Звягинцева "Левиафан". В отличии от Мурманска, Териберка известна с 16 века, а пика своего развития достигла не к концу 1980-х, как большинство городов бывшего СССР, а в послевоенные годы. В 1959-м её населяло почти 5 тысяч жителей, но развитие промыслового судостроения привело к сосредоточению рыбопереработки в самом Мурманске, и в 1989-м население на тот момент посёлка городского типа уменьшилось в 2 раза. Когда в 1990-х стало закрываться уже вообще всё, Териберка стала трансформироваться в любимую культурологами "русскую хтонь", непостижимый в своей инфернальности край света, какой она и предстаёт в картине Звягинцева. Но по прошествию времени "русская хтонь" превратилась в модное место, о котором знает всякий турист-нонконформист.

В Териберку ведёт автодорога, которая почти полностью заасфальтирована, кроме 20-25 километрового участка, который, правда, ощущается чуть ли не как половина пути. Мало того, на значительной части пути ловит 4G, это тебе не Овинищи, тут одна сплошная цивилизация. За окном очень быстро сменяется пейзаж, уже спустя 10-15 минут после выезда из Мурманска лес становится значительно короче, а потом пропадает вовсе, иначе говоря арктическая тайга через стадию лесотундры превращается в настоящую тундру, где кроме ягеля ничего или почти ничего не растёт. Конечно, всё это хорошо бы проиллюстрировать, но представьте себе условия: температура (а на дворе 5 июня) +4 градуса, идёт мокрый снег и непрерывно дует ветер в 10 м/с минимум. А оделся я в расчёте на +10 и переменную облачность, да и представить себе погодные условия тундры просто не мог! Каждое движение за телефоном составляло проблему, поэтому снимков получилось ничтожно мало.

Примерно посередине пути почти все экскурсии останавливаются у недавно открытого Кольского ветропарка, крупнейшего в своём роде в России, состоящего из 57 ветрогенераторов суммарной мощностью 201 МВт. Надо сказать, Мурманская область с её Кольской атомной и речными ГЭС и ранее была энергетически прогрессивной, а теперь и вовсе впереди планеты всей назло истерикам углеводородных дауншифтеров. Правда, погодные условия не позволяли увидеть масштабы ветропарка. Облака буквально лежали на земле, и потому даже один ветряк просматривался не лучшим образом.

От этой остановки и до следующей местность поражает своей суровостью. Тут уже забываешь, какое сейчас время года. Вторая остановка в месте, где у идеалистов принято складывать из камней пирамидки и загадывать желание. Судя по рассказам гида-водителя, значительную часть туристов в допандемийные времена составляли граждане КНР. Они и сложили большинство пирамидок

Ближе к самой Териберке природа смягчается и снова появляются деревца, но погода остаётся такой же, только снег уже становится дождём. И именно поэтому у меня вообще нет ни одной фотографии непосредственно этого занятного населённого пункта. Должен сказать, что в большинстве сцен "Левиафана" погода не была такой крутой, как в моё присутствие. Ветер настолько сильный, что как-то не получается элементарно оглянуться и посмотреть по сторонам, что тут вообще есть. В Териберке мы только заходили в ресторан за предзаказом, а потом отправились на Батарейский водопад. Меня просто спас один из попутчиков, предоставивший свою запасную куртку, иначе страшно представить, как бы это всё происходило. Но в его куртке поверх водолазки, кофты и ветровки было до поры до времени комфортно, пока не пошёл косой дождь, который за пару минут сделал мокрым всё, что ниже тазовой кости.

И если бы я в итоге этого путешествия простудился, возможно, имел бы некоторые сомнения относительно пользы посещения Териберки, но всё обошлось, и закончилось полным восторгом. Походить здесь, по скалистой тундре, в этот перманентный ветер, поднимающий вверх воду из водопада, было очень интересно. Это действительно эдакий доступный край света, за которым уже только ледовитый океан в облаках.


Вот последняя из скромного ряда фотографий, сделанная из прозрачного зала ресторана. Да, в Териберке нет столовых с комплексами по 300 рублей, тут всё фешенебельное. Меню было полностью продублировано иероглифами. По снимку может показаться, что море близко, но на самом деле при лобовом ветре преодолеть это расстояние нелегко. Однако пара из нашей экскурсии в течении 20-30 секунд в море таки покупалась. А что, вся пляжная инфраструктура работает, не важно, что на улице +4 градуса!


\\\\

Резюмируя, хочу сказать, что Мурманская область мне очень понравилась. Своими глазами я увидел красивый край с приятными и обустроенными городами, где можно и нужно жить и работать. Увы, именно по моей машиностроительной части тут мало что есть, кроме судоремонта. А в остальном, мне особенно нечего сказать отрицательного. Да, многим здесь будет не хватать тепла, возможности загрузить свою жизнь дачей (хотя дачи в некотором количестве там имеются), и, возможно, старой дореволюционной архитектуры (она здесь буквально стремится к нулю). Но летнюю жару любят не все, я вот, как уже говорил, терпеть её не могу, да и особой нужды в купеческих особняках не испытываю. И есть что-то крутое в советской концепции освоения Севера, когда ты одним только фактом жизни в северном городе совершаешь что-то значительное. Спустя десятилетия строительства капитализма наше Заполярье продолжает жить на этой концепции, иначе бы кроме вахтовиков и коренных народов там никого не осталось. И пускай оно будет жить дальше.

Электричка есть душа (пост)советского транспорта
#774144 John 3 volta 07 июл 2023, 09:28
Сколько стоит экскурсия в Териберку? В группе телеграмма есть "попутки" загримированные под целенаправленные поездки местных. Для туристов примерно 2000 р в одну сторону, для местных в 2 раза дешевле (им нужнее :*TIRED*: )

2024 Калининск, Йошкар Ола, Албаба, Камышин, Раненбург, Ладожское Озеро, Хвойная, Весьегонск, Углич

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: wsa-79 и гости: 44