ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК, дочерняя структура ОАО "Российские железные дороги", РЖД) разработало проект "Получение функций оператора поездов высокоскоростного сообщения", мотивируя это желанием стать интегрированным перевозчиком, пишет сегодня "РБК daily".
Как рассказал заместитель генерального директора ФПК Вадим Мишанин, проект "Получение функций оператора поездов высокоскоростного сообщения" предполагал, что управление высокоскоростными поездами (после того как в России будут построены высокоскоростные магистрали - ВСМ) будет передано в состав ФПК, а сама компания станет полностью интегрированным пассажирским перевозчиком в дальнем следовании. Объединение "традиционных" и высокоскоростных перевозок позволило бы снизить внутреннюю конкуренцию путем обеспечения централизованной координации продуктовых предложений, маркетинга и расписаний, пояснил представитель ФПК. При этом проектом предполагалось, что к 2030г. высокоскоростные магистрали будут обслуживать 8-14 млн пассажиров в год.
"Планировалось, что проект будет включен в стратегию ФПК, однако этого не было сделано из-за изменения планов по финансированию строительства высокоскоростных магистралей", - объяснил В.Мишанин. Источник, знакомый с ситуацией, пояснил изданию, что это ОАО "РЖД" настояло на том, чтобы проект был исключен из стратегии ФПК, поскольку строительство ВСМ до сих пор остается под вопросом. При этом, по его словам, если проект высокоскоростных магистралей все же будет одобрен, ФПК примет участие в тендере по выбору оператора.
Напомним, высокоскоростные железные дороги Москва - Санкт-Петербург и Москва - Екатеринбург должны были связать города, в которых будут проходить матчи чемпионата мира по футболу в 2018г. Их предполагалось построить на условиях концессии при софинансировании государства, причем 70% стоимости проекта приходилось именно на бюджетное финансирование, поступающее через ВЭБ. Начало строительства магистралей было запланировано на 2013г. Строительство магистрали в Санкт-Петербург было оценено в 1,12 трлн руб., вдвое дороже - дорога до Екатеринбурга. Однако расходы на ВСМ пока не заложены в проект федерального бюджета на 2013-2015гг., и будет ли это сделано, зависит от решения президента РФ Владимира Путина.
"Это странно, ведь еще даже не принято решение по строительству самой дороги. К тому же у ФПК нет соответствующего парка", - удивляется источник издания в госмонополии. Но если компания будет располагать парком высокоскоростных поездов, конечно, ничто не мешает ей претендовать в будущем на роль оператора ВСМ, уточняет официальный представитель РЖД. "Вопрос с составом не проблема, если, к примеру, закупить у того же Siemens или у другой компании, и совсем необязательно, что ФПК будет единственным оператором, их может быть несколько", - заметил собеседник газеты, знакомый с деталями планов ФПК.
Эксперты считают претензии ФПК обоснованными. "Гораздо лучше, если и привычные пассажирские перевозки, и высокоскоростные будут находиться под централизованным управлением, иначе будет такая же неразбериха, как и в грузовых перевозках", - говорит вице-президент НП "Объединение производителей железнодорожной техники" Антон Зубихин.
Перспективы проектов ВСМ до сих пор обсуждаются, и говорить о выборе оператора пока рано, однако концептуально идея ФПК может быть здравой, считает Александр Ерофеев из Ernst&Young. При этом, напоминает он, пока не ясно, кто и как будет выбирать оператора ВСМ. Стоит отметить, что ФПК не собирается ограничиваться оперированием ВСМ, которые могут появиться не ранее 2018г. На днях компания опубликовала свою стратегию развития, из которой следует, что компания рассчитывает на передачу ей управления скоростными поездами "Сапсан" и "Аллегро". Пока никакой реакции со стороны РЖД по этому поводу не последовало.
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20120921103732.shtml