Компания к 2015 году рассчитывает забрать у "РЖД" парк пассажирских локомотивов.
Федеральная пассажирская компания ("ФПК") решила, что больше не готова ежегодно тратить 37 млрд руб. на аренду локомотивов у "РЖД". На днях компания уже призналась, что надеется получить весь парк пассажирских локомотивов в свое управление. Более того, как стало известно РБК daily, в перспективе "ФПК" планирует даже создать специальную компанию для этих целей. В настоящее время как раз планируется запустить пилотный проект по передаче "ФПК" одного из локомотивных депо.
На прошлой неделе "Федеральная пассажирская компания", осуществляющая перевозки пассажиров в поездах дальнего следования, опубликовала стратегию развития компании, в которой призналась в желании получить в свое управление все пассажирские локомотивы "РЖД". Свое решение "ФПК" объяснила тем, что посуточная аренда парка у монополии, как это происходит сейчас, ведет к неэффективному использованию локомотивов "из-за риска их недозагрузки и колебания спроса".
У "ФПК" есть еще одна, куда более весомая причина настаивать на передаче ей локомотивов. Как рассказал РБК daily замгендиректора "ФПК" Вадим Мишанин, ежегодно его компания тратит на аренду и обслуживание локомотивов порядка 37 млрд руб., что составляет около 20% всех расходов компании. Стоит отметить, что сейчас "ФПК" является основным арендатором пассажирских локомотивов "РЖД" (монополии принадлежит около 550 тепловозов и 2400 электровозов). По словам Вадима Мишанина, предполагается, что передача парка завершится к 2015 году. При этом в планах компании создать специализированное предприятие "Управление локомотивным парком", которое будет управлять парком пассажирских локомотивов и локомотивными бригадами, отмечает представитель "ФПК".
В "РЖД" к идее с передачей локомотивов "ФПК" в целом отнеслись положительно. "РЖД" рассматривают такую возможность, более того, эта идея давно витает в воздухе, но нужно взвесить все за и против", – заявили в пресс-службе монополии. В "ФПК" и "РЖД" уточнили, что в данный момент как раз решается вопрос с запуском пилотного проекта, в рамках которого пассажирская компания получит в свое управление депо в Саратове. В зависимости от успеха этого проекта и будет принято решение о передаче "ФПК" всех остальных локомотивных депо, заявили в обеих компаниях.
Впрочем, решение вопроса о передаче локомотивов в "ФПК" упирается еще в одну проблему: кто будет финансировать обновление парка. Сейчас средний износ электровозов на постоянном токе составляет 82%, на переменном – 50%, что касается тепловозов, то там на долю изношенного парка приходится 52%, отмечают в "ФПК". По данным компании, на обновление парка потребуется около 8 млрд руб. в год. Источник в "ФПК" уверяет РБК daily, что компания возьмет локомотивы под свое управление только после того, как будет решен вопрос с обновлением парка – с помощью "РЖД" или государства. Однако в госмонополии, похоже, не собираются демонстрировать "жест доброй воли" своей дочерней структуре, указывая на то, что "если "ФПК" решилась взять под свое управление локомотивы, то она и должна нести все расходы по обновлению парка". Кроме того, в "РЖД" недоумевают, как "ФПК" собирается решить вопрос с комбинированными депо, обслуживающими не только пассажирские, но и грузовые локомотивы. Гендиректор "Локомотивных технологий" (УК группы "ТМХ-Сервис") Алексей Белинский сетует, что передача локомотивов от "РЖД" в "ФПК" не приведет к созданию конкуренции на рынке. Более того, отмечает г-н Белинский, вместо одного центра ответственности "ФПК" хочет создать два, что может привести к снижению эффективности работы локомотивного парка.