Михаил Акулов: «Популярность новых видов сервиса непрерывно растет».Недавно был подписан меморандум, который позволил Федеральной пассажирской компании интегрироваться в европейскую систему продажи билетов на поезда дальнего следования. А также соглашение, в соответствии с которым уже сейчас – буквально этим летом – начала действовать электронная регистрация на поезда в сообщении с Украиной. С российской стороны меморандум подписывал вице-президент ОАО «РЖД» – генеральный директор ОАО «ФПК» Михаил Акулов.
– Михаил Павлович, как вы оцениваете значение этого меморандума?
– Ранее информация о поездах Москва – Ницца и Москва – Берлин – Париж отсутствовала в европейских информационных системах, что создавало сложности при покупке билетов в поезда ОАО «ФПК» за рубежом. Полагаю, что теперь ситуация изменится.
– А могут ли европейские жители приобретать электронные билеты на поезда ОАО «ФПК» через интернет?
– Да, 16 мая этого года заработала англоязычная версия сайта ОАО «РЖД», которая дает такую возможность.
– Как обстоят дела с пассажирскими перевозками в первой половине 2013-го по сравнению с тем же периодом прошлого года?
– 2012-й был закончен с положительной динамикой по всем категориям: будь то пригородные или поезда дальнего следования. В этом году мы внедрили систему динамического ценообразования на поезда дальнего следования, она позволяет пассажиру сэкономить при покупке билета, если планировать поездку заранее.
– Кстати, о системе динамического ценообразования. Уже есть какие-то результаты?
– Результаты на данный момент мы считаем успешными. Например, по направлению Москва – Санкт-Петербург мы получили увеличение числа пассажиров почти на 50 процентов. Большая часть пассажиров старается приобретать билеты заблаговременно и, как следствие, получать льготы, которые это гарантирует.
– Насколько велик процент билетов, приобретаемых сегодня через интернет?
– Популярность новых видов сервиса непрерывно растет. Сейчас продажа электронных билетов занимает не менее 18 процентов от общего объема. Полагаю, что к концу года сможем выйти на цифру 20. Для сравнения: наши европейские партнеры говорят, что их показатели колеблются в районе 39–40 процентов. Наши 18–20 процентов – это усредненный результат. Глобально все зависит от сегмента, который мы рассматриваем. Например, пассажиры – участники программы лояльности (а это более 250 тысяч человек) в основном стараются приобретать билеты через интернет. Как правило, это активные, современные люди, умеющие извлекать личную выгоду из своего навыка пользоваться глобальной сетью. Среди этой прослойки у нас совершенно другие результаты – 80–90 процентов. А среди пассажиров «Сапсана» таких покупателей 50 процентов.
В любом случае ФПК нацелена на то, чтобы стимулировать продажи билетов через интернет, а также терминалы самообслуживания, установленные на вокзалах. Это сокращает расходы компании на содержание билетных касс и персонала и дает возможность выбора места покупки пассажиру.
– Как развивается услуга электронной регистрации в международном сообщении?
– С 4 июня 2013 года открыта услуга электронной регистрации при покупке электронных билетов на международные пассажирские поезда формирования ОАО «ФПК» № 1/2 Москва – Киев и № 29/30 Москва – Симферополь. Пассажиру, воспользовавшемуся данной услугой, для посадки в поезд достаточно предъявить проводнику документ, удостоверяющий личность, номер которого был указан при приобретении электронного билета. Таким образом, пассажиры не затрачивают свое время на оформление билета на поезд в кассе или терминале самообслуживания.
Добавлю, что в сообщении со странами СНГ и Балтии услуга электронной регистрации предоставляется в поезда формирования ОАО «ФПК», курсирующие в Латвийскую Республику, и на 16 пар поездов, следующих в сообщении с Республикой Беларусь.
– Машинисты некоторых поездов с недавнего времени могут пользоваться скайпом для поддержания онлайн-связи. Фирменные поезда, курсирующие между Петербургом и Москвой, снабжены роутерами, дающими выход в интернет. А могут ли пассажиры рассчитывать на то, что Wi-Fi в поездах когда-нибудь станет бесплатным?
– Сейчас Wi-Fi есть в «Сапсане». А также в поездах «Лотос» № 5/6 сообщением Москва – Астрахань и «Жигули» № 9/10 Москва – Самара. Но это услуга, и за нее надо платить.
– А что, кроме сезонных факторов, способствует росту или падению пассажиропотока?
– Удовлетворенность пассажиров услугами, которые оказывает железнодорожный транспорт. Здесь учитывается все:
и тарифная политика, и обилие услуг, направленных на привлечение клиентов. Традиционно популярностью пользуются поезда, имеющие высокую скорость. Люди привыкли к динамике в своей жизни и пытаются сохранить ее во время путешествий. В новом графике движения поездов, вступившем в силу 26 мая 2013 года, ускорены 234 поезда, в том числе 100 поездов получили ускорение более чем на час – в общей сложности на 205 часов. В направлении курортов Северного Кавказа ускорено 34 поезда – на 33 часа.
– К слову, об услугах. Недавно ФПК ввела в ряде поездов питание, при этом практически не повысив стоимость проезда. Это, конечно, очень благородно по отношению к пассажирам.
Но зачем был нужен этот жест самой ФПК?
– Все поезда, не относящиеся к категории фирменных, будут, как и прежде, курсировать без питания. Следовательно, если человек не хочет есть, он берет билет на обычный поезд без питания. Если питание в пути для пассажира важно, он едет на фирменном поезде.
Стоимость билета на некоторых направлениях немного выросла. Но, принимая во внимание тот факт, что комплект питания стоит 500 рублей, а цена билета выросла на меньшую сумму, ФПК пришлось понизить базовую стоимость билета. По некоторым направлениям это снижение доходило до 30–40 процентов. Фактически для того, чтобы накормить пассажиров, мы пожертвовали частью своей прибыли. А пассажир от всей этой истории только выиграл.
К вопросу о том, зачем это нужно. По ряду направлений наша компания отнюдь не является монополистом. Так, на линии между Москвой и Санкт-Петербургом доля ФПК – менее 20 процентов. Ведь есть авиаперевозчики, автобусы и, наконец, «Сапсаны». Прежде чем ввести дополнительную услугу, мы проанализировали рынок, изучили его гибкость.
Вследствие того, что, повторюсь, мы не являемся монополистами, нам приходится ориентироваться на своих конкурентов – в первую очередь на воздушный транспорт. Авиаторы кормят. Мы – тоже. И это вполне логично, ведь нередки такие случаи, когда пассажир закончил работу, купил билет на ночной поезд и отправился в командировку, не успев при этом поесть. Поэтому мы идем на определенные затраты, чтобы обеспечить понятный для пассажиров уровень комфорта и сервиса.
– Есть ли эффект от подобных нововведений?
– За первый месяц в контролируемом сегменте пассажиропоток вырос на полпроцента (если проводить параллель с прошлым годом). По-моему, это совсем неплохо.
http://gazetastrela.ru/gazeta/?id=12023 ... 867&page=1
С уважением, Евгений.