Горючая схема
09.08.2017
В Мещанском районном суде города Москвы на рассмотрении находится уголовное дело о систематических кражах дизельного топлива из локомотивов. Пострадавшая сторона – ОАО «РЖД».
Подсудимых пятеро, в том числе три бывших машиниста локомотивного эксплуатационного депо Москва-Сортировочная-Рязанская. Им предъявлено обвинение в 17 кражах, совершённых организованной группой (пункт «а» части 4 статьи 158 УК РФ). Только за одно такое преступление законом предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн руб.
О подробностях этого дела «Гудку» рассказал следователь по особо важным делам Следственного управления УТ МВД России по Центральному федеральному округу Алексей Жучков.
«Знаете, что самое странное в этой ситуации? – начинает он разговор. – Во время допросов работники дороги даже не осознавали, что совершили уголовно наказуемые деяния, что воровали имущество своей организации. Они были уверены в том, что если они смогли сэкономить топливо, значит вправе распоряжаться им по своему усмотрению».
На протяжении нескольких смен машинисты накапливали в баках топливо. Один передавал по смене, например, 100 литров неиспользованного дизеля, оставляя информацию об этом своему подельнику. Тот, в свою очередь, экономил 200–300 литров и передавал их следующему. За неделю на одном тепловозе накапливалась тонна-полторы неучтённого топлива. Ночью злоумышленники отгоняли машину в укромное место и сливали горючее или в специально подготовленные ёмкости, или в баки, установленные на микроавтобусе. Далее дизельное топливо продавалось по сходной цене.
Экономить получалось за счёт опасных манёвров с режимами работы двигателя тепловоза – где-то его глушили, где-то пускали машину накатом. Это сказывалось на работе двигателя, который выходил из строя значительно раньше обозначенного производителем срока. Впрочем, это мало волновало злоумышленников.
По заполняемым ими же путевым листам выходило, что локомотив работал в установленных правилами режимах и лишнего горючего в баках быть не могло.
Оперативная информация о том, что в локомотивном эксплуатационном депо Москва-Сортировочная-Рязанская кто-то систематически сливает дизельное топливо, поступила оперуполномоченным отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы УТ МВД России по ЦФО летом 2015 года. Сыщики стали наблюдать за территорией. Вскоре выявили первого подозреваемого. Но ловить его за руку сразу не имело смысла – было очевидно, что человек промышляет не один, а в составе организованной группы.
Несколько месяцев сотрудники уголовного розыска транспортной полиции вычисляли и места слива топлива из локомотивов, и организаторов преступной группы, и схемы распределения выручки за краденый дизель. Машинисты строго соблюдали конспирацию.
Спецоперация оперативников длилась с августа по декабрь 2015 года. К её решающей фазе на руках у полицейских была солидная доказательная база, которая позволяла полностью изобличить злоумышленников – десятки часов видеозаписей из засад, информация сотовых операторов.
«Час икс» настал для расхитителей в одну из декабрьских ночей. Как обычно, один из членов преступной группы подогнал тепловоз в определённое место близ автостоянки, которое для удобства даже было обозначено колышками. Его подельник – подсобный рабочий гаражного кооператива – перекинул через забор шланг, подключённый к насосу, и дождался условного сигнала от машиниста о том, что рукав находится в баке локомотива. Он нажал на кнопку, и горючее потекло в тысячелитровые еврокубы. Когда сообщники выкачали из тепловоза «лишнее» топливо, они отключили насос. В этот момент появились оперативники.
Впрочем, когда следователь Алексей Жучков уже начал оформлять необходимые бумаги, к месту преступления подъехал ещё один локомотив. Эта машина также фигурировала на оперативных видео. Не сразу разобравшись в ситуации, её машинист заглушил двигатель и спрыгнул на полотно. Но когда к нему стали приближаться оперативники, успел подтянуться к кабине и закрыться там. Он завёл двигатель и пошёл задним ходом, но когда увидел, что полицейским удалось подняться на «борт», двигатель всё-таки заглушил. Из кабины он вышел, когда на место прибыли замначальника депо и сотрудник службы безопасности.
Третьего подозреваемого машиниста, а также человека, который вывозил и продавал ворованное топливо, задержали к утру.
Больше года шли допросы подозреваемых и свидетелей из числа руководства и работников депо, сопоставление видеозаписей, данных сотовых операторов и маршрутных листов. По словам Алексея Жучкова, всего было доказано 17 эпизодов краж, в ходе которых из восьми маневровых локомотивов было слито почти 14 тыс. литров дизельного топлива. Заявленный ущерб ОАО «РЖД» составил свыше 345 тыс. руб. Объём обвинительного заключения, утверждённого в марте 2017 года транспортной прокуратурой, – 21 том. Вердикт суда по делу ожидается в ближайшее время.
Как сообщили «Гудку» в Департаменте безопасности (ЦБЗ) ОАО «РЖД», тема хищения топлива актуальна для всей сети. За первое полугодие 2017 года было выявлено 118 фактов краж горючего. При этом 110 случаев были предотвращены силами региональных центров ЦБЗ компании. К примеру, в 2017 году на Дальневосточной дороге была пресечена деятельность группы из 30 машинистов локомотивов, которые занимались кражей ГСМ.
«Заработок от реализации похищенного топлива небольшой, но важно понимать, что машинист, имеющий судимость, не сможет работать в прежней должности в соответствии с требованиями Федерального закона «О транспортной безопасности». Да и вариантов трудоустройства на дорогу у него почти не будет. Снисхождения в вопросах расхищения собственности компании ожидать не стоит никому», – отметили в Департаменте безопасности ОАО «РЖД».
Елена Демиденко
09.08.2017
В Мещанском районном суде города Москвы на рассмотрении находится уголовное дело о систематических кражах дизельного топлива из локомотивов. Пострадавшая сторона – ОАО «РЖД».
Подсудимых пятеро, в том числе три бывших машиниста локомотивного эксплуатационного депо Москва-Сортировочная-Рязанская. Им предъявлено обвинение в 17 кражах, совершённых организованной группой (пункт «а» части 4 статьи 158 УК РФ). Только за одно такое преступление законом предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн руб.
О подробностях этого дела «Гудку» рассказал следователь по особо важным делам Следственного управления УТ МВД России по Центральному федеральному округу Алексей Жучков.
«Знаете, что самое странное в этой ситуации? – начинает он разговор. – Во время допросов работники дороги даже не осознавали, что совершили уголовно наказуемые деяния, что воровали имущество своей организации. Они были уверены в том, что если они смогли сэкономить топливо, значит вправе распоряжаться им по своему усмотрению».
На протяжении нескольких смен машинисты накапливали в баках топливо. Один передавал по смене, например, 100 литров неиспользованного дизеля, оставляя информацию об этом своему подельнику. Тот, в свою очередь, экономил 200–300 литров и передавал их следующему. За неделю на одном тепловозе накапливалась тонна-полторы неучтённого топлива. Ночью злоумышленники отгоняли машину в укромное место и сливали горючее или в специально подготовленные ёмкости, или в баки, установленные на микроавтобусе. Далее дизельное топливо продавалось по сходной цене.
Экономить получалось за счёт опасных манёвров с режимами работы двигателя тепловоза – где-то его глушили, где-то пускали машину накатом. Это сказывалось на работе двигателя, который выходил из строя значительно раньше обозначенного производителем срока. Впрочем, это мало волновало злоумышленников.
По заполняемым ими же путевым листам выходило, что локомотив работал в установленных правилами режимах и лишнего горючего в баках быть не могло.
Оперативная информация о том, что в локомотивном эксплуатационном депо Москва-Сортировочная-Рязанская кто-то систематически сливает дизельное топливо, поступила оперуполномоченным отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы УТ МВД России по ЦФО летом 2015 года. Сыщики стали наблюдать за территорией. Вскоре выявили первого подозреваемого. Но ловить его за руку сразу не имело смысла – было очевидно, что человек промышляет не один, а в составе организованной группы.
Несколько месяцев сотрудники уголовного розыска транспортной полиции вычисляли и места слива топлива из локомотивов, и организаторов преступной группы, и схемы распределения выручки за краденый дизель. Машинисты строго соблюдали конспирацию.
Спецоперация оперативников длилась с августа по декабрь 2015 года. К её решающей фазе на руках у полицейских была солидная доказательная база, которая позволяла полностью изобличить злоумышленников – десятки часов видеозаписей из засад, информация сотовых операторов.
«Час икс» настал для расхитителей в одну из декабрьских ночей. Как обычно, один из членов преступной группы подогнал тепловоз в определённое место близ автостоянки, которое для удобства даже было обозначено колышками. Его подельник – подсобный рабочий гаражного кооператива – перекинул через забор шланг, подключённый к насосу, и дождался условного сигнала от машиниста о том, что рукав находится в баке локомотива. Он нажал на кнопку, и горючее потекло в тысячелитровые еврокубы. Когда сообщники выкачали из тепловоза «лишнее» топливо, они отключили насос. В этот момент появились оперативники.
Впрочем, когда следователь Алексей Жучков уже начал оформлять необходимые бумаги, к месту преступления подъехал ещё один локомотив. Эта машина также фигурировала на оперативных видео. Не сразу разобравшись в ситуации, её машинист заглушил двигатель и спрыгнул на полотно. Но когда к нему стали приближаться оперативники, успел подтянуться к кабине и закрыться там. Он завёл двигатель и пошёл задним ходом, но когда увидел, что полицейским удалось подняться на «борт», двигатель всё-таки заглушил. Из кабины он вышел, когда на место прибыли замначальника депо и сотрудник службы безопасности.
Третьего подозреваемого машиниста, а также человека, который вывозил и продавал ворованное топливо, задержали к утру.
Больше года шли допросы подозреваемых и свидетелей из числа руководства и работников депо, сопоставление видеозаписей, данных сотовых операторов и маршрутных листов. По словам Алексея Жучкова, всего было доказано 17 эпизодов краж, в ходе которых из восьми маневровых локомотивов было слито почти 14 тыс. литров дизельного топлива. Заявленный ущерб ОАО «РЖД» составил свыше 345 тыс. руб. Объём обвинительного заключения, утверждённого в марте 2017 года транспортной прокуратурой, – 21 том. Вердикт суда по делу ожидается в ближайшее время.
Как сообщили «Гудку» в Департаменте безопасности (ЦБЗ) ОАО «РЖД», тема хищения топлива актуальна для всей сети. За первое полугодие 2017 года было выявлено 118 фактов краж горючего. При этом 110 случаев были предотвращены силами региональных центров ЦБЗ компании. К примеру, в 2017 году на Дальневосточной дороге была пресечена деятельность группы из 30 машинистов локомотивов, которые занимались кражей ГСМ.
«Заработок от реализации похищенного топлива небольшой, но важно понимать, что машинист, имеющий судимость, не сможет работать в прежней должности в соответствии с требованиями Федерального закона «О транспортной безопасности». Да и вариантов трудоустройства на дорогу у него почти не будет. Снисхождения в вопросах расхищения собственности компании ожидать не стоит никому», – отметили в Департаменте безопасности ОАО «РЖД».
Елена Демиденко