На рынок приходит железнодорожный туроператор Сделка по приобретению Федеральной пассажирской компанией (ФПК) контрольного пакета акций холдинга «РЖД-Трэвел» официально завершится до конца 2011 года. Это один из шагов государства по созданию в России железнодорожного туризма. О проблемах и планах освоения этого рынка - генеральный директор «РЖД-Трэвел» Александр Шамшиев.

К 1983 году в СССР существовало более 1600 туристских железнодорожных рейсов, услугами которых пользовались 650 тыс. человек. Продолжительность путешествий варьировалась от одного до 32 дней. Такой вид отдыха постепенно становился все более популярным. Самым популярным маршрутом был «Транссоюзное железнодорожное путешествие», начинавшийся во Владивостоке и проходивший через Сибирь, Москву, Ленинград, Ригу, Таллинн, Вильнюс, Киев, Крым. После распада Советского Союза многие железнодорожные маршруты потеряли популярность.
- Александр, что мешает железнодорожному туризму в России? - Уровень развития железнодорожных путешествий в нашей стране сейчас довольно низкий. Для начала, документы, регламентирующие деятельность РДЖ, нужно приспосабливать к запросам туристического рынка. При этом следует учитывать железнодорожную специфику. Авиация, например, имеет больше возможностей для деятельности, поскольку железная дорога жестко зависит от колеи.
Во-вторых, железнодорожный туризм плохо представлен на рынке. Маршруты есть, но о них мало знают представители туриндустрии и сами туристы. В том числе «Транссибирский экспресс», «Великий шелковый путь», существуют интересные новогодние маршруты. Например, тур в Великий Устюг к Деду Морозу. А между тем железнодорожный туризм обладает колоссальными возможностями с учетом масштаба нашей страны. В России столько замечательных мест, которые можно и нужно показывать, есть множество интересных городов, не открытых в плане туризма, и мы хотим это исправить.
- На какие объемы вы рассчитываете? - Объем турпотока я назвать не готов, пока сделка окончательно не завершена, но уже в следующем году мы рассчитываем добиться значительных результатов и увеличить железнодорожный туристический поток на 20%. Для нас сейчас главное – войти в рынок. Если же говорить в целом об активности пассажиров, то в России за год железной дорогой пользуются порядка 100 миллионов человек. Мы намерены лояльно подойти к рынку. То есть максимально приспособиться к нормам и правилам, которые на рынке существуют.
- Собираетесь запустить новые маршруты? - Мы их уже сейчас разрабатываем. В этой связи плотно взаимодействуем с Европой, а также активно работаем с Монголией, Китаем, Средней Азией. Другими словами, планируем развивать туризм везде, где есть железная дорога. Что же касается уже реализованных проектов, то по маршруту Москва-Ницца, как вы знаете, ходит пассажирский поезд, а с 12 декабря стартует еще один - Москва-Берлин-Париж. Продажа билетов на него уже открыта. Маршрут поезда пройдет по территории пяти государств: России, Белоруссии, Польши, Германии и Франции через Вязьму, Смоленск, Красное, Оршу, Минск, Брест, Тересполь, Варшаву, Познань, Жепин, Одербурк, Франкфурт-на-Одере, Берлин, Ганновер, Фулду, Франкфурт-на-Майне, Заарбрюкен, Форбах и Метс-Виле.
Также, рассчитываем привлечь внимание к старым маршрутам. Построение адекватных взаимоотношений с участниками рынка, по нашим оценкам, должно «загрузить» такие железнодорожные направления, как Финляндия, Прибалтика, Чехия, Польша, Венгрия и Австрия. Планируем участвовать в региональных тендерах на право предоставлять услуги чартерных перевозок на российский юг.
- С какими проблемами приходится сталкиваться? - Иногда возникают определенные трудности при взаимодействии с Европой. Мы можем продать билеты только в одну сторону, а обратно их надо выкупать в стране прибытия. Также проблематичны технические ограничения прохода через Брест. Там осуществляется переход с нашей колеи на европейскую.
- Нужно ли создание новых железнодорожных путей для туристических маршрутов? - В этом нет необходимости. Наша задача - показать прелесть путешествий по той железной дороге, которая уже есть. Новая инфраструктура создается в РЖД. Прежде всего, это скоростное движение, и мы планируем максимально его использовать в своем сегменте.
- Какими будут туристические поезда? - Федеральная пассажирская компания сейчас активно занимается модернизацией подвижного состава. На туристических маршрутах мы будем стараться использовать вагоны лучшего качества, в том числе и новые.
- Изучался ли зарубежный опыт железнодорожного туризма? - Да. В этом году компания присутствовала на международной конференции в Италии, которая была посвящена непосредственно железнодорожному туризму. Многое удалось почерпнуть. Естественно, зарубежный опыт мы стараемся применять, но с учетом особенностей нашей страны.
В планах – создание «сквозного» билета, который был бы общим для Европы и России. Планируем разработать стандарт «туристическая поездка», «туристический поезд», «туристический вагон». Главная цель – достичь европейского уровня железнодорожного туризма.
- Будет ли доступны железнодорожные туры людям с достатком ниже среднего уровня? - Да, конечно, ведь железнодорожный транспорт в принципе весьма демократичен. На туристических направлениях будет введена гибкая ценовая политика – в зависимости от объема и времени бронирования.
- Можно ли вернуть железнодорожному туризму России былую популярность? - Думаю, да. Сейчас необходимо широко представить его возможности. В этой связи мы будем проводить большую рекламную кампанию, презентацию туров, активно участвовать в выставках. Кроме того, в планах – введение системы он-лайн-бронирования туров через Интернет, открытие офисов во всех значимых для нас городах. Это позволит компании стать максимально близкой к регионам.
Справка Туринфо: «РЖД-Трэвэл» - занимается организацией туров по России и за рубежом, объединяет компании «РЖД Тур» и «РЖД Корпорэйт». ФПК - дочерняя компания ОАО «РЖД», предоставляющая услуги по перевозке пассажиров в дальнем сообщении.http://www.tourinfo.ru/interview/39125/