Ну вот еще любопытная информация:
"2. Дерегулирование пассажирских перевозок
Для развития межотраслевой конкуренции на рынке пассажирских транспортных услуг МАП России, в порядке эксперимента, предоставило МПС России право сроком на один год, с 10.09.2000г. по 10.09.2001г, самостоятельно устанавливать тарифы на перевозку пассажиров в вагонах "СВ" всех категорий поездов, скоростных поездах ЭР-200 (№161/162 и №162/163), в купейных вагонах фирменных поездов с условием, что общее количество таких поездов не будет превышать 104 (решение Правления МАП России от 03.08.00 № 24/06-1-жд, от 25.04.01 № 19/06-1-жд). Решением Правления МАП России от 05.09.01 № 33/06-1-жд продлено действие решения Правления от 03.08.00 № 24/06-1-жд до 31.10.2001 г.
За период 4 кв. 2000 г. - 3кв. 2001 г. дополнительные доходы МПС России составили 775,9 млн. руб.(170,7 млн. руб. (22%) - от перевозок в вагонах "СВ", 605,2 млн. руб. (78%) - от перевозок в купейных вагонах).
Следует подчеркнуть, что дополнительные доходы МПС России от дерегулирования за период с 4 кв. 2000 г.-3 кв. 2001 г. составляют 2,8% от доходов, полученных от перевозок пассажиров в дальнем следовании за тот же период (27,3 млрд. руб.).
Необходимым условием дерегулирования тарифов на перевозки пассажиров в СВ и купе фирменных поездов является осуществление принципа альтернативности при выборе проезда в поездах по регулируемым ценам. По информации МПС России назначение фирменных поездов осуществляется при обязательном курсировании альтернативных нефирменных поездов в том же сообщении. При отсутствии нефирменных поездов на конкретном направлении в состав фирменных поездов обязательно включаются вагоны без признака "фирменности", т.е. продажа проездных документов осуществляется по прейскуранту № 10-02-16 (условие п.2 решения Правления МАП России от 03.08.00 № 24/06-1-жд).
Решением Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте (протокол № 9 от 21.11.2001) было решено с 01.01.2002 ввести дерегулирование тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании в вагонах СВ всех поездов, в скоростных поездах, а также в купейных вагонах всех поездов (за исключением перевозок пассажиров в купейных вагонах на маршрутах, определяемых МАП России, где отсутствуют условия эффективной конкуренции с другими видами транспорта).
Дополнительный анализ, выполненный МАП России с привлечением его территориальных управлений, показывает, что применительно к представленному МПС России перечню поездов дальнего следования, курсирующих в графике движения 2002 - 2003 г.г., отсутствует эффективное конкурентное предложение других видов транспорта. Нельзя считать обоснованными при установлении тарифов на железнодорожные перевозки ссылки на уровень тарифов на авиаперевозки. Именно вследствие высокого уровня цен на авиабилеты объем пассажирооборота сократился в этой отрасли в 4,5 раза. Повторение подобного сценария для железнодорожных перевозок должно быть исключено.
В настоящее время дополнительно обсуждается вопрос о возможности установления нерегулируемых ФЭК России тарифов на перевозку пассажиров в купейных вагонах при отсутствии предложения от других видов транспорта, но при наличии выбора для пассажира поездки в вагоне по регулируемым тарифам (создавая при этом условия постоянного повышения качества обслуживания пассажиров). При отсутствии возможности выбора, согласно вышеназванных условий, уровень тарифов на перевозки пассажиров в купейных вагонах всех поездов, кроме фирменных, должен приводиться в соответствие с уровнем регулируемых ФЭК России тарифов на перевозки пассажиров.
Следует также иметь ввиду, что в межобластном сообщении автомобильный транспорт начинает создавать ограничения росту цен на железнодорожные билеты. Уже сейчас на целом ряде направлений проезд в автобусе на 10 - 20% дешевле билетов в плацкартном вагоне. Хотя по значительно меньшим объемам предложения, вследствие недостаточного уровня качества транспортных услуг, низкого качества дорог и недостаточного развития придорожного сервиса, из-за неурегулированности ряда организационных и административных вопросов возможности автомобильного транспорта ограничены.
Ряд железных дорог (Западно-Сибирская, Северо-Кавказская, Московская) имеют положительный опыт по применению электропоездов повышенной комфортности в межобластном сообщении. Необходимо проведение дополнительного анализа информации по маршрутам, на которых возможно дерегулирование тарифов, в том числе в межобластном сообщении. Требуется более внимательный подход к поездам в местном сообщении, в том числе поездам, отмененным или предполагаемым к отмене из-за их убыточности и отсутствия компенсации затрат на перевозки со стороны субъектов Российской Федерации. В этом отношении полезен опыт Калининградской железной дороги по формированию, так называемых, железнодорожных автобусов или трамваев.
В любом случае ввиду социальной значимости этой проблемы работа в области дерегулирования требует обеспечения со стороны МПС России, МАП России, ФЭК России ежемесячного мониторинга применения регулируемых и нерегулируемых тарифов по всем пассажирским поездам и регулярного информирования об этом Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте."
источник:
http://www.eatc.ru/rus/doc.id_1727.php