Господа, а может дело в конструкции вагонного кондиционера и проводник здесь не причём? Рассмотрим принцип действия кондиционера (коротенько). Из трубы в плацкартный вагон поступает охлаждённый воздух. Этот воздух перемешивается с имеющимся горячим и всем становится комфортно. Если пассажир сидит около трубы (около кондиционера) ему холодно, т.к. воздух ещё не перемешался с горячим и не нагрелся. Если пассажир сидит далеко от трубы, то до него не доходит холодный воздух, ему жарко. Где-то посередине установлен температурный датчик кондиционера. Ещё где-то стоит датчик температуры электронного табло. Вот и вся конструкция. Таким образом, в плацкартном вагоне не может быть нормальной температуры. Около кондиционера холодно, а это жалобы. Вдали от кондиционера жарко, это духота. Для устранения потока жалоб в плацкартном вагоне необходимо иметь хороший, бесшумный воздухообмен, что из-за наличия полок и перегородок выполнить проблематично. Учитывая, что кондиционер подаёт охлаждённый воздух сверху, пассажирам верхних полок прохладно-нормально, а пассажирам нижних полок нормально-жарко. Вот и весь секрет появления жалоб.
Остановлюсь немного на здоровье пассажиров. При посадке в вагон медицинскую справку не требуют, здоровье у пассажиров разное. Для кого-то наличие вентилятора уже является причиной возобновления хронического заболевания, не говоря о кондиционере. Это и является причиной жалобы. Пассажир с хроническим заболеванием едет на курорт лечиться, а по дороге обостряется хроническое заболевание. Причины разные, кто-то потерял здоровье от многолетней работы (взаимосвязь профессии пассажира и получение инвалидности), когда-то отношение пассажира к своему здоровью. А ещё некоторые умудряются в вагоне простудить почки. Короткие маечки и «спущенные» брюки делают своё дело.
В общем, вопрос, обсуждаемый здесь многогранный: это и технически-конструкционная составляющая, и экологическая, и взаимосвязь с низким здоровьем пассажиров (полуинвалидность).
Как вариант выйти из сложившегося круга с кондиционерной чехардой, избавиться от потока жалоб на кондиционер для РЖД это создать местные регулирующие элементы непосредственно в вагоне около пассажира. Нужен кондиционер – открыли заслонку побольше, не нужен – закрыли совсем. Этим самым проводники освобождаются от несвойственных им функций. И температуру, доступ охлаждённого воздуха в отдельном отсеке определяет группа пассажиров. То же относится и к освещению и к другим «благам», при которых проводник ни причём, а жалобы надо привязывать к технической подготовленности конкретного вагона (открывается – не открывается заслонка).