В этом разделе Вы можете задать свои вопросы по пассажирским перевозкам. Сотрудники нашего агентства и знающие люди, по возможности постараются на них ответить. Пожалуйста, перед тем как задать свой вопрос просмотрите раздел «Ответы на вопросы».
#305394 tk 21 май 2015, 19:42
Siemens Comfortline ČD WLABmz826 (DB WLABmz173.1)

Для оживления дискуссии и «по многочисленным просьбам трудящихся» выставляю на обозрение publico bono виртуальную экскурсию по знаменитому спальному вагону Siemens Comfortline на службе чешских и немецких дорог.

Часть 1.

К началу XXI века ночное вагонное сообщение стран Центральной и Западной Европы уже успело изрядно пострадать от открытия скоростных линий и запуска быстрых дневных поездов. «Приоколичные» медленные ночные поезда со всеми остановками незаметно ушли в прошлое, уступив место новой единой марке EuroNight (в странах D/A/CH – CityNightLine), соединявшей главным образом столицы и большие города в режиме овернайт. Единственное, чего пока недоставало новоиспечённому концепту отелей на колёсах для командировочных и путешественников-приверженцев старой школы – новых комфортабельных вагонов. Основу ночного парка в «подержанных» странах-членах ЕС составляли спальные и лежачие вагоны 1960-1970 годов выпуска, откатавшие немало миллионов километров в общих пулах CIWL, затем TEN, вплоть до их ликвидации. Некоторые страны – например, Франция, Нидерланды, Бельгия – решили докатать и затем списать старьё, одним решением нивелировав спрос на посредственное предложение и отменив с этим мотивом поезда. Германия и Австрия решили оставаться в деле, и речь пошла о новых вагонах. К 2003 году словенская фабрика «Сименса» в Мариборе выдала прототип нового спального вагона, который назвали Comfortline.

Громкое название образец работы словенских технологов вполне заслужил. Согласно представлений DB о новом вагоне, требовательность будущих пассажиров сначала нужно было удовлетворить плавностью хода. Из широкой палитры экипажей тележечного завода в Граце была выбрана модель SF400, достаточно хорошо изученная на ICE2, по тормозному оборудованию сертифицированная до 300 км/ч, а по динамике – аж до 400 км/ч (теоретически), с воздушным подвешиванием второй ступени, гасителями виляния и дисковым/магниторельсовым тормозом. Вагон, сконструированный на 200 км/ч, на таких тележках несётся, как по маслу, даже на посредственных путях.

Внутреннее убранство вагона было переосмыслением классического 30-местника с трансформируемыми купе на 1/2/3 пассажира. Главное новшество – три огромных купе 1 класса с полноценным санузлом внутри. Оборудование всех купе тремя спальными местами открывало простор для комбинаций: теперь одноместный формат «сингл» был возможен в более тесном купе 2 класса, что сильно удешевляло проезд. Аналогично разрешалось проехать втроём или вдвоём в 1 классе, пользуясь удобствами соответствующих купе. Для самых коммуникабельных смонтировали двери между купе, чтобы ездить вчетвером, впятером или вшестером. Ну и даже для эконом-класса всегда работает душевая кабина в «общем» туалете в конце вагона.

В общей сложности 42 вагона были получены DB в 2003-2004 гг. Примерно такое же количество списанных старых «спальников» отправилось пополнять вагонный парк в Румынию, а на рейсы между Берлином, Амстердамом, Парижем, Копенгагеном, Цюрихом, Римом и Прагой встали эти замечательные современные модели. Кстати, не в последнюю очередь их курсирование в Прагу графиком 2004 года привело к последующему заказу на 12 вагонов уже от чешских железных дорог. Жаль одно – после выпуска этих двенадцати в 2006 году, мариборская фабрика с полуторавековой историей была закрыта. Таким образом, последний классический спальный вагон колесит по ночным путям Европы в общем количестве 54 штук, а по факту – гораздо меньше, ведь прямых сообщений осталось не так уж и много...

Давайте осмотрим «Комфортлайн» в подробностях. Начнём с чертежа вагона:


Тамбур, согласно устоявшейся традиции, всего один. Далее, слева направо, идут: электрощит, маленький туалет, служебка для проводника, 12 пассажирских купе и большой туалет с душем. Из-за вышеупомянутой диверсификации в вагоне получилось аж четыре разных типа купе: три «делюкса» 6/8/10 с доступом к собственному санузлу, три «больших эконома» 5/7/9, которые за счёт выпирающей стены санузла здорово выигрывают по площади, ну и три пары «малых экономов» 1/3/11 и 2/4/12, соответственно, разной направленности полок (как в старых WLABm).

Далее – фотографии главным образом чешских вагонов. Вагоны немецкие отличаются лишь другой обивкой кресел и ковролином. Остальное убранство идентично.


1. Вот наш красавец у перрона, только что прибыл из Вены. Со стороны коридора окон всего шесть, но зато добрая их половина оборудована небольшими форточками.


2. С другой стороны окон, понятное дело, куда больше, и они различаются по размеру в соответствии с классом купе. Есть также странные простенки, о которых чуть позже поподробнее.


3. Несмотря на глухой второй торец вагона, для сцепщиков и маневров здесь есть ступеньки и поручень.


4. Фото, наглядно иллюстрирующее, что в условиях свободного выбора между климатикой и открытым окном пассажир голосует за окно и весёлый попутный ветер :) У проводника даже вообще есть ностальгическая опускная форточка.


5. При входе видим заводской шильдик.


6. А вот уже повидавший виды немецкий вагон готовится выехать из Парижа в Мюнхен (недавно упразднённый CNL Париж-Берлин и все его группы)


12. Пройдём внутрь. В коридоре к разделению зон подошли оригинально: со стороны купейных полок сделаны закругления, чтобы выиграть ещё пару сантиметров полезной длины. Круглое гнездо в стене слева нужно для выступающей ручки двери купе. Там же стоит магнит, притягивающий эту ручку, и, к слову, это единственный и совсем лишний источник шума от дверей, так как замки при открытии-закрытии работают тихо.


13. В ночное время коридор подсвечен мягким неярким светом от световых панелей у дверей купе. Красиво, но иногда светит в щели дверей среди ночи.


16. Все двери купе, согласно стандарту, распашные, сдвижной выполнена только дверь служебного помещения. В коробе справа внизу не батарея, как можно было подумать, а место для раскладных столиков, которые по требованию устанавливает проводник.


21. Заходим в купе-делюкс. В дневном положении здесь три кресла с подлокотниками, широкое окно с форточкой, практичная подставка под стаканы-бутылки у окна.


21а. Кабина санузла продолговатой формы выдаётся внутрь купе. Над кабиной находится багажная полка, под ней по карнизу идёт поручень для лестницы, он же держатель для вешалок, он же фиксатор для страховочных ремней багажной полки, свисающих с потолка Небольшая чёрная прорезь под поручнем в районе громкоговорителя – выдув климатики для пассажира верхней полки. С помощью заслонки (типа автомобильной) поток воздуха можно регулировать и направлять в стороны.


22. За санузлом находится складная дверь-ширма в смежное купе. Двумя круглыми рукоятками настраивается принципиальное разрешение на открытие :) и собственно открывается дверь. Если «желания» с обеих сторон ширмы совпадают, можно попасть к соседям. В остальное время это просто отличное место для чемодана.


23. Вид в сторону входной двери. Слева – дверь в санузел, справа от неё на стене – переговорное устройство с проводником и лючок мусорного бака. Над дверью расположены регуляторы громкости динамиков и температуры в купе. Там же, чуть правее: красный стоп-кран с возвращателем под четырёхгранку, пластмассовый упор для распашной двери санузла, и серебристый температурный датчик. И ещё, конечно, кнопки яркого и ночного света. Как видно, кнопки довольно ярко подсвечиваются в темноте, что некоторым может быть прийтись очень-то и по душе.


24. Рядом с каждой спальной полкой есть по индивидуальному электрокомплекту из лампочки для чтения и трёх кнопок: выключателя вышеупомянутой лампочки, кнопки общего ночного света и… выключателя будильника. Проводник обычно программирует время каждому пассажиру за 40-50 минут до прибытия, и в назначенный момент кнопка мигает и пищит.
Круглый одинокий глазок между первой и второй полками – ещё одна «вечерняя» лампа для чтения, пока купе находится в сидячем положении. Их в купе три штуки для каждого кресла отдельно. Хорошо видно, что третья полка для компенсации длины продолжается над коридором, и её кнопочки-лампочки находятся где-то под крышей вагона. Там же рядом, над входом – ещё одно место для багажа. Кстати, стоп-кран надёжно прикрыт от случайного срыва специальной стальной плашечкой.


25. Огромное окно – несомненный плюс «делюкса». Выдув климатики идёт в том числе и на стекло, что достаточно полезно зимой.


25а. Ещё хорошо, что форточки не закрывают на ключ.


26. Ночная лампа для чтения у полки – теплого света.


26а. Общий ночной свет идёт от синей лампочки в районе двери санузла. Достаточно разумное и красивое решение. В потолочной панели над окном (которая идёт как продолжение багажной полки) видны две направленные лампочки для «сидячего» чтения и их выключатели. Таким образом, источников света в купе на выбор целая куча.


27. На двери – глазок и куча наклеек с агитацией за безопасность в пути и действиях в случае, например, ЧП в тоннеле. К слову, о простейшей безопасности: на дверях стоят очень хорошие механические замки VingCard, работающие без всякого питания и абсолютно тихо. Над дверной ручкой виден «карман» для небольшой пластиковой карточки, которая уже лежит в купе перед посадкой. Без неё в купе не попасть – дверная ручка прокручивается. Она же служит «пропуском» в общий туалет и душ, куда, соответственно, не попадают измученные жарой интеррейлеры из сидячего вагона :)
Для забывчивых у проводника есть ключ от всех дверей, но и он не поможет, если со стороны купе повёрнута нижняя рукоятка замка. В этом случае дверь приоткрывается на 3-4 сантиметра, но блокируется выдвижной стальной рейкой в корпусе двери (вместо ненадёжной цепочки). Похоже сделано и в новых WLABmz РЖД, но там замок электрический, и неоправданно громкий, да ещё и пищащий при открытии.
Ещё забавный факт: свет в санузле включается кнопкой снаружи, и она светится, когда этот свет горит. Немного странная логика, но тем меньше лишних светящихся кнопок в темноте.


29. В районе «шлюза» в смежное купе, кроме трёх крючков для одежды, есть ещё и выдвижно-откидной пуфик…


29а. …который может служить столиком, если лень собирать большой стол.


29б. А большой стол проводник достаёт из короба в коридоре и собирает, скажем, для завтрака или ужина (на фото – как раз «ланч-пакет У1» в исполнении ДБ, фото 18+. Крепится этот стол одной стороной за держатель бутылок под окном, с другой стороны у него одна нога.

В следующей части – экскурсия в нераздельный санузел и конфигурация полок.
#305395 Exval 21 май 2015, 19:53
tk: Siemens Comfortline ČD WLABmz826 (DB WLABmz173.1)

Для оживления дискуссии и «по многочисленным просьбам трудящихся» выставляю на обозрение publico bono виртуальную экскурсию по знаменитому спальному вагону Siemens Comfortline на службе чешских и немецких дорог.
Большое спасибо! Чрезвычайно интересно.
#305487 SM@TRON 22 май 2015, 09:28
Пассажирские цельнометаллические вагоны постройки Ленинградского вагоностроительного завода имени И. Е. Егорова (в разные годы). Фрагменты альбома, посвящённого истории завода. Материал предоставил Павел Дунаев.

- Модель "15сб" (СВПС с мягкими местами и умывальными отделениями) постройки Вагоностроительного завода им. И. Е. Егорова в 1955-м году. Ленинград, СССР.


- 1940-й год.


- Послевоенные постройки, 1946-й год.


- Мягкий 2-го класса, багажный ЦМВ...


- 1960-е годы...


- 23сб.


- Микст. По планировке соответствует 61-504.

http://scaletrainsclub.com/board/viewto ... 84#p158784
http://scaletrainsclub.com/board/viewto ... 83#p158783
https://vk.com/wall-72200068_849

С уважением, Евгений.
#305730 Филатов 22 май 2015, 19:32
Я новичок. Прочитал все страницы в этой замечательной теме!
Спасибо Вам огромное за интереснейшие материалы, сообщения и особенно за фотографии!!! Сам я с детства болел этой обширной темой, но как-то не разу не побывал на тематических форумах по железнодорожной теме. ::-):
Родился я в СССР, в 1971 году.Немало поездил в поездах дальнего следования и всегда это для меня было Праздником Жизни и мистичным опытом путешествия в иное измерение...
#305763 SM@TRON 22 май 2015, 21:38
Филатову. Очень рад что тема Вам понравилась. Приглашаю Вас зарегистрироваться на форуме и продолжить диалог в любой интересующей Вас теме.

С уважением, Евгений.
#305769 Филатов 22 май 2015, 21:58
Родился и вырос в Москве. Ездил в основном по свердловской ЖД до станции Кез (Удмуртия 1420 км.) на летних каникулах на любимом скором поезде "КАМА" (Москва-Пермь)! Также часто путешествовал один с велосипедом в Крым, поездами Москва-Симферополь. Всегда брал билет в купейный! Аммендорфы, - любимейшие с раннего детства вагоны!!! ))) ::-):
Самое длительное и поучительное путешествие случилось в мае 1992 года, когда ехал дембелем после службы из Владивостока поездом Владивосток-Москва ("Россия")! 7 суток в пути, плюс непредвиденная задержка на восемь часов под Хабаровском из-за повреждения селем полотна дороги... Опять же в "шоколодном" Аммендорфе, да с хорошими попутчиками! Эх! Ностальгия, блин!..))) Надо бы описать вкратце хотя бы пару поездок!..
Мы тогда решили шикануть , взяли билет на этот поезд за свои деньги.Были проблемы тогда с оформлением документов, а домой хотелось по-быстрее! А в скором поезде "Россия" в тот период были только купейные вагоны! (И почти все с кондиционерами)
В тот год, как раз резко обесценивался рубль. Цены были совершенно несуразными.А цены на билеты ЖД были еще нормальными и явно заниженными, по отношению к общему фону.Просто нам тогда повезло взять билеты с очень большой скидкой для матросов ВМФ через знакомых. ::-):
#305930 Шаэнн 23 май 2015, 09:10
На дембель разрешали только в общем пассажирского ехать
С Владивостока до Свердловска, 1987 год, доплата за скорость и купейность - 28 рублей

#305934 nataly-m 23 май 2015, 09:24
Филатов Владимир: резко обесценивался рубль. Цены были совершенно несуразными.А цены на билеты ЖД были еще нормальными и явно заниженными, по отношению к общему фону.
Не надо забывать еще, что в начале 90-х сохранялся по-совковому минимальнейший разрыв между тарифами в разные категории вагонов, и не было наценки на фирменность. Так, в 93-м Мск-Оренбруг в общий вагон самаркандского стОил 1000 рэ, а купе на фирмач - 1600!
#305936 Гость 23 май 2015, 09:29
Шаэнн: На дембель разрешали только в общем пассажирского ехать
С Владивостока до Свердловска, 1987 год, доплата за скорость и купейность - 28 рублей

интересно, такие билеты или им подобные где-либо еще выдают?
#305939 nataly-m 23 май 2015, 09:43
Демобилизованным выдают билет в плацкарт на стандартном бланке Экспресс с пометкой "безденежный" - на конкретный день, поезд и место.
Причем из Пскова выдали на фирмач - хотя 198-й тоже был еще в ходу.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: af1461, John 3 volta, Михаил И и гости: 16