А вот и официальная пропаганда подоспела.
Вагон и новенькая тележка
Представлена ещё одна концепция плацкарта
В минувшую пятницу компания «РЖД» и АО «Трансмашхолдинг» представили прототип нового плацкартного вагона. Это второй образец плацкарта нового поколения с 2018 года. Компания сделала важный шаг от переделок и улучшений уже имеющихся плацкартов к принципиально новому вагону. Он, как минимум, стал просторнее.
Дизайн ливреи демонстрационной версии вагона был обновлён
В организации внутреннего пространства, как и в предыдущих прототипах, использованы шторки для каждого места
После каждого посещения душа и туалета ультрафиолетовые лампы обеззараживают воздух, воду и поверхности
Для пассажиров отсеков, где нет шкафа, предусмотрена специальная полка наверху
Прототип нового подвижного состава создан на основе дизайна вагона, представленного в прошлом году на выставке «Транспорт России» в Гостином дворе. Тогда Федеральная пассажирская компания (ФПК) и Трансмашхолдинг представили три концепции интерьера нового плацкартного вагона и инициировали опрос среди посетителей. Макет одного из них – «плацкарт со шкафами и шторками» – понравился 93% респондентов.
АО «ФПК» в 2018 году уже презентовало новый вариант плацкартного вагона, точнее, вариант переделки стандартного плацкарта, который сделал «Вагонреммаш». Эти вагоны также эксплуатируются сейчас компанией.
Показанный прессе в пятницу вагон Тверского вагоностроительного завода – принципиально новый. Эта модель сконструирована и собрана в так называемом габарите «Т», который используется для моторвагонного подвижного состава и для скоростных поездов сети РЖД в том числе. Ширина нового вагона увеличена по сравнению с обычным плацкартом на 28 см, длина – на 73 см. За счёт этого прироста полки в купейном отсеке стали длиннее на 15 см, а боковые места – на 12 см. В двухвагонном сцепе предусмотрено одно купе для проводников.
Благодаря перекомпоновке внутреннего пространства в новых вагонах стало на 14% больше места для хранения багажа. В целом внутреннее пространство вагонов увеличилось на 11%. При этом и количество пассажиров увеличилось на 7%. На 58 пассажиров приходится два туалета и один душ. Вагоны будут ходить в виде двухвагонных сцепов.
«Благодаря новому габариту получилось сделать ещё одно купе: если раньше их в плацкартном вагоне было 9, то стало 10», – отметил на презентации заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов. Таким образом, добавился ещё один отсек на четыре места. Он расположен в конце вагона, а вместо боковых мест появился шкаф, где проводники смогут хранить постельное бельё.
По словам Дмитрия Пегова, вся инфраструктура для курсирования вагонов в более широком габарите на сети есть. «В РЖД была проведена огромная работа по приведению инфраструктуры для того, чтобы вагоны такого габарита могли эксплуатироваться в первую очередь на южном направлении. Инфраструктура, а также локомотивы полностью подготовлены для поездов именно такого типа», – уточнил Дмитрий Пегов.
По словам заместителя генерального директора АО «Трансмашхолдинг» по развитию пассажирского транспорта Александра Лошманова, новый концепт предполагает пневмоподвешивание кузова, которое позволяет сделать ход поезда более плавным. На вопрос о том, кто разработал этот конструктивный элемент, в ТМХ не ответили. Это первый пример использования пневмоподвески в вагонах дальнего следования, хотя «Сапсаны» и «Ласточки» изначально оснащены ею. Новый вагон может развивать скорость до 160 км/ч. Производитель обещает, что, несмотря на появление нового элемента, пневмоподвески, межремонтный пробег новых вагонов увеличится по сравнению с вагонами массовых серий почти в 10 раз, до 25 тыс. км.
В организации внутреннего пространства, как и в предыдущих прототипах, использованы шторки для каждого места. А вот из новинок стоит отметить отсутствие третьих полок, собственный столик для пассажиров верхних полок, а также шкаф для багажа. Шкафы расположены между полок в семи купе из 10, где нет аварийного выхода.
Третьих полок в прототипе вагона не предусмотрено. Для пассажиров отсеков, где есть аварийный выход и нет шкафа, предусмотрена специальная полка наверху, которая не мешает им сидеть.
Как рассказал «Гудку» Максим Чащин, директор дизайн-студии Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ», которая занималась дизайном проекта, столики и снизу, и сверху оснащены держателями для стаканов, чтобы горячий чай не пролился на пассажиров снизу. «А шкаф удобнее для пассажиров, чем третья полка. Он рассчитан на разногабаритный багаж. К тому же отказ от третьей полки позволил высвободить место, чтобы пассажиры верхних полок смогли сидеть на своих местах», – отметил он. Отказ от третьей полки весьма уместен: шкаф в центре оставляет лишь одно сидячее место на нижней полке.
Также пассажирам предложили межкупейные окна, встроенные в стену. Пассажиры двух смежных спальных мест смогут общаться, открыв перегородку, которую в серийном вагоне планируется оборудовать замками – чтобы контакт происходил только по обоюдному согласию. «У нас схожие принципы индивидуализации пространства с теми, что используются в проекте железных дорог Австрии ÖBB, которые используют аналогичные межкупейные перегородки, – отметил Максим Чащин. – Межкупейная перегородка оснащена с двух сторон замками, поэтому открыть её можно лишь с разрешения обоих пассажиров. Помимо прочего межкупейная перегородка меняет парадигму путешествий в паре – предполагается, что люди будут брать места не в одном жилом отсеке, где расположен шкаф, а через стенку, в соседних отсеках».
Как отметил Дмитрий Пегов, вагон сохранил в себе «традиции поездок в плацкарте», то есть возможность путешествовать большими компаниями, и вместе с тем упор был сделан на персонализацию пространства, чтобы пассажир мог уединиться.
Как уточнили в АО «ФПК», до запуска серийного производства компания учтёт пожелания пассажиров.
Предполагается, что уже в I квартале 2021 года первая партия вагонов будет выпущена для проведения сертификационных испытаний. Во второй половине 2021 года уже после их проведения АО «ФПК» может начать в них перевозки пассажиров на одном из южных направлений. Как уточнил Дмитрий Пегов, скорее всего это будут два-три поезда на Адлер. «Ожидаем, что испытания пройдут успешно», – сказал Дмитрий Пегов.
Вагон был презентован в демонстрационной красно-черной ливрее. Как пояснили в ФПК, это лишь дизайнерская задумка и не стоит рассматривать окраску как новую ливрею перевозчика.
Яна Позолотчикова
Фото Павла Кассина