Вопрос изменения и перераспределения пасспотоков находится не только в плоскости логистики, а в большей степени в плоскости социальной. Общественная картина, которая была в 2010 году отличается от картины 2020 года, а 2000 отличается от предыдущих годов. Изменились не только социальные условия, но и транспортные предпочтения и предпочтения в принципе. Этот тренд имеет место не именно в России или на территории постсоветских республик - это мировая тенденция, хотя в постсоветском пространстве это выражено наиболее ярко. Люди стали объективно меньше перемещаться на средние и дальние расстояния и железнодорожный транспорт здесь не единственная жертва обстоятельств - еще раньше пали водные перевозки, да и собственно авиация частично пала тоже - развитие идет только в направлении бюджетных перевозок и чартеров, ну, а автомобильные пассажирские перевозки общего пользования по объему далеки от объема 1990 года, например.
А виной всему, как это ни банально, пресловутый либерализм. Да-да, именно социальные явления, с ним связанные, лежат в основе изменения поведения граждан по всему миру. Предпочтение личных интересов общественным, индивидуализация, зона комфорта, личное пространство, самореализация, - короче всё то, о чем ещё лет 20 назад мы уже слышали, а 30 лет назад только мечтали. Любое перемещение на дальние расстояния - это коммуникация офлайн, а, следовательно, выход из зоны комфорта. Вы не заметили, как появилось поколение, для которого выход из зоны комфорта уже событие, потому что предполагает труд. В смысле трудозатраты. Поехать куда-то недалеко можно на личном автомобиле, а далеко ехать и не хочется, дома лучше. Поездки за границу? А много ли из граждан РФ имеют загранпаспорта? По данным МВД - 18 процентов. Съездить в столицу или ближайший крупный город? А зачем? И получается, что для молодого человека первая поездка поездом - это поездка со сборного пункта в воинскую часть к месту службы. Вы не заметили, как сначала отменили почти все международные поезда, а потом и межгосударственное сообщение, и никто не переживает по этому поводу, потому что там хорошо, но вам туда не надо. Вы не заметили, как на улицах Москвы объективно стало меньше людей и это хорошо заметно в выходные дни. Потому что на метро на фабрику не надо и в офис в БМВ уже тоже можно не ехать. Проще из дома. В магазин? А интернет-маркетплейсы на что? Доставка привезет. Хотите развлечься? Пожалуйста. Познакомиться? Не вопрос. Секс? У нас только виртуальный, проходите в приват.
Смею предположить, цифровые технологии социального контроля только усугубят ситуацию и мы станем свидетелями дивного нового мира.
Мне как-то сказали, что поездки, путешествия, приключения это удел маргиналов. В более широком смысле этого слова, конечно, не именно бомжей и наркоманов, в смысле людей, выпадающих из социума, не таких как все. Они правы?